Консультация "Метод проектов в образовательной работе детского сада Лидия Михайлова-Свирская"
консультация

Светлана Анатольевна Меньшенина

Тематический образовательный проект
(Л.В. Михайлова-Свирская)
Отрезок в жизни группы детей, в течение которого дети месте со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу.

1. Участие детей под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр.

2. Инициативная, активная реализация интересов, потребностей и возможностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_svirskaya.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Успешным в школе будет тот ребёнок, который:
хорошо адаптирован в социальном плане – умеет устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками,
не стесняется задавать вопрос,
умеет организовывать своё время,
связно высказывать мысли,
работать с книгой и другими источниками информации.

  • Образовательная программа детского сада включает, прежде всего, ценностно-целевые ориентиры для взрослых, а не является документом, предназначенным для исполнения детьми.
  • Реализовать задачи развития ребёнка можно на любом содержании!!!

Тематический образовательный проект
(Л.В. Михайлова-Свирская)
Отрезок в жизни группы детей, в течение которого дети месте со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу.

1. Участие детей под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр.

2. Инициативная, активная реализация интересов, потребностей и возможностей детей.

Основные компоненты метода проектов
1. Обязательное обсуждение будущей темы вместе с детьми.
2. Уточнение того что дети знают, хотят узнать, предполагают сделать для того, чтобы узнать; ведение записей высказываний детей печатными буквами.
3. Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей (прежде всего!) и взрослых (во вторую очередь !) с указанием имён.
4. Подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды.
5. Внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и 
всемерное их использование в целях обеспечения активных действий следующего дня.

Каждый проект обязательно предполагает подведение итогов!!!

Для удержания внимания важна ежедневная презентация взрослыми ресурсов – напоминание о том, какие материалы в каких центрах (уголках) доступны для работы.
В ходе презентации материалов взрослые могут (и должны) сообщить детям о том, где и чем планируют сегодня заниматься сами

Взрослым нужно научиться доверять детям и не вмешиваться в их действия тогда, когда это не угрожает их жизни и здоровью.

у каждого ребёнка формируется 
свой стиль деятельности;
самостоятельно вырабатывается логика успешных действий;
происходит самовоспитание ответственности

I. Выбор темы проекта:
Интересы детей ( задача взрослых – помочь детям сделать согласованный выбор).
Мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока ещё не оформленных детских идей: «Маша, я слышала, что ты летом отдыхала на озере Байкал. Может быть, расскажешь всем ребятам об этом?»…
Формирование зрительного образа предстоящей темы (скомпонованная в определённом месте наглядная информация), чтение, экскурсии…

Использование специальной методики - модели трёх вопросов.
Результаты разговора в виде таблицы желательно вывесить в приёмной с целью вовлечения родителей в проектную деятельность.

  • Что мы знаем об этом?
  • Что мы хотим узнать?
  • Что сделаем?

II. Совместное планирование
В ходе активного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий.
Примерные вопросы для обсуждения:
Какие интересные дела мы с вами решили выполнить?
Что мы уже успели сделать (узнать, чему научиться)?
Что ты хочешь сделать?
Когда у тебя появился этот план?
Что ты предполагаешь сегодня сделать?
Что ты хочешь узнать (чему научиться)?
Какие материалы тебе понадобятся?
Как ты считаешь, достаточно ли тех материалов, которые есть в центре (уголке)?
Какие инструменты тебе могут понадобиться?
С чего начнёшь?
Кого бы ты хотел видеть своим партнёром?
Как вы распределите свою работу?
Кто будет ответственным за выполнение этой работы?
Сколько нужно времени, чтобы выполнить всё запланированное?

Правила ведения записей
Записи выполняются 
печатными буквами.
Обязательно фиксируется 
имя автора идеи.

Предложения детей 
не подвергаются литературной обработке, что позволяет сохранить логику мышления и стиль речи автора.
Идеи детей и идеи взрослых записываются 
фломастерами разных цветов.

По договорённости устанавливаются особые 
пометки о выполненных пунктах .

Ценность совместного планирования
(«от детей», «вместе с детьми», «следуя за детьми»!!!)
- Представляет собой самостоятельно, осознанно выбранные детьми дела и действия, то есть взрослым не нужно придумывать мотивацию для того, чтобы организовывать их деятельность
- Дети знают, чем они могут заняться сами и что предстоит сделать другим; это придаёт предстоящему дню (и проекту) определённость и продуманность.
- Происходит накопление содержания, подтверждающего индивидуализацию образовательной работы с детьми и примеры индивидуальной работы.

Всегда можно обратиться к записям и посмотреть, что из намеченного выполнено и что нет.
Дети понимают, что взрослые записывают их идеи – это воспитывает чувство собственного достоинства.
Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать, а затем и писать.

III. Подведение итогов
(важно помнить: план-дело-анализ!)

  • ИТОГОВЫЙ СБОР:
  • Проводится ежедневно после того, когда дети выполнили задуманное – реализовали свои планы в центрах активности (уголках).
  • Задачи итогового сбора:
  • предъявить индивидуальные достижения и итоги работы в центрах;
  • организовать процесс рефлексии: насколько результат соответствует задуманному; что помогало и мешало в достижении цели;
  • наметить последующие шаги – перспективы развития проекта;
  • пробудить энтузиазм, вселить в детей уверенность в том, что они могут быть успешными.

Развивающие вопросы
на итоговом сборе:

  • Кто хочет рассказать о своей работе?
  • Что для тебя было самым интересным?
  • Какую часть плана тебе удалось сделать: большую или меньшую?
  • Получилось ли у тебя то, что ты задумал?
  • Что бы ты хотел доделать и когда?
  • Что бы ты изменил?
  • Что легче (труднее) всего было сделать?
  • Как тебе удалось подключить Дениса, Диму к работе команды?
  • Какой совет ты дал бы тому, кто хотел бы повторить твою работу?...

Логика планирования

  • Выявление интересов и потребностей детей
  • Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события
  • Совместное планирование
  • Обсуждение со взрослыми ситуации
  • Ежедневное возвращение к совместно выработанному плану
  • Ежедневное подведение итогов
  • Анализ образовательных действий детей и взрослых по итогам реализации плана

Использование специальной методики –
 модели трёх вопросов.

Что мы знаем?

Что мы хотим знать?

Что сделать, чтобы узнать?

Лиза: Лиса ест мышей, поэтому мышка не стала бы лису приглашать в теремок.

Саша: А медведь ест зайцев.

Сергей: Лягушка не будет жить в теремке, она же в болоте живёт.

….

Костя: Что ест волк?

Нина: Что ест медведь, ёж?.. Все звери что едят!

Сергей: Где любят жить звери?

Дима: И кто в доме может жить.

….

Денис: Прочитать в книге.

Сергей: В энциклопедии.

Света: Я спрошу у папы, он знает.

Саша: В компьютере.

Юля: А ещё в музее можно посмотреть. Я там была.

….

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Литературный центр/Уголок книги

Центр сюжетных игр

Центр природы и экспериментирования

Прочитать книги про зверей. Саша, Мила…

Придумать загадки. Олег, Света…

Придумать книжку про зверей. Денис.

Придумать синквейн. С.А 

Поиграть в сказку. Соня, Алёна…

Режиссёрская игра.

Игра-инсценировка.

Игра-фантазирование («сказка наизнанку»). С.А

Прочитать энциклопедию. Матвей, Эдик…

Узнать, какие звери живут у нас в лесу. Алёша.

Сделать макет среды обитания зверей из сказки.

Д/игры «Кто где живёт».

Логическая таблица «Что у кого на обед».С.А.

Творческая мастерская

Центр логико-математических игр

Центр строительно-конструктивных игр

Нарисовать зверей. Андрей, Ира…

Сложить из бумаги. Рита, Артем…

Сделать маски. Рая.

Иллюстрации для книжек-малышек. С.А.

Сосчитать зверей.

Придумать задачи.

Володя, Игорь…

Сделать числовые фигуры для придумывания задач. С.А.

Из конструктора сделать зверей. Дима.

Сергей.

Конструирование «Сказочный терем». С.А.

Центр речевого развития и грамоты

Центр движения

Центр музыки

Придумывание сценария для игры-инсценировки. С.А.

Придумать игры-имитации (звери). С.А.

Придумать музыку для персонажей сказки для театрализованных игр. С.А.

Рефлексия:

  • Что Вы узнали из того, чего не знали раньше?

  • Есть ли то, что Вас удивило?

  • Какие звери смогли бы жить рядом (в одном вольере)/какие нет/почему?

  • На какой вопрос Вы бы хотели ещё найти ответ?

        

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема:

«Метод проектов в образовательной работе детского сада Лидия Михайлова-Свирская».

01.03.2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и методическое сопровождение оздоровительной и образовательной работы детского сада в летний период».

Предлагаю Вам свой опыт работы по организации и методическому сопровождению оздоровительной и образовательной работы детского сада в летний период....

Роль беседы в воспитательно- образовательной работе детского сада.

Роль беседы в воспитательно- образовательной работе детского сада. Одним   из   существенных   моментов   обучения является  применение...

Презентация "Метод проектирования в образовательной работе детского сада".

Презентация "Метод проектирования в образовательной работе детского сада" содержит информационную карту проекта и может быть использована в работе с кадрами ДОУ....

Презентация "Метод проектов в образовательной работе детского сада"

Все чаще в современных научно-методических изданиях и в описании педагогического опыта встречается упоминание о проектах, проектном методе, проектном подходе, проектной деятельности в образовании дете...

Консультация для воспитателей "Метод проектов в образовательной работе детского сада"

В консультации говорится о том, что такое проект, классификация проектов, виды проектов, схема процесса планирования, памятка по составлению плана - схемы реализации проекта....

ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА

В данном методическом пособии раскрываются сущность, содержание, структура иметодика проведения интегрированных занятий; представлены тематические циклыинтегрированных занятий с детьми разных возрастн...

Технология проектов в образовательной работе детского сада

Проектная деятельность-это создание воспитателем условий,позволяющий детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт....