Современные проблемы и методы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровосбережения дошкольников
статья на тему

dobrokhotova

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательно-образовательной работы педагогов. Но проблема по-прежнему остается актуальной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/ сад комбинированного вида №4   «  Ивушка »

\

Выступление на педагогическом совете

«  Современные  проблемы и методы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников»

                                                       Подготовила :  Доброхотова И.А.

г. Реутов 2018 г.

                           

           

            Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательно-образовательной работы педагогов. Но проблема по-прежнему остается актуальной.

          По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушений осанки, зрения, дефекты речи. По результатам осмотров за год до поступления в школу нарушения осанки и сколиозы встречаются в 3 раза чаще, чем при поступлении в детский сад, а распространенность дефектов речи и нарушений зрения увеличивается на 70 % и 80%, соответственно.

             ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».

                    Впервые о необходимости культуры здоровья и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное – это научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

            Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

            Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).

               Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:

  • Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей,  которое достигается в том случае,  если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только
    воспитателям, но и родителям, когда семья
     знакома с основным
    содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы
     в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания,
  • Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду,
  • Индивидуальный' подход к каждому ребенку и к каждой
    семье на основе учета их интересов и способностей,
  •  Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей
    на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в
     детском саду.

              В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей  должна  включать:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • участие в составлении индивидуальных программ  оздоровления детей;         
  • целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д;
  • ознакомление родителей' с содержанием физкультурно-оздо- ровительной работы в детском саду, направленной
    на физическое,  психическое и социальное развитие ребенка;
    обучение конкретным приемам и
    'методам оздоровления (ЛФК,
    дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
  • ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями,
    проводимыми в ДОУ
    , обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).

          В процессе работы осуществляются разные формы контроля: систематический, предупредительный, тематический, сравнительный, фронтальный.

              Затем формируется творческая группа, которая подбирает содержание работы с родителями в области сохранения и укрепления здоровья воспитанников. На этом первый этап работы заканчивается.

         Второй этап – практический. Это непосредственная работа с семьей, которая осуществляется комплексно и включает:

  • работу воспитателей с родителями. Это индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение на совместные экскурсии, праздники и т.д.,
  • работа с семьей педагогов-психологов: информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы и т.д.,
  • работа с семьей инструктора по плаванию: обучение приемам плавания, технике дыхания,
  • работа с семьей воспитателя по физической культуре: показ открытых физкультурных занятий, спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья» и т.д.,
  • работа с семьей учителя-логопеда: формирование правильного речевого дыхания, артикуляционная гимнастика,

             Вся работа планируется на учебный год с конкретизацией

материала на каждый месяц.

  Наиболее интересной и эффективной формой работы с родителями в ДОУ являются занятия в семейных клубах. Вот примерная тематика   встреч:

  1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – одна из основных задач детского сада и семьи.
  2. «Движение – это жизнь!» Пути активизации двигательной активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.
  3. «Играем вместе». Игра – фактор развития двигательной активности детей и повышения эмоционального настроя.
  4. К здоровью без лекарств!
  5. Правильное питание – залог здоровья!
  6. Спорт и дошкольник.
  7. Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре (с показом открытого занятия).
  8. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.
  9. Чрезмерный вес ребенка – угроза здоровью.

       Третий этап – заключительный. Подводятся итоги, проводится анализ проведенной работы, планируются дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников. Осуществляется самоанализ и повторное тестирование воспитателей с целью сравнения результатов с начальными, анкетирование родителей с целью выявить степень удовлетворенности работой ДОУ. А также проводится наблюдение за динамикой показателей здоровья детей с целью анализа эффективности проведенных мероприятий.

        Только такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.            

         

Литература

1. Арнаутова Е.П.  Педагог и семья. М., 2001.

2. Глебова С.В.  Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007

3.  Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2005

4. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к
общению с родителями //Управление ДОУ. 2002. № 4. С. 100
-110.

5.   Кулик И.,  Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. М., 2006

6. Осокина Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. 2008. № 1. С.92-97.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...

«Формы и методы партнёрского взаимодействия ДОО и семьи по вопросу формирования звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у дошкольников »

В презентации представлены определения понятий по образовательной Области"Речевое Развитие" в соответствии с ФГОС,конкретизированы формы и методы работы  с семьёй по данному направлению (из лично...

Методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанника

Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не смо...

Взаимодействие МАДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

Взаимодействие МАДОУ и семьи  в вопросах здоровьесбережения дошкольников...

Статья «Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах оздоровления дошкольников»

  Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человек...

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в экологическом воспитании дошкольников

Взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями в вопросе экологического воспитания детей дошкольного возраста...