консультация для воспитателей " Нормативный проект"
консультация на тему

Притворова Елена Викторовна

Проекты по созданию норм являются важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они пазвивают позитивную социализацию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon normativnaya_proektnaya_deyatelnost_-_kopiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

« Нормативная проектная деятельность.»

               

  Актуальность.

Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. В наше время социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Работая в детском саду и наблюдая за детьми во время игры, на занятиях, их общением друг с другом, отношениями я пришла к выводу, что многих конфликтных ситуаций в любых видах деятельности можно было бы избежать, если бы изначально в группе существовала определённая база правил, которая распространялась на все виды деятельности. Поэтому меня заинтересовала тема – нормативный проект или нормотворчество. А именно введение определенных норм, правил через творчество детей.

Вид проекта: нормативнотворческий.

Продолжительность: краткосрочный (2 месяца)

Участники проекта: дети старшей  группы  , воспитатели, родители.

Нормативные ситуации можно разделить на три группы:

• Запрещающие.

• Позитивно нормирующие.

• Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию

новой нормы нормотворческие.

Цель проекта: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей, формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств. Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения

Задачи :

    Развивать у детей интеллект, познавательные,  речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

   Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к сверстникам, близким.

   Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения, овладения на основе анализа действительности и удержания  этого правила.

При разработке проекта , использую  следующие этапы:

       На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей. Бессмысленно придумывать правила для ситуаций, которые в жизни группы могут встретиться всего несколько раз — такие правила будет невозможно удержать в сознании детей.

       На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть, либо приводят пример с помощью короткого рассказа. Фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.

        На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могу рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря её проживанию в воображаемом плане.

        На четвёртом этапе педагог просит детей  по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создаётся обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.

        На пятом этапе педагог предлагает подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребёнок высказывает своё мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из положений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.

       На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.

       На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребёнка предоставлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный “знак” правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.

Включение в книгу, альбом правил.

Ты игрушки береги, поиграл-убери

Ухаживай за растениями.

Восьмой этап связан с выполнением “знака” правила и выставление его на видное место.

Рассматривание мнемотаблицы

     Ведь не секрет, что научить ребёнка словами - достаточно сложно. Назидательная интонация не приемлима. Ребенок её просто не воспримет. 

Научить подчиняться определенным требованиям и правилам помогает развивающая мнемотаблица. Она является инструментом для обучения детей.

Рассмотрев с детьми таблицу - можно повесить её на отдельное место в группе. Таблица станет частью развивающей среды. Ненавязчиво будет помогать воспитателю закреплять навыки поведения, общения, как во время режимных моментов, так и в самостоятельной деятельности детей.


- Интересные картинки привлекают внимание, а значит, что.....

Включается работа по изобразительной деятельности: таблица становится образцом картинок для рисования лица, детей, посуды, столовых приборов, образцом техники рисования карандашом.


- Картинки запрета -  (перечеркнутые картинки).

Закрепляется правила поведения: не кричи, не дерись, веди себя в кровати спокойно.

- Прослеживается гендерный подход к воспитанию мальчиков и девочек:

Развиваются  интегративные качества: эмоционально - положительный, умеющий вести сабя правильно, правильно общаться со сверстниками: воспитываются навыки дружеских взаимоотношений, навыки этикетного поведения.

- Закрепляются знания о здоровье:

Побуждается желание быть веселым, вежливым, внимательным, аккуратным. Понимать, что при громких звуках страдает слуховой аппарат - уши, может болеть голова.

- Закрепляются трудовые навыки:

При сервировке стола, наведению порядка в группе, уборке мусора после творческих занятий (аппликация, ручной труд, самостоятельное творчество с бумагой, клеем, природным материалом).

Развивающая таблица не должна висеть все время в группе.

Вы заметите, что когда интерес к таблице закончится, её необходимо снять и убрать.  При возникновении определенных ситуаций в группе, можно воспользоваться таблицей повторно.

Можно предложить старшим дошкольникам зарисовать картинки по памяти. Этим способом закрепляются правила поведения, зрительная память, внимание, графические навыки рисования.

Побуждается повторный интерес к таблице.

Используя такой же алгоритм в группе были придуманы “знаки” правила для различных видов деятельности. Они предоставлены на слайдах (происходит показ слайдов).

Будь осторожным и внимательным во время подьёма и спуска с лестницы

В группе разговаривай спокойно, не кричи.

Во время игры договаривайся о правилах. Играй дружно, не ссорься

Не бегай в группе, это опасно.

На занятиях поднимай руку. На вопрос отвечает один, остальные молчат.

Во время тихого часа не прыгай на кровати, веди себя тихо, не мешай спать другим.

     В группе была оформлена « Книга правил» , к которой дети обращаются самостоятельно или по нашей подсказке.

     Как я уже говорила, эта работа в группе ведется не один год. Хочется заметить, что не всегда будет решаться одна и та же задача, т. е. в разных группах возникает потребность в реализации разных норм правил.

     Таким образом, использование “знаков” правил в группе позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога.