Технология проектов в образовательной работе детского сада
проект (старшая, подготовительная группа)

Гиль Людмила Владимировна

Проектная деятельность-это создание воспитателем условий,позволяющий детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Технология проектов в образовательной работе                детского сада

 Автор: Гиль Л. В.

Актуальность использования технологии:

В современной жизни ребенку поступает много разнообразной информации. Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование технологии проектной деятельности открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня -это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

«Проект – это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу.

Проектная деятельность -это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса»

В проектной деятельности ребёнок является активным субъектом образовательного процесса:

  • Он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта;
  • Он может самостоятельно выбирать деятельность и устанавливать последовательность и общую продолжительность её выполнения;
  • Он может выступать в роли инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых;
  • Он реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно.

Основной целью проектной технологии является развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи:

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Более конкретные задачи зависят от темы проектов.

Участники моих проектов – это дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Проекты информационно-творческие.

Оригинальность моих проектов:

  • Помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями в жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. В наших проектах ребенок сам для себя выбирает животных, о которых он узнает, как можно больше, рисует их, пишет им письма, делает поделки, придумывает загадки и стихотворения. Затем делится своими знаниями с другими детьми. Если то, что становится значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
  • Проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта: сделаны альбомы рисунков детей по основным группам животных, организовывались выставки детских работ о животных, показывались спектакли и многое другое.
  • Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Проектная деятельность дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
    В моих проектах:
    - Активно используется моделирование;
    - Использование кругов Эйлера и классификационного древа;
    - Совместное придумывание дидактических игр;
    - Использование авторских кроссвордов, ребусов и другого занимательного  
       материала.

Создание в группе уголка текущего проекта: Важное значение имеет организация уголка проекта в группе. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно, в любое время рассмотреть схемы и модели, придуманные на занятиях, провести опыты и эксперименты в лаборатории, поиграть в игры экологического содержания, решить ребус или сделать поделку из природного материала. Очень важно, чтобы в группе, на уровне глаз ребенка всегда висели основные схемы: «Природа», «Живая природа», «Неживая природа», «Животные». Далее эта цепочка продолжается в зависимости от изучаемой темы. Так от общего понятия «Природа» можно прийти к конкретному названию животного. Эти знания дети используют в играх. В нашей группе очень популярна игра «Угадай-ка» с опорой на схему. Один ребенок загадывает любой объект природы, другие дети грамотно задают вопросы от общих к частным. Загадавший слово ребенок обязан отвечать только «да» или «нет».:

- Это живая природа? Ребенок отвечает «Да». – Это животное? – «Да». – Это зверь? – «Нет». -   Это птица? – «Нет». – Это рыба? – «Да». – Это морская рыба? – «Нет». Это речная рыба? - «Да». – Это хищная рыба? – «Да». - Это щука? – «Да». При освоении игры дети опираются на висевшие схемы. К концу года дети играют на улице, дома, в любое свободное время и без всякой опоры.

При освоении игры дети опираются на висевшие схемы. К концу года дети играют на улице, дома, в любое свободное время и без всякой опоры.

Работа с родителями.

В реализации проектов родители были равноправными партнерами. С родителями заранее проводились собрания, беседы, где подробно рассказывалось о каждом предстоящем проекте, его цели, задачах и содержании, а также о возможной помощи при реализации проекта. Поиск сведений о выбранном их ребенком животном, написании вместе со своим ребенком им писем и тайно от ребенка «ответов» от них, изготовление соответствующих костюмов или атрибутов, помощь ребенку в подготовке презентации выбранных животных и другая помощь.

Задачи:

  • Разработать систему работы по ознакомлению детей с насекомыми;
  • Привлечь родителей к активной работе по данной теме.
  • Помочь и родителям, и детям творчески подойти к выполнению заданий;
  • Воспитывать добрые чувства к насекомым, на основе которых формировать осознанно-правильное отношение к природе, и насекомым в частности.

Алгоритм реализации проектной деятельности:

  1. Выявление проблемы вместе с детьми, ее озвучивание: насекомым либо вообще не уделяется внимания, либо ничтожно мало, хаотично, и чаще всего в негативном свете – кусаются, наносят вред.
  2. Замысел: Совместными усилиями педагогов, детей и родителей решить эту проблему;
  3. Реализация проектной деятельности в 3 этапа:

                      - подготовительный

                      - исследовательский

                      - заключительный;

  1. Осязаемый результат;
  2. Рефлексия: Как удалось сделать.

Работа родителей:

-  Поиск в различных энциклопедиях, интернете сведений о выбранном своим ребенком насекомом;

 - Сшить костюмы этих насекомых: бабочки, божьей коровки, пчелы, мухи, комара, кузнечика и других;

 -  Сделать со своими детьми творческие работы о насекомых, например, семья Варшавских вместе со своим сыном Ильёй сделали прекрасную поделку с изображением божьей коровки, с использованием гипса, гуаши.

 - Помочь в организации выставки совместных с детьми поделок и рисунков;

 - Подготовка призов для детей. 

Подготовительный этап:

  • Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением различных насекомых, их обсуждение с родителями;
  • изготовление настольно-печатных и дидактических игр, приобретение родителями магазинных игр о насекомых;
  • продумать и написать конспекты занятий по ознакомлению детей с насекомыми;
  • составить примерный план всех мероприятий проекта «Мир насекомых» (этот план будет корректироваться в процессе работы и зависеть от предпочтений детей).

Исследовательский этап:

Этот этап включает основную работу всех участников проекта. Он может протекать неделю, может больше или меньше, это будет зависеть от интереса детей и разных запланированных дел по теме.

Самые запомнившиеся детям «дела» проекта:

  • Изготовление вместе с детьми настольно-печатный игры «Муравьи спешат домой» в «дороге». встречаются различные препятствия (ручьи, пауки, кроты и т.д.), и приятные неожиданности.
  • Лабиринты, которые рисовали сами дети, а лучшие из них (по честному выбору самих детей), ламинировались и становились оформлением уголка «Мир насекомых»
  • Придумывание детьми загадок о насекомых (с опорой на их характерные признаки).
  • Театр насекомых.
  • Отрепетировать с детьми «Загадки – представления» и рассказ «Спор насекомых» (авторские).
  • Конкурс художников.
  • Объявить заранее об этом конкурсе. Дети должны продумать, каких насекомых и как они их будут рисовать. Это может быть и рисование по памяти, и по своим прошлым зарисовкам, и срисовывание с иллюстраций картин. Это могут быть картины-фантазии, например, «Сказочные насекомые», и сюжетные картины, к примеру «Кузнечики на лугу» и т.д. Продумать и обговорить с каждым ребенком индивидуально композицию рисунка. Предложить на выбор ребенка различные материалы: гуашь, акварель, пастель, уголь, фломастеры.
  • Выставка «художников – энтомологов».
  • Праздничное занятие «Мир насекомых».
  • На праздник приглашаются родители, можно пригласить детей другой группы. Музыкальный зал украшаются шарами и рисунками с изображением насекомых, нарисованными детьми.

 Результат проектной деятельности:

  • Сформированы четкие представления о животных;
  • Дети научились моделировать, различать модели и схемы, пользоваться ими;
  • Научились классифицировать животных по определенным признакам, понимать отношения, существующие между более общими (родовыми) и более частными (видовыми) понятиями;
  • Активная работа детей расширила их словарный запас, позволила лучше развивать связную речь;
  • Дети научились творчески подходить к решению проблем;
  • Сформирован познавательный интерес к жизни животных;
  • Сформировано понятие необходимости осознанно-правильного отношения к природе.

Рефлексия.

        Работать было интересно и детям, и воспитателям, и родителям. Сколько было поисков в различных энциклопедиях, интернете сведений о выбранном своим ребенком звере, затем птице, рыбе и насекомом! Вместе с детьми они готовили презентации. А сколько было изготовлено игр! Причем дети принимали в этом процессе самое активное участие. Думаю, в этом кроется популярность таких игр у детей. Незабываемые впечатления оставили конкурсы художников.

         Ребята получили огромное удовольствие от процесса познания животных и еще раз убедились, что узнавать новое – это очень интересно. Ощущение праздника надолго сохранилось и у детей, и у воспитателей, и у их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»

Проект    «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...

Проект по теме: «Формирование УДД по предмету «Музыка» в системе инновационных образовательных технологий в коррекционном образовательном учреждении»

Конспект логопедического занятия "Буква Ж". Основной целью данного занятия яляется формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, формирование орфографической зоркости....

Использование информационно-коммуникативной технологии MIMIO в образовательном процессе детского сада

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению и...

Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»

Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...

Справка о взаимопроверки «Применение технологии проектов в образовательной деятельности дошкольников».

В ходе проверки выяснила, что подбор и планирование продуктивной деятельности осуществляется в соответствии с ФГОС, с «Программой «От рождения до школы» под редакцией Вераксы. Беседуя с де...

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий.

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий....

ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ» В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ДОУ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»

Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности у детей и развивать их в том направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников ...