КОНЦЕПЦИЯ «Ребенок открывает мир природы через экспериментирование» (возрастная категория от 5 до 6 лет).
материал (старшая группа) на тему

Кругликова Ирина Владимировна

Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Впечатление от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya.doc421.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации Волосовского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4»

КОНЦЕПЦИЯ

«Ребенок открывает мир природы через экспериментирование»

(возрастная категория от 5 до 6 лет).

Разработала:

воспитатель высшей категории

Кругликова Ирина Владимировна

П. Сельцо, Волосовский район

2017 г.

Природа неиссякаемый источник

духовного обогащения детей.

Дети постоянно в той или иной

форме соприкасаются с природой.

Впечатление от родной природы,

полученные в детстве,

запоминаются на всю жизнь

и часто влияют на отношение

человека к природе, к Родине.

Коротко о себе

         Я, Кругликова Ирина Владимировна, родилась 8 июня 1974 года в городе Ленинграде. В 2011 г. окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова.

          В МДОУ «Детский сад № 4» работаю 12 лет. В должности воспитателя 9 лет. В ноябре 2016 года мне была присвоена высшая квалификационная категория. На данный момент работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

          Моя тема «Ребенок открывает мир природы через экспериментирование». В 2013 году, работая на первой младшей группе, увлеклась лепкой из соленого теста. На одном из занятий по лепке попробовала заменить пластилин на тесто.  Детям очень понравилось, т.к. тесто пластичный, теплый материал, экологически чистый и безопасный. Затем появились новые идеи, которые были интересны не только мне, но и детям.

           В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что у детей низкая познавательная активность, дети не всегда правильно выбирают и используют предметы по назначению, не умеют принимать и оказывать помощь, не проявляют интереса к окружающему. Для решения этих проблем был составлен  план занятий по опытно – экспериментальной деятельности и разработаны критерии мониторинга.

            Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь. Самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок решает посредством проведения опыта и. анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям дошкольника. Метод экспериментирования является ведущим в дошкольном детстве, а первые три года практически единственным способом познания мира.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, трогает, нюхает, пробует.

О свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов в использовании их человеком дети узнаю в процессе проведения простейших опытов и экспериментов. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.

Поисково-познавательная деятельность с объектами живой и неживой природы развивает наблюдательность, любознательность, сопереживание. Способствует развитию всесторонне развитой личности.

В процессе опытнической деятельности я не только знакомила детей с природой, но и старалась подвести их к пониманию ее особенностей. При ознакомлении с неживой природой внимание детей было обращено на свойства природных материалов. Так при ознакомлении со свойствами сухого песка дети с интересом насыпали его через воронку в различные баночки и бутылочки, просеивали через сито, очищая от камушков. Ребята узнали, что если песок полить водой, он становиться влажным и из него, с помощью формочек, можно делать куличики, лепить пирожки, строить домики и другие постройки. Так же дети увлеченно рисовали палочкой на сухом песке и ставили отпечатки ладошек и различных предметов на влажном песке.

Очень понравилось детям работать и знакомиться со свойствами различных пластических материалов, таких как глина и тесто. Дети научились отличать их по цвету, на ощупь, запаху. На занятиях с помощью формочек для выпечки мы делали объемные фигурки из теста, после высыхания которых, каждый ребенок раскрашивал свою работу. Учились раскатывать тесто и украшать пласт различными мелкими предметами: бусинами, пуговицами, семечками, горохом.

При ознакомлении со свойствами воды дети узнали, что вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой, используя при этом воронку. Вода может быть чистой, грязной. Принимать цвет разведенной в ней краски. Вода бывает холодной, горячей, теплой. Сахарный песок растворяется в воде, а песок из песочницы нет.

Зимой на прогулке познакомились со свойствами снега: на ладошке снег тает, а принесенный в ведерке снег в группу растает и превратиться в грязную воду.

Весной вместе с детьми наблюдали за ростом лука в сухой банке и банке с водой и пришли к выводу, что растениям для жизни нужна вода. На занятиях купали куклу и стирали для нее одежду, говорили, что вода также необходима и человеку.

Экспериментирование – сложный процесс познания, требующий большой предварительной подготовки, направленной на развитие основных психических процессов, таких как: восприятие, память, мышление, воображение. В связи с этим в свою работу я включила развивающие игры и упражнения.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Работа по этой теме мне нравиться, в дальнейшем хочу продолжить исследовательскую деятельность по этой теме.

   

Диагностика по экспериментально-исследовательской деятельности детей первой младшей группы за 2013 -2014 учебный год (по критериям).

Начало учебного года

Конец учебного года

Диагностика по экспериментально-исследовательской деятельности детей второй младшей группы за 2014 - 2015 учебный год

(по критериям).

Начало года

Конец года

Диагностика по экспериментально-исследовательской деятельности детей средней за 2015 – 2016 учебный год

(по критериям)

Начало года

Конец года