ОД по познавательно - исследовательской деятельности "Кора дерева"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Дерябина (Кондрашова) Наталья Андреевна

Знакомство детей со свойствами коры различных деревьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kondrashova_publikatsia.docx324.53 КБ

Предварительный просмотр:

Кондрашова Наталья Андреевна,

Воспитатель

МАДОУ Детский сад № 9 г. Красноуральска

Свердловской области

Занятие по познавательно – исследовательской деятельности

«Кора дерева»

(подготовительная группа)

Цель: Знакомство детей со свойствами коры различных деревьев.

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами коры.
  2. Развить познавательный интерес  к свойствам коры;
  3. Создать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу;
  4. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Предварительная работа:

  • экскурсия в лес;
  • беседа о деревьях (лиственных, хвойных), их сходстве и различии;
  • знакомство с профессией лесоруба;
  • разучивание пословиц и поговорок о деревьях;
  • чтение художественной литературы (сказка «Дерево желаний», сказка «Разговорчивая береза», сказка «Осинка и ветерок» и др.)
  • рисование «Чудо дерево».

Материалы и инструменты:

  • кора различных деревьев;
  • лупы;
  • тазик с водой.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я, профессор Умелкин. Я знаю, что в  нашей группе очень любознательные, сообразительные, умные дети и поэтому я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории?
Дети: В лаборатории проводят опыты, изучают разные предметы, их свойства.
Воспитатель: Правильно. А что мы будем изучать сегодня, узнаем из загадки.

Как слой наружный называют,
Что ствол древесный покрывает?

Дети: Это кора.

Воспитатель: Правильно, это кора. А что же такое кора?

Высказывания и предположения детей.

Воспитатель: Кора – это «одежда» деревьев, которая защищает его от мороза, палящего солнца, от повреждений и ушибов. А вы знаете, из каких частей состоит кора?

Ответы детей.

Воспитатель: Кора состоит из двух слоев. Внутренний слой – лубковый. Он представлен живыми клетками, участвует в транспортировке питательных веществ от кроны к корням дерева и хранит его резервный запас.

Внешний слой - пробковый. Его называют коркой. Корка непосредственно защищает ствол от воздействий внешней среды.
hello_html_m1dac85c0.jpg
Воспитатель: Давайте возьмем по кусочку коры и рассмотрим ее. Что вы видите?

Дети: Кора разного цвета.

Воспитатель: Окраска коры у разных пород деревьев различна и является одним из отличительных признаков каждой древесной породы, по которым ее можно распознавать. А какая она на ощупь?

Дети: Кора может быть гладкой или шероховатой, на ней есть бороздки и трещины.

Воспитатель: А откуда появились трещины на коре?

Предположения детей.

Воспитатель: Трещины возникают из – за резких колебаний температур днем и ночью, разогрева солнечными лучами и частого пробуждения и замерзания тканей дерева.

Давайте посмотрим кору с обратной стороны. Что вы видите?

Дети: Ямки, дорожки.

Воспитатель: Как вы думаете, как они появились?

Предположения детей.

Воспитатель: Эти дорожки сделал жук короед. Жуки-короеды уничтожают дерево, разгрызая его изнутри – они проделывают сотни ходов, перемещаясь из одной точки в другую. Эти ходы препятствуют нормальному движению соков, что вызывает ослабление и преждевременное засыхание дерева.

1447350624_2_1365140901_les.jpg

Давайте положим кору на ладошку. Какая она?

Дети: Легкая

Воспитатель: Правильно, кора легкая. Из нее рыбаки делают поплавки для неводов. Давайте опустим кору в воду. Что произошло?

Дети: Кора не тонет.

Воспитатель: Кора не тонет и не пропускает влагу. Ее используют как кровельный материал.

Теперь давайте проверим, есть ли у коры запах.

Дети нюхают, высказывают свои предположения.

Воспитатель: Наиболее характерные древесные запахи исходят от смолы, которую источает кора, иногда естественным образом, но чаще в результате нанесенного дереву повреждения. Многим хвойным породам дерева свойствен прекрасный аромат, однако подавляющее большинство деревьев вообще не воздействует на наше обоняние.

Мы с вами рассмотрели много разных видов коры. Давайте рассмотрим теперь кору, которая отличается от всех других. Как вы думаете, от какого дерева эта кора?

Дети: Кора березы.

Воспитатель: Почему она отличается от всех?

Дети: Потому что она белая с черными точками.

Воспитатель: Как вы думаете, откуда появились черные точки?

Предположения детей.

Воспитатель:  Давайте взглянем на свою кожу через лупу. Что вы видите?

Дети: Бороздки.

Воспитатель: Кожа имеет поры, расположенные маленькими треугольничками, через которую кожа дышит.

На березовой коре тоже есть поры, похожие на человеческие, только их форма немножко другая. Эти тёмные горизонтальные полоски называются чечевички. Чечевички имеют более рыхлую ткань, чем сама кора, пропуская воздух. Благодаря им дерево дышит.

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — береста.

Благодаря присутствию смолистых веществ береста отличается чрезвычайной прочностью и долговечностью

Береста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшейлукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).

А что еще вы знаете о березе?

Дети: Береза – символ России.

Воспитатель: Это действительно излюбленное дерево исконно русского народа. Долгое время о ней слагали стихи, песни и различные пословицы. Береза очень часто фигурирует в русских сказках. Художники писали картины с изображением этого тонкого и нежного дерева.

А вы знаете, что есть дерево, которое вместо листьев сбрасывает свою кору?

Дети: Нет.

Воспитатель: Это дерево называется эвкалипт. Он не сбрасывает свой зеленый наряд как другие деревья, но вместо этого сбрасывает кору. «Коропад» происходит обычно в августе. Стволы оголенных эвкалиптов очень гладкие, ярко – желтые или даже голубые. В народе это дерево называют «бесстыдница». Впрочем, вскоре на деревьях нарастает новая кора.

Мы с вами поговорили о коре различных деревьев, узнали много нового о ней. А о каких свойствах коры мы с вами не сказали?

Ответы детей.

Воспитатель: Кора обладает еще и лечебными свойствами и широко используется в медицине. Например, кора дуба действенное средство при борьбе с различными заболеваниями слизистой оболочки, кожи, гортани и ротовой полости. Она оказывает заживляющее действие при ожогах, устраняет синдром потливости, борется с диареей, спасает при обморожениях. Березовая кора благотворно влияет на функции желудочно-кишечного тракта, налаживая правильное пищеварение и способствуя улучшению обмена веществ. Благодаря этому же свойству, кора в комплексном подходе к решению проблемы способствует снижению лишнего веса и его набору при дефиците.

Обладая жаропонижающими и иммуномодулирующими свойствами, березовая кора хорошо показала себя в борьбе с малярией и лихорадкой. Укрепляя организм, она достаточно быстро способствует устранению признаков заболеваний и их полному излечению. 

Итог:

  1. Ребята, понравилось вам занятие?
  2. Чем мы сегодня занимались?
  3. Что нового вы сегодня узнали?
  4. Какой опыт вам понравился больше всего?
  5. Какие свойства коры вы запомнили?
  6. Ребята, вы сегодня очень старались и были активны. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья».

Познавательно-исследовательский проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста и реализуется в течение всего учебного года. Участниками проекта являются не только дети и педагоги,...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...

Проект информационно-познавательно-исследовательский «ЧУДО ДЕРЕВО»

Первые впечатления важны и неожиданны для детей, а всё новое удивляет и вызывает познавательный интерес. У детей дошкольного возраста возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли ...

Проект информационно-познавательно-исследовательский «ЧУДО ДЕРЕВО»

Первые впечатления важны и неожиданны для детей, а всё новое удивляет и вызывает познавательный интерес. У детей дошкольного возраста возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли ...

Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья»

Основанием для разработки проекта «Деревья-наши друзья» послужили наблюдения  за детьми, беседы  с  ними, которые  показали, что воспитанники группы не знают дере...

Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья».

ull; Познавательно-исследовательский проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста и реализуется в течение всего учебного года. Участниками проекта являются не только дети...

Познавательно - исследовательский проект «Деревья - наши друзья»

Экологическое образование ребенка дошкольника начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. Повсеместно нас окружают деревья, они растут, с ними ра...