Консультация для воспитателей "Метод проектов в образовательной работе детского сада"
консультация по теме

Манякина Наталья Ивановна

В консультации говорится о том, что такое проект, классификация проектов, виды проектов, схема процесса планирования, памятка по составлению плана - схемы реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_v_obrazovatelnoy_rabote_detskogo_sada.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Метод проектов в образовательной работе детского сада»

Что такое проект и что такое метод.

  • Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
  • Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
  • Метод - это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению необходимого результата.
  • Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

       Под методом проектов мы подразумеваем технологию организации ситуаций, в  которых воспитанник ставит и решает собственные проблемы, и технологию самостоятельной  деятельности ребенка.

Метод проектов - самостоятельная деятельность ребенка (исследовательская, познавательная, продуктивная), направленная на познание окружающего мира, для достижения поставленной цели. Решение проблемы, лично значимой для ребенка. Оформленная в виде некоторого конечного продукта.

Классификация проектов.

Проекты классифицируют по следующим признакам: типам

  • По тематике (творческие, информационные, игровые (приключенческие), исследовательские)
  •  По составу участников (групповые, индивидуальные, фронтальные), (в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, с учреждением культуры и т.д.)
  • По срокам реализации (краткосрочные, долгосрочные, средней продолжительности)

Виды проектов.

  • Творческие  - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде  детского праздника
  • Исследовательские – дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок
  • Игровые – это проекты с элементами творческих игр, когда ребята  входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные задачи и проблемы
  • Информационные – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и т.д.)

Схема процесса планирования.

  • 1.        поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  • 2.        вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели через беседу);
  • 3.        наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
  • 4.        обсудить план с семьями воспитанников (устные беседы, информационные стенды);
  • 5.        обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада музыкальный руководитель, руководитель физкультуры и др. (творческий поиск);
  • 6.        осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.)

7.        нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта (можно использовать модель трех вопросов) Что мы знаем?  Что хотим узнать? Что нужно сделать?

вывесить ее на видном месте;

  • 8.        собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми);
  • 9.        провести совместную деятельность, игры, наблюдения, поездки-экскурсии — все мероприятия основной части проекта;
  • 10.        предложить домашние задания родителям и детям;
  • 11.        перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей, партнеров;
  • 12.        организовать презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН); составляем книгу, альбом, коллекцию и т. п.;
  • 13.        составить портфолио проекта вместе с детьми (фото-, видеоматериалы, продукты проекта, смешные истории, «зарисовки» процесса работы над проектом);

Распределение деятельности педагога и детей в проекте.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему,

цель, определяет продукт

проекта ..

2. Вводит в игровую (сюжетную ситуацию)

3. Формулирует задачи (нежестко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

 

2 этап

 

1. Помогает в решении задачи.

2. Помогает спланировать

деятельность.

3.Организует деятельность.

1. Объединение детей в рабочие группы.

2. Распределение ролей.

 

3 этап

 

1. Практическая помощь (по необходимости, в зависимости от возраста детей)

2. Направляет и контролирует осуществление проекта

1.Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Ищут решение задачи.

2. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности.

4 этап

1 Подготовка к презентации проекта.

2. Презентация.

1. Продукт деятельности готовят к презентации.

2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности

Памятка по составлению плана – схемы реализации проекта.

I этап подготовительный (разработка проекта).

  • Создаём игровую мотивацию. Основой мотивации должен стать продукт.
  • Входим в проблемную ситуацию.
  • Формулируем проблемы, цели, определяем продукт проекта.
  • Формулируем задачи, позволяющие достичь желаемой цели.
  • Планируем деятельность и возможные мероприятия.
  • Выбираем участников проекта, и тех, к кому обратиться за помощью.
  • Подбираем средства реализации проекта.
  • Определяемся, чему научиться для достижения цели.
  • Приступаем к непосредственным действиям и приобретаем необходимые навыки.

II этап основной.

  • Проводим мероприятия по созданию исходного продукта.
  • Ищем необходимую информацию.
  • Налаживаем взаимодействие между участниками проекта.
  • Организуем поисковую, творческую деятельность.

III этап заключительный.

  • Презентация продукта деятельности.
  • Подведение итогов (Что получилось или не получилось? Почему?
  • Презентация может проходить в различных формах в зависимости  от возраста детей и темы проекта

*  итоговые игры-занятия,

*  игры-викторины,

*  тематические развлечения,

*  оформление альбомов,

*  фотовыставок,

*  мини-музеев,

*  творческих газет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и методическое сопровождение оздоровительной и образовательной работы детского сада в летний период».

Предлагаю Вам свой опыт работы по организации и методическому сопровождению оздоровительной и образовательной работы детского сада в летний период....

Роль беседы в воспитательно- образовательной работе детского сада.

Роль беседы в воспитательно- образовательной работе детского сада. Одним   из   существенных   моментов   обучения является  применение...

Презентация "Метод проектирования в образовательной работе детского сада".

Презентация "Метод проектирования в образовательной работе детского сада" содержит информационную карту проекта и может быть использована в работе с кадрами ДОУ....

Презентация "Метод проектов в образовательной работе детского сада"

Все чаще в современных научно-методических изданиях и в описании педагогического опыта встречается упоминание о проектах, проектном методе, проектном подходе, проектной деятельности в образовании дете...

ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА

В данном методическом пособии раскрываются сущность, содержание, структура иметодика проведения интегрированных занятий; представлены тематические циклыинтегрированных занятий с детьми разных возрастн...

Выступление на педсовете:"Использование элементов черлидинга в образовательной работе детского сада по укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст– важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период закладывается фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости детского организма к неблагоприятным ...

Технология проектов в образовательной работе детского сада

Проектная деятельность-это создание воспитателем условий,позволяющий детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт....