Эмпирическое исследование проблемы применения наглядных форм в процессе взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам подготовки детей к школе.
статья (подготовительная группа) по теме

Семченко Юлия Геннадиевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yuliya1.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Эмпирическое исследование проблемы применения наглядных форм в процессе взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам подготовки детей к школе

Ю. Семченко, воспитатель МБОУ Вожовская СОШ

Кромского района Орловской области

Значение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в вопросе воспитания и образования детей очевидно. Несомненно, что организация совместной работы педагогов ДОУ с родителями, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между ними также является важнейшим условием подготовки детей к обучению в школе.

Тем не менее, не все родители принимают должное участие в образовательном процессе, многие родители не обладают необходимыми знаниями. Эту проблему поднимают в своих трудах Т.Н. Доронова, А.Е. Соловьева, И.О. Пастухова. Они подчеркивают, что многие родители имеют фрагментарные и отрывочные педагогические знания, для них характерна отстранённость от участия в воспитательно-образовательном процессе ребенка, поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольной образовательной организации во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей [4; 7]. Кроме того, современные родители должны уметь применять в практике семейного воспитания имеющиеся у них педагогические знания.

Проблема сотрудничества педагогов с семьями воспитанников как важнейшая задача современного дошкольного образования, нашла свое отражения в работах Л.Н. Антипиной, Е.П. Арнаутовой, С.Ю. Бубновой, Т.Н. Дороновой, Т.А. Куликовой, Е.А. Овсянниковой [2; 3; 4; 5]. По мнению авторов, целостная система работы ДОУ с родителями в настоящее время отсутствует. Формы сотрудничества с родителями, характерные для советского периода (педагогический всеобуч, педагогическое просвещение), потеряли свою актуальность.

Вместе с тем, немаловажное значение многие исследователи придают наглядным формам совместной работы педагогов с родителями [10]. Такие формы, по мнению авторов, рационально применять при ознакомлении семей воспитанников с методами и приемами образовательной работы с детьми [10]. Однако считается, что не совсем верным является подход большинства практиков, которые сводят использование наглядности в работе с родителями только к оформлению стендов и выставок, что является.

Можно полностью согласиться с Т.В.Кротовой [5; 6], которая убедительно доказала в своих исследованиях, что наглядно-информационные формы позволяют решать задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами подготовки детей к школе в условиях дошкольной образовательной организации, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность воспитателя, оказывают практическую помощь семье [6].

В связи с этим была сформулирована проблема исследования: каковы особенности применения наглядных форм в процессе взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам подготовки детей к школе.

 Была выдвинута гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что применение наглядных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам подготовки детей к школе будет успешным при следующих педагогических условиях:

  • разнообразие наглядных форм общения с родителями (открытые занятия, информационные стенды, тематические буклеты, газеты и др.);
  • регулярная обновляемость наглядных материалов (не реже 1 раза в месяц);
  • актуальность предлагаемой для родителей информации с учетом индивидуальных особенностей и уровня готовности старших дошкольников к обучению в школе;
  • красочность оформления наглядных материалов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  • анализ педагогической документации;
  • анкетирование педагогов и родителей;
  • анализ наглядных материалов, используемых в работе с родителями;
  • экспресс-диагностика уровня развития детей старшего дошкольного возраста (Семаго Н., Семаго М.) [8];
  • качественный и количественный анализ фактических данных.

В ходе эмпирического исследования, проведенного на базе старшей дошкольной группы МБОУ Вожовская СОШ Кромского района Орловской области, были получены результаты, которые позволяют охарактеризовать состояние проблемы применения наглядных форм в работе педагогов с родителями по вопросам подготовки детей к школе в практике ДОУ.

Анализ педагогической документации показал, что педагоги еженедельно планируют мероприятия с родителями. Решаемые в процессе сотрудничества с родителями задачи разносторонни, но носят сугубо дидактический характер: информировать о чем-то, обратить внимание на что-либо, подвести к осознанию чего-либо. Эти и другие задачи решаются с помощью разнообразных форм. Среди них тематические консультации, индивидуальные беседы, семинары-практикумы, родительские собрания.

Анализ наглядных материалов, используемых в работе с семьями воспитанников, показал, что в группе имеется уголок для родителей, содержащий информацию о целях и задачах воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, режиме дня, питании. Кроме того, имеются папки-передвижки на темы, не связанные с подготовкой детей к школе.

В ходе анкетирования педагогов выяснилось, что специалисты признают необходимость совместной работы с семьей. В своей профессиональной деятельности они проводят родительские собрания, беседы, консультации, круглые столы, семинары-практикумы, готовят памятки для родителей. Общение родителей с педагогами чаще происходит по инициативе последних.

В целом, изучение опыта применения педагогами наглядных форм сотрудничества с родителями позволяет сделать вывод, что данное направление деятельности в старшей группе осуществляется не всегда на должном уровне. В частности, педагоги излишне дидактизируют общение с родителями, не планируют мероприятия, предполагающие получение обратной связи, не дифференцируют содержание педагогического просвещения родителей. Воспитатели не предпринимают попыток вызвать интерес членов семьи к изучаемому вопросу. В работе с родителями педагоги преимущественно используют традиционные формы - родительские собрания, консультации, папки-раскладушки. Крайне редко планируют применение наглядных форм общения, крайне редко меняют информацию в уголке для родителей, в результате чего представляемые материалы недостаточно эстетичны, старые, выцветшие.

Анкетирование родителей воспитанников старшей группы свидетельствует о том, что 17% родителей заинтересованы в результатах подготовки ребенка к школе и проявляют интерес и желание сотрудничать с педагогами по данному вопросу. Они активно готовят ребенка к школе посредством посещения подготовительных к школе курсов, организуемых на базе Домов творчества, Центров развития, выполняют рекомендации педагогов. 58% родителей позитивно настроены на сотрудничество со специалистами ДОУ в целях эффективной подготовки ребенка к школе, но занимают пассивную позицию в данном процессе. Они приобретают разнообразные развивающие игры и пособия по подготовке к школе, но неадекватно оценивают возможности ребенка. 25% родителей не заинтересованы в сотрудничестве с педагогами по вопросам подготовки детей к школе, что вызвано недоверием и негативным отношением к специалистам ДОУ.

Диагностика детей показала, что у 17% старших дошкольников высокий уровень готовности к обучению в школе. Эти дошкольники способны правильно описывать цветовое окружение, выделять в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы. Они успешно запоминают учебный материал, понимая его содержание. Им свойственно умение классифицировать предметы по существенным признакам, выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам, решать простые логические задачи, составлять логический ряд из фигур. У66% дошкольников средний уровень готовности к обучению в школе. Они различают и называют цвета спектра и их оттенки, способны строить достаточно полный образ восприятия, но не различают в нем основное и второстепенное. Дети запоминают учебный материал, ориентируясь в его содержании, классифицируют предметы по определенным признакам, выстраивают последовательность событий и составляют связный рассказ по картинкам, решают простые логические задачи. У 17% детей достаточный уровень готовности к обучению в школе. Эти дошкольники различают и называют основные цвета, способны строить достаточно полный образ восприятия, но не различают в нем основное и второстепенное. Дети испытывают затруднения при запоминании учебного материала, но ориентируются в его содержании, классифицируют предметы по определенным признакам, выстраивают последовательность событий, составляют связный рассказ по картинкам с помощью наводящих вопросов педагога, решают простые логические задачи. Штрихуют и раскрашивают рисунки, заходя за конторы.

Детей с низким уровнем готовности к школе среди воспитанников старшей группы выявлено не было.


Список литературы

  1. Андриеш В.А., Бубнова С.Ю. Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе// Ученые записки ОГУ. – Том 4, 2007 - С. 7-11
  2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей//Дошкольное воспитание. - 2002. - №9
  3. Бубнова С.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе // Управление ДОУ - 2008. - № 1. - C. 8-12.
  4. ДОУ и семья – единое пространство для развития / Сост. Доронова Т.Н, Соловьева А.В, Жичкина М.Н. – М: Линка-Пресс, 2006 – с.25-28
  5. Кротова Т.В. ДОУ и родители: пути сотрудничества// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2006, №4 – С.82-84
  6. Кротова Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников // Справочник старшего воспитателя ДОУ, 2007 - №2. – С. 60-66
  7. Пастухова И.О. Создание единого простарнства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи – М: Сфера, 2007 – 140 с.
  8. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка /М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: Речь, 2010. – 384с.
  9. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Вариативные модели организации дошкольного образования – Орел: Педагогическое общество России, 2012 – 208 с.
  10. Федотова Т.В., Западалова Т.А. Роль наглядной информации в сотрудничестве детского сада с семьей// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2006, №4 – С.85-89


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам подготовки детей к обучению грамоте.

Тематический план взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам подготовки детей к обучению грамоте....

Психолого-педагогические условия применения наглядных форм в процессе взаимодействия ДОО и семьи по вопросам подготовки детей к школе.

Психолого-педагогические условия применения наглядных форм в процессе взаимодействия ДОО и семьи по вопросам подготовки детей к школе. ВКР 2016г....

Презентация "Психолого-педагогические условия применения наглядных форм в процессе взаимодействия ДОО и семьи при подготовке детей к школе"

Презентация "Психолого-педагогические условия применения наглядных форм в процессе взаимодействия ДОО и семьи при подготовке детей к школе".Задачи исследования:1. Раскрыть теоретические основы примене...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.Цель:Уста...

«Применение различных форм работы по взаимодействию ДОУ и семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей.В связи с этим, свою работу по нравственно- патриотическому воспитанию детей мы решили строить в тесном контакте...

Консультация для родителей "Взаимодействие детского сада с семьей по вопросу подготовки детей к школе"

Консультация для родителей "Взаимодействие детского сада с семьёй по вопросу подготовки детей к школе"...