Статья "Значение развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников"
статья на тему

Винокурова Анна Владимировна

Данная статья посвящена проблеме развития сюжетно-ролевой игрыы у дошкольников 6-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.В.Винокурова

ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрены определения понятия «сюжетно-ролевая игра» с точки зрения различных ученых, описана характеристика сюжетно-ролевой игры и ее актуальность в жизни современных дошкольников.

Окружающий нас современный мир стремительно развивается. Технический прогресс, новые изобретения – все это значительно упрощает жизнь человека. Прогрессивные изменения в различных областях науки привели к повышению социального престижа интеллекта научного знания в современном обществе. Переход общества к информационным технологиям требует от человека умения проявлять творческое мышление, анализировать и изменять окружающую действительность, планировать свою деятельность.

Современные дети развиваются согласно заданному темпу жизни и развитию окружающего их общества. Они с легкостью осваивают достижения технического прогресса, многие достаточно рано начинают решать логические задачи. Из-за огромного количества информации, поступающей из различных источников, дети много знают. Одновременно с этим интересы современных детей стали более ограничены, а игры – однообразны. Связано это с тем, что в современной практике педагоги все чаще заменяют игру игровыми методами обучения, тем самым вытесняя ее из дошкольного образования. Но игровая форма занятий неспособна заменить настоящую свободную игру. В свободной игре инициатором деятельности выступает сам ребенок, на занятиях – взрослый.  

Для развития основ субъектности, субъектных проявлений детство – самая благоприятная пора. Целеустремленность, активность, творчество, самостоятельность, ответственность, рефлексивность – это качества, необходимые для развивающейся личности. Такие субъектные проявления приводят к достижениям в любой деятельности. По мнению Л.С. Выготского, именно игра влияет на развитие личности ребенка, его самосознание. Автор отмечает, что игра является источником развития и создает зону ближайшего развития. Отсутствие игры может создать ребенку и коммуникативные трудности, так как главным содержанием общения дошкольника является игра.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призван вернуть игровую деятельность в детские дошкольные организации. Поддержка игры является одним из ключевых направлений стандарта и выступает как форма социализации ребёнка, как особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования его активности.   Согласно ФГОС, педагог должен быть ориентирован на поддержку инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности и прежде всего в игре.

У детей 6-7 лет ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. Здесь ребенку доступно то, что еще долго будет невозможным в обычной жизни – сфера жизни взрослых людей. В этот сензитивный период развития ребенка педагогу необходимо максимально поддерживать стремление к самостоятельной игре и найти наиболее эффективный метод для ее развития. Для этого обратимся к ведущим педагогам.

Проблематика игровой деятельности детей дошкольного возраста отражена в трудах таких ученых, как Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, Ф.И.Фрадкина, Н.Я.Михайленко и др. Авторы едины во мнении, что игра является основополагающим видом деятельности и важнейшим средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой доминирующий вид игровой деятельности старших дошкольников.

Изучение сюжетно-ролевой игры отражено в трудах Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина, Е.О.Смирновой, О.В.Солнцевой, Е.Е.Кравцовой и др.

Следует отметить, что игра признана ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста не только педагогами и психологами, но также такими нормативными документами, как ФГОС ДО и Конвенция о правах ребенка, статья 31.

С.Л.Рубинштейн определял сюжетно-ролевую игру как наиболее спонтанное проявление ребенка, но в тоже время отмечал, что игровая деятельность подразумевает взаимодействие ребенка и взрослого.

Л.С. Выготский писал, что основой данного вида игр является представляемая ситуация, суть которой в том, что дошкольник исполняет роль взрослого и реализует игровые действия согласно созданному им самим игровому сюжету.

Д.Б. Эльконин определяет данный вид игры как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

А.В. Запорожец описал важный аспект данного вида деятельности дошкольников: игра, учит ребенка переживать чувства и мысли обыгрываемых людей. То есть можно сделать вывод, что именно сюжетно-ролевая игра формирует чувство эмпатии.

Е. Е. Кравцова рассматривает режиссерскую игру с психологической точки зрения как «воображение в действии». Воображение, по мнению автора, является истоком игры старшего дошкольника. Ведь благодаря воображению, ребенок обретает способность оживлять игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их. Режиссерская игра, по мнению Елены Евгеньевны, является той начальной ступенью развития игры, за которой впоследствии развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр. Елена Евгеньевна считает, что ведущая деятельность включает в себя последовательно сменяющие друг друга виды игр: режиссерская → образная → сюжетно-ролевая → игра с правилами → и снова режиссерская, но уже на качественно новом уровне развития. Следовательно, прежде чем  ребенок овладеет навыками сюжетно-ролевой игры, ему необходимо сначала научиться самостоятельно сочинять сюжет в режиссерской игре и овладеть способностью к образно-ролевой реализации в образной игре.

Е.О.Смирнова считает, что сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Действительно, используя реальные предметы в качестве других, «проживая» роль конкретного персонажа ребенок приобретает способность к творческому воображению.

Также Е.О. Смирнова пишет о том, что в сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка, произвольность поведения и всех психических процессов.

Огромное влияние игра имеет на развитие общения. Играя, ребенок учится отстаивать свою точку зрения,  учитывая интересы других участников; учится строить и реализовывать совместные планы,  ориентируется на партнеров по игре. Сюжетно-ролевая игра, по мнению Елены Олеговны, является тем видом деятельности, где дети берут на себя функции взрослых, создают воображаемые условия для проигрывания (воспроизведения) деятельности взрослых.

Основополагающей характеристикой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

Сюжет игры – сторона действительности, которая находит отражение в игре (Д.Б.Эльконин).

Е.О.Смирнова определяет сюжет игры, как область социальной действительности, которую дети воспроизводят в игре. В сюжете отражено все то, чем ребенок окружен в реальной жизни: его семейные, бытовые и социальные условия. Включенность ребенка в деятельность взрослых, его знакомство с жизнью является основным источником игры и в дальнейшем составляет сюжет его ролевой игры. Изменение и развитие сюжета зависит от развития кругозора ребенка. К сожалению, однообразие и ограниченность детской игры у современных дошкольников свидетельствует о бедности этого необходимого кругозора. Очевидно, что ребенок мало знаком с жизнью взрослых, с их трудом и отношениями. Несмотря на обилие игрушек, необходимый опыт для игры у современного ребенка отсутствует. Еще Ж.Пиаже писал, что детская игра – это не уход от мира взрослых, а способ вхождения в него. Поэтому, основной задачей взрослого является обогащение детского опыта, без которого невозможен сюжет, а, соответственно, и сама игра.

Е.В.Трифонова определяет игровой сюжет как содержательно согласованную последовательность игровых задач. Автор схожа во мнении с Е.О.Смирновой в том, что событийность и эмоциональность сюжета зависят от игрового опыта, которым ребенок овладевает в ходе той или иной деятельности, которую потом сможет реализовать в самостоятельной игре. Чем беднее игровой опыт ребенка, тем однообразнее игра.

С.А.Шмаков выделяет наиболее распространенные сюжеты по содержанию:

  • профессиональные;
  • военизированные;
  • созидательные;
  • поиска и открытия;
  • связанные с искусством;
  • сказочные;
  • фантастические;
  • этнографические.

Следует отметить, что сюжет и содержание игры – не одно и то же. Сюжет – это действительность, воссоздаваемая ребенком в игре. Содержание – это то, что ребенок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых.

Следующая составляющая воображаемой ситуации – роль.

Роль – это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими.

Д.Б.Эльконин рассматривает роль как основную единицу развитой формы игры.

С.А.Шмаков в своих работах описывает разнообразие ролей:

  • роль конкретного взрослого человека или персонажа книги, фильма;
  • роль-профессия обобщенного типа;
  • семейная роль;
  • этнографические роли;
  • сказочные роли;
  • роль животного.

Игра старших дошкольников начинается с совместного планирования, установления правил, договоренности и распределения ролей. Мотив поведения в игре зависит от выбранной ребенком роли. С.Л.Новоселова считает, что без игрового мотива роль является «обязаловкой», мертвым образованием. Часто, выбранная роль соответствует идеалу ребенка. Он хорошо знаком с  характерными признаками выбранного персонажа, правилами и способами его поведения. Приняв на себя роль, ребенок выстраивает свои действия и взаимодействия с партнерами так, как он это понимает и чувствует, ориентируясь на личный опыт. Так как в игре ребенок действует «понарошку», «как будто», то игровые действия принимают условный характер.

Для ребенка роль в игре – образец действия. Если для ребенка персонаж просто привлекателен, но ничего конкретного он о нем не знает, то роль не может быть выполнена.

Помимо действий, игровая роль отражается на развитии общения детей. Так, овладевая ролью, дети ведут уже ролевой диалог и обращаются к друг другу с ролевой позиции, т.е. от конкретного лица (мама и дочь, продавец и покупатель). Ролевой диалог при этом эмоционально окрашен характерной интонацией, мимикой, жестами.  

Исполняя роль, ребенок одновременно руководит и ролевыми отношениями. Т.е. помимо изображения своего персонажа, он ориентируется на воображаемую ситуацию другого участника игры.

 Любая роль предполагает выполнение каких-либо правил поведения. Отличительная черта правил сюжетно-ролевой игры в том, что они «прикрыты» ролью, и ребенок не столько осознает, сколько чувствует это правило.

Изучив определения сюжетно-ролевой игры, ее специфику с точки зрения педагогики и психологии, можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра является самым привлекательным видом деятельности дошкольника. Именно сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку находиться в двух ситуациях – реальной и мнимой – одновременно. В процессе сюжетно-ролевой игры происходит значимый и сложный процесс освоения знаний, который задействует не только умственные способности ребенка, но и внимание, память, воображение.

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Психология развития. СПб, Питер, 2001.
  2. Деркунская, В.А. К концепции воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения [Текст] / В.А. Деркунская // Детский сад от А до Я. – 2011. – № 2. – С. 66-76.
  3. Зворыгина Е.Н., Новоселова С.Л. Игра дошкольников / Е.Н.Зворыгина, С.Л.Новоселова. - М.: Владос, 2002 – 286 с.
  4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
  5. Кравцова Е.Е. Игра и произвольность // Дошкольное воспитание» № 11, 2017
  6. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1996.
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.
  8. Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика/Под редакцией В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. Ч.1,2, - М., 1988.
  9. Смирнова, Е.О. Сюжетная игра как фактор развития межличностных отношений дошкольников//Культурно-историческая психология. – 2011. - № 4. – С. 38-44.
  10. Солнцева О.В. Играем в сюжетные игры//Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.- с.33-37
  11. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
  12. Трифонова Е.В. Развитие игры детей 5-7 лет. Методическое пособие. / Авт.колл.: Волкова Е.М., Иванкова Р.А., Качанова И.А., Трифонова Е.В. // Под ред. Трифоновой Е.В. -  М.: ТЦ Сфера, 2015. – 208 с.
  13. Шмаков С.В. Учимся, играя./ С.В.Шмаков. - М.: ЦГЛ, 2004. - 128 с.
  14. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1999. - 300 с.
  15. Ядэшко В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических училищ / В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохин, Т.А. Ильина и др. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сюжетно-ролевых игр у младших дошкольников

об сюжетно-ролевых играх младших дошкольников...

Предметно-игровая среда как фактор развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

Статья в сборнике "Материалы международной научно-практической конференции: "Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок"Гринбаум Елена Евгеньевна,воспитатель ГБОУ д/с №1817 ЗелОУО г. Моск...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Консультация для родителей "Условия и способы развития сюжетно - ролевой игры у дошкольников"

В данной консультации рассказывается о всех возрастных группах  и характрех игровых действий в сюжетно - ролевой игре...

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ...

«ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ НА РАЗВИТИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Ребенок развивается в игре. Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников....