"Экскурсия как форма организации умственного воспитания детей"
консультация на тему

Сообщение для педагогического совета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_ekskursii.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
             Новониколаевская средняя общеобразовательная школа
       Купинского района
                  Структурное подразделение детский сад «Золотой улей»
                 ул. Центральная, д.4, д. Новониколаевка, 632748.
                телефон:8(38358)37240, E- majl:novnik@ngs.ru

«Экскурсия как форма организации умственного воспитания детей»

Сообщение для педагогического совета

Воспитатель старшей разновозрастной

группы «Пчёлки»

Ковалева Татьяна Александровна

2017г.

В педагогике издавна уделялось большое внимание наблюдениям учащихся в окружающей природе.                                                                        Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я.А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания.        Всестороннее развитее личности ребенка в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно–образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. При этом умственное воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Умственное развитие ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания.                                Умственное воспитание – ознакомление детей с окружающей жизнью, развитие их умственных способностей – осуществляется не только на занятиях. Познавательный интерес направлен чаще всего на определенную сторону жизни, на то или иное явление, предмет и отражает активное отношение к окружающему. Познавательные процессы и мыслительные операции надо развивать целенаправленно. С помощью наблюдения, наглядного примера, беседы, экспериментирования ,экскурсий и  т.д.                        Экскурсии – одна из форм организации обучения детей. Экскурсии могут проводиться к различным историческим местам; в музеи: исторические, краеведческие, художественные и др; по празднично украшенному городу, в парк. По дидактической цели экскурсии различны: для накопления впечатлений, закрепления, углубления и расширения знаний, для выработки умений и навыков. Успех проведения экскурсии, ее эффективность в обучении зависят от того, насколько тщательно продумана методика ее подготовки и проведения. Подготовка экскурсии начинается с определения темы и места проведения. Затем определяется цель экскурсии, а именно, какие образовательные и умственные задачи будут решаться, что будет предметом познания. Перед началом экскурсии следует сообщить детям, куда они пойдут, что будут наблюдать, напоминать правила поведения в пути и во время экскурсии. Например: идя на экскурсию, на кухню для знакомства с профессией повара заранее провожу беседу о труде работников детского сада. Во время экскурсии задаю детям вопросы: «Для чего нужна электромясорубка? Как вы думаете, на какой мясорубке можно быстрее измельчить мясо?» Во время экскурсии даю возможность детям внимательно наблюдать окружающие их предметы, делать сравнения и выводы, видеть те особенности, которые могут быть незамеченными.                                    Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. В соответствии с этим важным методом, используемым на экскурсии, является наблюдение, которое неоднократно организуется по ее ходу.                                                                                         Включение в ход экскурсий разнообразных заданий детям, использование тех или иных методов должно отвечать основной задаче – обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах. Каждая экскурсия разрабатывается и проводится с учетом ее значения в системе работы по конкретному разделу знаний. Для экскурсии отбирается небольшой объем образовательных задач, но шире, чем на обычном занятии, может быть представлено развивающее и воспитательное содержание: развитие наблюдательности, интереса, положительного отношения и т. д. В зависимости от конкретного содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, определяются методы. Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. В заключение проводится итоговая беседа. Сложность экскурсии как формы организации обучения делает ее доступной только в средней и старшей группах.                                                                                        Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.                                Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.                                                                        Во второй младшей группе экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения, участка, а начиная со средней группы - за пределами детского сада.                                                                Содержание экскурсий определено программой, по которой работает дошкольное учреждение.                                                        Немаловажную роль играет также непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именно: наличие достопримечательностей, культурных объектов (библиотека, театр, концертный зал, музей и др.), природных ландшафтов (парк, сквер, река, канал и др.), производственных заведений (ателье, мастерские) и др.                                                Воспитатель должен обеспечить непосредственное знакомство детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той местности, где находится детский сад.                                                                         Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания экскурсий обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные условия для развития познавательных интересов.                В каждом дошкольном учреждении определяют объекты природы, труда, общественные и культурные заведения, ознакомление с которыми целесообразно осуществлять на экскурсиях. Описание маршрутов экскурсий находится в методическом кабинете дошкольного учреждения.                        При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:

-  экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктуется особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных интересов;

- для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии. Повторные экскурсии раскрывают перед ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, который он наблюдал на предыдущей экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;

- постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;

- на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать объем знаний и умений; продумывать, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.

Экскурсия имеет определенные структурные части, неразрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая послеэкскурсионная работа.

В подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей. Педагог (при календарном планировании образовательной работы) намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планируется повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточняет объем знаний для усвоения, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки.

Решаются и организационные вопросы: каким маршрутом вести детей, где их разместить для наблюдения, отдыха, игр. Подготовка детей к предстоящей экскурсии необходима в силу того, что их учебная деятельность будет протекать в особых условиях, при наличии разных отвлекающих факторов. Ее результаты во многом зависят от психологической установки, которая создается у детей на подготовительном этапе экскурсии.

Для этого используются такие педагогические приемы и средства:

- сообщение новых, интересных для детей сведений о предметах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться на экскурсии (о маскирующей окраске животных, об электричестве, которое приводит в движение не только домашнюю технику, но и транспортные средства - троллейбус, трамвай);

- актуализация опыта детей (перед экскурсией в музей педагог интересуется, кто из детей бывал в музее, что видел, что понравилось);

-  использование произведений искусства (художественная литература, репродукции картин, музыка, песни) с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так как это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие.

Входе самой экскурсии используются различные методы обучения, но ведущим является наблюдение.

Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сам педагог или кто-то из детей читает стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) педагог ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы разных типов:

- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает качествами, особенностями);

- активизирующие мышление, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения (для установления связей, отношений);

- стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.

Пояснения на экскурсии должны касаться того, что дети непосредственно воспринимают, и быть краткими, точными.

На некоторых экскурсиях основным методом обучения становится беседа, например, с представителем профессии, с которой знакомят детей (работник почты, повар, продавец, библиотекарь, агроном, экскурсовод и др.)- Педагог заранее готовит такую беседу.

В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагают задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.

В конце экскурсии подводится итог: что узнали, увидели. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.

Послеэкскурсионная работанаправлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношении, зародившихся на экскурсии. Для этого используются такие приемы:

-  оформление материалов, принесенных с экскурсии. Эго могут быть шишки, желуди, камни и др.;

- обращение к художественным произведениям (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства), с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали;

- работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др.), в уголке природы (изготовление макетов, коллекций, гербариев);

- организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.);

- обобщающие беседы, которые проводятся по завершении блока образовательной работы по определенной тематике.

Преимущество экскурсий заключается в том, что они позволяют в естественных условиях познакомить детей с объектами природы, сформировать первичные представления (либо закрепить уже имеющиеся) о растительном и животном  мире, отметить отличительные особенности и взаимосвязи природных явлений. Кроме этого, экскурсии оказывают несоизмеримое влияние на формирование эстетического восприятия, играющего важную роль в умственном и нравственном воспитании человека. Красота и величие Природы находят отклик в сердцах детей, вызывая глубокие переживания и оставляя неизгладимые впечатления. Все это способствует формированию бережного отношения к планете, любви к родному краю, чуткому отношению к окружающему миру. Во время экскурсионных занятий развивается наблюдательность и логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, выделять причинно-следственные связи. Формируются и оттачиваются сенсорные способности: дети учатся не только различать цвета и их оттенки, но и расположение в пространстве, знакомятся с многообразием форм, фактур и т.д. Кроме этого, такая форма деятельности дает мощный толчок развитию воображения и творческих способностей.

Выделяют четыре разновидности экскурсий:

  • природоведческая;
  • экологическая;
  • на сельскохозяйственный объект;
  • эстетического характера.

Каждая из них решает свои определенные задачи, но все они объединены единой целью – воспитать любовь к природе и осознанное отношение к ее богатствам.

Детям очень интересно видеть, как в природе растут их любимые овощи, фрукты и ягоды, а если есть возможность поучаствовать в сборе урожая — восторгу нет предела                                                                Природоведческая экскурсия знакомит детей с многообразием объектов природы и характерными для них особенностями. В рамках экологической экскурсии рассматриваются разнообразные биоценотические связи (например, между условиями обитания живых существ и их состоянием и т.д.). Экскурсия на сельскохозяйственные объекты позволяет детям усвоить понятие о том, как  труд человека влияет на природу, каковы результаты такой деятельности, что полезного может сделать человек в результате своей работы, знакомит с основными трудовыми операциями. Детей можно повести на ферму, в ягодник, сад, огород, луг, в поле, оранжерею, рыбное хозяйство. Можно понаблюдать за выпасом скота, сбором урожая, сенокосом, посадкой растений, доением коров и т.д. Эта разновидность экскурсий особенно придется по вкусу маленьким горожанам, которые воочию смогут познакомиться, например, с домашними животными, словно сошедшими со страничеклюбимых книжек. Экскурсия эстетического характера направлена на раскрытие глубин красоты Природы, развитию умения видеть прекрасное в мелочах, воспитанию культуры чувств детей.

От таких впечатлений не откажутся ни самые маленькие дети, ни взрослые!

Конечно же, большую часть работы поэкологическому воспитанию берут на себя государственные учреждения: детсады, школы, разнообразные кружки. Однако родителям не стоит перекладывать груз своей ответственности на плечи педагогов, тем более, когда процесс воспитания может доставить столько удовольствия. Ведь не так сложно организовать для своего ребенка увлекательную экскурсию выходного дня, чтобы затем, стужеными зимними вечерами, вместе пересматривать яркие снимки, мастерить поделки, и со смехом вспоминать веселые казусы. Помните, что истоки всего кроются в детстве, так давайте вместе распахнем неисчислимые двери возможностей не только для детей сегодняшнего, но и для человечества будущего!

Образовательные и воспитательные задачи во время проведения экскурсий решаются в единстве.  При этом необходимо помнить о краеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности, постепенности, наглядности.

    Структура экскурсии традиционно является следующей:

 

Структурный компонент

Содержание

Подготовительный этап

Педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.).

Подготовка детей к предстоящей экскурсии заключается в пополнении знаний (актуализация)

Ход экскурсии

Наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания.

Наблюдение является ведущим методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое значение имеют разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение.

В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх).

В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного.

Послеэкскурсионная работа

Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы и т.д.)

 

    Содержание экскурсий может быть связано с природными явлениями, культурными объектами и деятельностью взрослых. Оно определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Для детей младшего дошкольного возраста экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения и участка, а начиная с 4 лет – за пределами детского сада. Поэтому взрослому очень важно знать непосредственное окружение дошкольного учреждения (библиотеки, музеи, парки и т.д.).

    На экскурсии обеспечивается первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, пробуждается любознательность и познавательный интерес.     Для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте проводят повторные экскурсии. При этом программный материал постепенно усложняется за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний. Например, целый цикл экскурсий может быть организован в виде путешествий по экологической тропинке ДОУ. В этом случае экскурсия как форма обучения часто сочетается с использованием такой нетрадиционной формы обучения, как метод проектов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
             Новониколаевская средняя общеобразовательная школа
       Купинского района
                  Структурное подразделение детский сад «Золотой улей»
                 ул. Центральная, д.4, д. Новониколаевка, 632748.
                телефон:8(38358)37240, E- majl:novnik@ngs.ru

«Экскурсия как форма организации умственного воспитания детей»

Сообщение для педагогического совета

Воспитатель старшей разновозрастной

группы «Пчёлки»

Ковалева Татьяна Александровна

2017г.