Консультация для воспитателей «Нормативность как главный показатель речи»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

«Говорите правильно! Следите за своей речью! Так не говорят!» Как часто мы адресуем подобные обращения нашим воспитанникам.

А правильно ли говорим мы сами?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govorite_pravilno.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ВАСИЛЁК»

Консультация для воспитателей

«Нормативность как главный показатель речи»

Подготовила: учитель-логопед

Воронова Е.А.

«Говорите правильно! Следите за своей речью! Так не говорят!» Как часто мы адресуем подобные обращения нашим воспитанникам.

А правильно ли говорим мы сами? Невольно вспоминается ставший классическим пример из кинофильма «Доживем до понедельника», где учительница начальных классов сетовала, что ее дети «ложат» зеркало в парты.

Всем известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники.

Принято различать нормы строго обязательные (императивные) и не строго обязательные (диспозитивные). Если в первом случае нарушение норм расценивается как слабое владение русским языком (например, нарушение норм склонения, спряжения, принадлежности к грамматическому роду), то во втором случае - возможны варианты. Например,

  1. Акцентологические варианты (по месту ударения: родИлся - родилсЯ, ржАветь - ржавЕть, хАос - хаОс);
  2. Фонетические варианты, связанные с произношением отдельных звуков или их сочетаний: було[чн]ая - було[шн]ая, д[е]кан - д[э]кан;
  3. Фонематические, различающиеся по составу фонем: ноль - нуль, галоша - калоша, тоннель - туннель;
  4. Морфологические: заусеница - заусенец.

Выделим две основные группы норм языка:

  • Орфоэпические (акцентологические и фонетические);
  • Общеграмматические (на уровне морфологии и синтаксиса).

Рассмотрим употребление некоторых глаголов в соответствии с нормами

современного литературного языка.

  1. Орфоэпические нормы (императивные).
  • ПовторИшь, повторИт, повторИм, повторите, повторЯт.
  • ЗвонИшь, позвонИшь, звонИт, позвонИт, звонИм, позвонИм, звонИте, позвонИте, звонЯт, позвонЯт.
  • ВключИшь, включИт, включИм, включИте, включАт.
  • НачалсЯ, началОсь, началИсь. Завтрак (обед) начался.
  1. Общеграмматические нормы (императивные).

А) Употребление форм повелительного наклонения глаголов.

  • Лечь - ляг, лягте.
  • Ехать - поезжай, поезжайте.
  • Лазить, лазать - не лазь (не лазьте), не лазай (не лазайте).

Б) Выбор слова на уровне смысловой и стилистической сочетаемости.

  • Надеть - одеть.

Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный другим дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.

  • Есть — кушать.

Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении. В дореволюционном русском просторечии глаголы кушать, откушать, выкушать и т.п. применялись по отношению не только к еде, но и к питью, а также употреблялись с оттенком подобострастной вежливости при обращении слуг к господам или низких чинов к высшим особам. Например, пожалуйте кушать чай; барин кушает кофий; кушать подано и т.п.

В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим). В. Бианки писал: «Даже о себе мы начинаем говорить: «я кушаю», «мы кушаем». И получается смешновато: больно пышно».

В третьем лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте звучат несколько фамильярно.

  • Оплатить - заплатить.

Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-нибудь) употребляется в тех случаях, когда говориться о возмещении расхода, стоимости, кредита, о получении денежного документа (чека) и т.п. этот глагол употребляется только в конструкциях с винительным падежом без предлога (оплатить покупку, проезд...).

Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения.

Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд.

  • Взвесить, взвешивать.

Современная литературная норма рекомендует использовать глагол ВЗВЕСИТЬ (определять на весах вес чего-нибудь). Употребление слова «завесить» является просторечным. Надо: взвесьте, пожалуйста, килограмм яблок.

  • Подсказать.

Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать кому-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а также в переносном значении: навести на мысль: опыт подсказывает иное решение. Поэтому нельзя говорить: подскажите, пожалуйста, как пройти.... Надо: скажите, пожалуйста, как пройти...

Итак, можно с уверенностью констатировать: только в благоприятной речевой среде можно формировать и развивать речевую культуру подрастающего поколения. Роль воспитателя в данном случае очень велика, так как ребенок большую часть времени проводит в детском дошкольном учреждении. И от того, какую речь он будет слышать, зависит и уровень его коммуникативно-этической культуры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Грамматически правильная речь воспитателя"

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, самоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаю...

Консультация для воспитателей на тему: «Грамматически правильная речь воспитателя»

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструмен­том, воздействующим на ребенка, по­могающим установить с ним контакт. Поэтому речь воспитателя...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладен...

Консультации для воспитателей на тему: "Требования к речи воспитателей".

Речь-визитная карточка человека.Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.В данной консультации раскрыты общие требования к речи вос...

консультация для воспитателей " Нормативный проект"

Проекты по созданию норм являются важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они пазвивают позитивную социализацию детей....

Нормативность как главный показатель культуры речи

Правильность речи, культура речи взрослого как эталон для дошкольника....

Консультация для родителей "Как развивать речь малыша". Консультация для воспитателей "Методика работы по развитию речи детей 2-3 лет. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Из размещённого материала вы сможете почерпнуть теоретические и практические знания о развитии речи детей младшего дошкольного возраста....