Главные вкладки

    ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
    статья по теме

    Валькова Наталья Викторовна

    Данная статья является теоретическим обоснованием использования психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоцилнально-личностных нарушений у дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    Теоретическое обоснование

    Валькова Н. В.

    педагог-психолог

    МБДОУ «ЦРР – Д/С № 2»

    г. Сатка, Челябинской обл.

    Современные условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. По наблюдениям  педагогов и врачей в последние годы становится больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы: тревожных, агрессивных, возбудимых, испытывающих страхи и трудности в общении, неуверенных в себе. Требование мира, окружающего ребенка, столь высоки, что ему жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях.

    Это связано со следующими факторами:

    1. ускорение темпа жизни;
    2. быстрые смены в окружающей среде;
    3. внедрение инновационных технологий во все сферы жизни;
    4. информационные и физические перегрузки как взрослых и детей;
    5. чрезмерная интеллектуализация воспитания
    6. недостаточный уровень педагогической культуры взрослых
    7. нахождение в стрессе родителей и взрослых, окружающих ребенка;
    8. занятость родителей и как следствие, низкий уровень детско-родительских отношений.
    9. экологическое неблагополучие.

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка и определяющим в становлении личности.

    По определению ВОЗ, «здоровье – это состояние полного физического,  психического, социального и духовного благополучия».

    Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество.

    Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде.

    Социальное здоровье – это способность жить и общаться с другими людьми, способность создавать и поддерживать положительные отношения с семьей, друзьями и коллегами.

    Сохранение здоровья является одной из главных задач ДОУ и приоритетным направлением образовательного учреждения.

    Традиционно для профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений используют поведенческие методы, сказкотерапию, арттерапию, игротерапию, а также просвещение и консультирование взрослых по организации и гармонизации окружающей среды.

    А как же быть с реакцией организма на стресс, с физиологическими проявлениями и внутренними ресурсами организма?

    Решение проблемы эмоционально-личностных нарушений было бы не полным, если не учесть этот важный момент.

    Разберемся сначала с психофизиологией эмоций.

    Психофизиологию эмоций в своих трудах рассматривали П.К. Анохин, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, У. Джеймс – автор одной из первых физиологических теорий эмоций.

          Доминирующей психофизиологической концепцией является теория условных рефлексов.      Мысль рассматривается как функция мозга, утверждается единство психического и физиологического. Ученые полагали, что  развитие науки о функциях мозга приведет к исчерпывающему  познанию природы психических процессов. Исследование простых и сложных условных рефлексов позволили выявить индивидуальные особенности проявления аналитико-синтетической деятельности у разных животных, установить четыре типа высшей нервной деятельности, совпавших с классификацией Гиппократа о четырех темпераментах. Развитие психофизиологии Павловым было продолжено открытием второй сигнальной системы – речи; Павлов считал, что речевые сигналы представляют собой отвлечение от действительности, позволяющие обобщение, что составляет специфически человеческое, высшее мышление.

    Анохин П.К. полагал, что невозможно описать психику человека в отрыве от описания всего организма и окружающей его среды. Основные его исследования посвящены механизмам высшей нервной деятельности. Теория функциональных систем, как основа физиологических процессов в организме, внесла существенный вклад  в развитие биологии, кибернетики, и разработке психофизиологических методов коррекции, в том числе БОС.

    Эмоция – это прежде всего, функциональное состояние человека, сложное психофизиологическое явление, которое имеет несколько уровней реагирования: физиологический, психологический и поведенческий.

         Так правильно ли воздействовать только на поведение?

         Учитывая проблему эмоционально – личностных нарушений и коррекцию психофизиологическими методами особое внимание заслуживают следующие функции эмоций:

    • регулирующая – проявляется как через отражение  и оценку текущих событий, так и через анализ прошлого индивидуального опыта. Эмоция позволяет определить полезность и вредность воздействующих факторов. Они являются тем языком, той системой сигналов , посредством которых человек узнает о значимости происходящего. Отсюда вытекает побуждение к действию. Эмоции могут организовывать деятельность, направлять силы и внимание человека на определенный предмет, объект. Наиболее продуктивная деятельность возникает при умеренном, оптимальном уровне возбуждения. Дезорганизация деятельности наступает при чрезмерном возбуждении за счет переключения на так называемое «аварийное поведение» (бегство, агрессия, оцепенение, эйфория). Соответствующее эмоциональное подкрепление способствует закреплению нужных реакций, что играет важную роль в процессе научения, в том числе обучению на  аппаратах ФБУ (функциональное биоуправление).
    • коммуникативная – сигнальный аспект жизненно-важной системы взаимодействия с другими людьми складывается из эмоционально-выразительных движений (изменения в мимике, пантомимике, тоне голоса) и внешних(вегетативных) проявлений  (побледнение, покраснение, тремор и тд). Это невербальная коммуникация.
    • подкрепляющая -  эмоция выступает в качестве безусловного подкрепления поведенческой реакции. Любой ответ (рефлекс) формируется быстрее и легче, если он сопровождается эмоциональным подкреплением. Подкрепляющим фактором может быть эмоция другого человека. Это важно при взаимодействии в коллективе. Сопереживание – это важнейший элемент человеческих взаимодействий.  Уровень эмпатии отражает сложность психического развития личности.

    Сегодня в сферу интересов психофизиологов входят такие проблемы, как нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации эмоций, мышления и речи, сознания, поведения и психической деятельности, межполушарная взаимосвязи, диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принцип кодирования и обработки информации в ЦНС.

    Эмоция и стресс  - это реакции.

    Стресс (впервые термин употребил Г.Селье в 1936 г.) – общий адаптивный синдром, неспецифическая реакция организма на неблагоприятные воздействия, помогающие человеку приспособиться к изменениям окружающей  действительности. Необходимый процесс, помогающий организму выработать наиболее адекватный способ реагирования. Адаптационную реакцию вызывают не только неприятные и печальные  события (болезнь, смерть, конфликты и тд, но и приятные или нормальные (свадьба, примирение, праздник, переезд и тд). Т.е. стресс – это реакция организма на любые изменения нашей жизнедеятельности.

    Все типы ситуаций вызывающих стресс, Селье предложил их назвать стрессорами, стрессовыми факторами:

    1. физиологические факторы: операция, роды, диеты, духота, холод и тд
    2. психологические факторы: конфликты, развод, увольнение, поступление в школу, детский сад и тд
    3. информационные перегрузки: чрезмерный объем информации; в том числе количество материала и соответствие его возрасту и возможностям  ребенка.

    Если физиологические факторы имеют достаточно определенное начало и окончание действия, информационные перегрузки могут иметь периодичность и возможность избежать их продолжительного влияния, то психологические факторы характеризуются, прежде всего временным действием и силой воздействия, определяемыми субъективно самим человеком. То есть насколько мне это значимо, как я умею регулировать свое поведение. У каждого человека свой уровень реагирования.

    Таким образом, психологические факторы – самая широкая категория стрессовых факторов.

    Классификация социально - психологических стрессоров

    (составил С.А. Разумов).

    Группы стрессоров

     Виды

    События

    1. Стрессоры активной деятельности

    экстремальные

    Бои, космические полеты, подводные погружения, парашютные прыжки, разминирование, спасение…

    производственные

    Большая ответственность

    Дефицит времени

    психосоциальная мотивация

    Соревнования, конкурсы, экзамены, аттестация

    2. Стрессоры оценок

    «старт» - стрессоры и стрессоры памяти

    Предстоящие состязания, медицинские процедуры, неприятные воспоминания, ожидания угрозы

    победы и поражения

    Победа или поражение, успех или неуспех, любовь, смерть или болезнь близкого человека

    стрессоры зрелищ

    3. Стрессоры рассогласования деятельности

    стрессоры разобщения

    Конфликты в семье, на работе, в квартире, угроза или неожиданное, но значительное известие

    психосоциальные или физиологические ограничения

    Сенсорная депривация

    Мускульная депривация

    Заболевания

    Родительский дискомфорт

    Голод

    4. Физические и природные стрессоры

    Мускульные нагрузки

    Хирургические вмешательства

    Травмы

    Темнота, сильный звук, качка, высота, замкнутое пространство, жара

    Природные катаклизмы

    Очевидно, что стрессовые факторы, действующие на человека весьма разнообразны, отличаются они не только по своей природе, но и по силе воздействия на организм. Специалисты медицинского колледжа при Вашингтонском университете под руководством доктора Т. Хомса разработали подход, позволивший по объективным показателям измерить «величину стресса» в ответ на различные ситуации. Максимальные реакции были зарегистрированы на смерть близкого человека, в шкале этому событию были присвоены 100 баллов. Все остальные события и ситуации распределились по величине стресса уже относительно максимального значения. В ходе исследования ученые пришли к выводу, что суммарное количество свыше 50 свидетельствует о сильной стрессовой нагрузке на организм.

    Если учесть только те события, которые могут сопровождать ребенка с поступлением в детский сад и или школу (изменение среды, стресс расставания с родителем, изменение режима, адаптация к новым людям, «чужие» бактерии и инфекции, изменение привычек, режима сна и питания), суммарный балл – 116, характеризует нагрузку на организм, превысит этот показатель более чем в два раза.

    Вот фрагмент данной таблицы, применимый для детей:

    событие

    баллы

    Начало и окончание учебы (поступление в ДОУ)

    26

    Пересмотр личных привычек

    24

    Изменение условий и времени работы (деятельности)

    20

    Смена места жительства, учебного заведения, детского сада, группы

    20

    Изменение привычек проводить свободное время

    19

    Изменение сна

    16

    Изменения в режиме питания

    15

    Отпуск

    13

    А еще следует учесть следующие факторы: уровень детско-родительских отношений (удовлетворение потребности в любви и принятии), навыки коммуникации и социализации, уровень познавательного развития (соответствует среде или нет), принятие ребенка педагогом и тд.

    Многие физиологи и валеологи связывают момент поступления ребенка в школу и д/с  с потерями в состоянии здоровья. Все это может создавать ситуации, когда ребенок не в состоянии разрешить собственные проблемы без ущерба для своего развития и здоровья.

    Рассматривая механизмы реакции организма на стресс, важно понимать, что реакции ребенка разительно отличаются от реакций взрослого:

    • Адаптивные и защитные механизмы еще незрелые и не до конца сформированы.
    • Дети находятся в полной зависимости от взрослых, родителей, которые являются главными фигурами, удовлетворяющими их важные потребности, в том числе и витальные. Неспособность родителей рождает напряженность в детско-родительских отношениях. Ребенок может связывать возникшие трудности в семье с собственными провинностями, отчего испытывают постоянное чувство вины и тревоги, то есть длительный стресс.
    • Характерной особенностью ребенка является повышенная эмоциональность и еще незрелые механизмы регуляции. Нервная система сильно откликается на любые изменения, максимально расходуя внутренние ресурсы.
    • Особенности мышления(эгоцентризм) не позволяет отсеивать часть стрессов, как несущественных. Все что происходит с кем-то, может восприниматься как лично пережитое, в том числе и увиденное по телевизору.
    • Только рождаясь, ребенок сталкивается с ситуациями и изменениями, к которым необходимо приспосабливаться. На это накладываются  возрастные изменения, кризисы и тд усиливающие нагрузку на уязвимый организм ребенка.

    Психофизиологические механизмы

    Это прежде всего стимул  реакция.

    Данная схема отлично демонстрирует назначение механизмов стрессовой реакции – сохранить жизненно важные функции, мобилизовать организм и дать адекватный ответ: доставить большое количество кислорода, глюкозы и свободных жирных кислот к головному мозгу, сердцу и мышцам для наилучшей их работы.

    Изменения функционирования                                                                   Изменения

    познавательных процессов                   эмоционального

                                                                                                                             состояния

    Психика

    Изменения поведения

    Вегетативная НС                                                                                 Соматика 

                 Мышечные

    Изменение деятельности внутренних              напряжения

    органов и функциональных систем

    (особо важное для БОС выделено):

    • Эндокринная система: изменение гормонального баланса (истощение приводит к нарушениям обмена веществ, заболеваниям ЖКТ, эндокринным заболеваниям, атеросклерозу)
    • Дыхательная система: учащение дыхания ( при сильном или длительном стрессе данный параметр уходит из-под сознательного контроля, человек дышит часто и неглубоко, мозг кислорода получает очень мало, нагрузка на дыхательную систему резко увеличивается, развиваются психосоматические заболевания дыхательной системы, например, бронхиальная астма)
    • Сердечно-сосудистая система: централизация кровообращения, изменение ЧСС (истощение приводит  повышенному артериальному давлению, сердечной аритмии и тд)

    Соматика (мышечное напряжение) зачастую локализуется в определенных мышцах (шея, плечи, поясница, мимические мышцы) Неисчезающее мышечное напряжение накапливаться вплоть до болевых ощущений, которые со временем  тоже перестают осознаваться и приводят к потере чувствительности, хроническим мышечным зажимам, нервным тикам.

    Изменения поведения (характерологические и патохарактерологические реакции): нарушения адаптации на поведенческом уровне появляется не внезапно, как физическая или эмоциональная  реакция. Происходит постепенное проявление и закрепление в поведении в виде характерологических, а потом и патохарактерологических реакций.

    Характерологическая реакция – естественная для своего возраста реакция, возникающая в определенной ситуации. Она преходящая, психологически понятная, не приводит к нарушениям приспособления и не сопровождается соматическими расстройствами.

    Патохарактерологическая реакция – реакция, ставшая уже личностной, проявляющая отклонениями в поведении ребенка. Приводит к нарушениям приспособления и сопровождается соматовегетативными расстройствами. Эти реакции – способ снять напряжение, отреагировать в стрессовой ситуации. Становятся единственными в репертуаре поведенческих стратегий, возникают в любой ситуации независимо от обстоятельств. Частично утрачивается психологическая понятность, эмоциональные нарушения становятся более выраженными, соматовегетативные – более явными. Закрепляется болезненный стереотип, выражающийся в возникновении одной и той-же реакции по разным поводам. Обычно патохаракерологическая реакция развивается на основе характерологической, и происходит это на неблагоприятном фоне: акцентуации характера, психопатологические черты личности, органическая недостаточность ЦНС, дисгармонично протекающий возрастной кризис. Такие проявления могут наблюдаться уже у трех, четырехлетних детей.

    Последствия хронического стресса:

    1. Изменения в деятельности функциональных систем.
    2. Закрепление негативных паттернов их работы.
    3. Бессознательный выбор подобного реагирования в стрессовых ситуациях.
    4. Психосоматические расстройства.
    5. Нарушение адаптивных механизмов на уровне поведения.
    6. Формирование вредных привычек реагирования.

    Соматический уровень:                                         Психический уровень:   

    1. Нарушения внимания
    2. Нарушения способности к обучению
    3. Нарушение развития ребенка, снижение адаптационных возможностей
    4. Появление эмоциональных расстройств
    1. Конверсионные расстройства физиологических функций, утрачивающих произвольное управление
    2. Болевой синдром при отсутствии физических расстройств, то есть реальных причин
    3. Соматизация (жалобы на общее состояние здоровья) эмоциональных расстройств

    Поведенческий уровень:

    Характерологические и патохарактерологические реакции детей

    1. Уход
    2. Нарушение вегетативных функций
    3. Протест активный и пассивный
    4. Нарушения речевой функции (полный или неполный мутизм)
    5. Реакции
    6. Компенсация или гиперкомпенсация

    Таким образом, в разные периоды детства большое количество стрессовых реакций существенно влияет на развитие ребенка и может привести к эмоционально-личностным нарушениям: нарушению внимания, адаптации, способности к обучению и значительному ухудшению состояния здоровья.

    Мы не можем полностью предотвратить действие стрессовых факторов на человека. Стресс неотъемлемая часть нашей жизни и даже в какой-то мере необходимый процесс, помогающий приспосабливаться к различным  условиям жизни и формирующий адаптивные механизмы. Но в наших силах избежать негативные последствия стресса. Для этого необходимо научиться регулировать свое эмоциональной состояние, успокаиваться, снимать избыточное напряжение, то есть владеть навыками саморегуляции. Они позволяют нам научиться «договариваться» со своим организмом и восстанавливать исходное равновесие.

    Какой из этих механизмов можно использовать для саморегуляции человеку самому?

    Методы профилактики и коррекции могут быть различны и зависят от применяемого психологом подхода. Но, существует ряд значимых факторов, повышающих эффективность работы с детьми.

    Во-первых,  важно учитывать тот факт, что эмоционально-личностное расстройство имеет комплексный характер, чаще всего связано с психосоматикой, то есть ответом организма на стресс. Корректировать его необходимо тоже комплексно. При этом важно понимать, что воздействуя на один компонент мы опосредованно воздействуем и на другой.

    Во-вторых, ребенку очень важно подкрепление своей деятельности, видеть, что его действия приводят к результату (бихевиоральный подход).

    В-третьих, значима позиция ребенка относительно собственных проблем, болезни и лечения, на чем основывается коррекция, тренировочная терапия, где вырабатываются определенные навыки и через их использование достигается эффект.

    Все выше перечисленные теоретические взгляды, научные исследования и методы рассматриваются как способы решения проблемы профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств дошкольников.

    В детском саду оборудована сенсорная комната, позволяющая воздействовать и задействовать все анализаторы: зрение, слух, тактильные ощущения. Журчание водопада, цветовые переливы фибероптической занавеси, грациозно плавающие рыбки в пузырьковой трубе способствуют мышечному расслаблению, смещению внимания на различные ощущения. Кривое зеркало помогает экспериментировать с восприятием своей внешностью и телом, раскрепощает и снимает мышечные зажимы, оживляет моторику. Дети испытывают удовольствие, становятся более открытыми и доверчивыми.

    А программа ФБУ «Волна» , направленная на формирование навыка произвольной регуляции своего дыхания, обучает детей диафрагмально-релаксационному дыханию, которое является наиболее оптимальным для обеспечения жизнедеятельности организма и обучит детей разрешать проблемные ситуации с минимальными затратами здоровья.

    Таким образом, наиболее эффективным будет комплексное психолого-педагогическое сопровождение детского развития, направленное на обучение навыкам саморегуляции, релаксации, формирование конструктивных поведенческих стратегий и психологическое сопровождение сложных жизненных периодов.

    Список литературы:

    1. Ледина В. Ю. Программа обучения диафрагмальному дыханию «Волна»
    2. Николаева Е.И., Психофизиология: Психологическая физиология с основами физиологической психологии. –  Лит Рес, 2015 г. (электронная книга)
    3. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997
    4. Сайт ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)
    5. Сайт Библиотека Гумер. Большой психологический словарь, Мещеряков Б., Зинченко В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    мастер-класс "Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"

    Дано краткое описание использования камней педагогом-психологом в коррекционно-развивающей деятельности.....

    Методическая разработка в форме образовательной деятельности по профилактике нарушения и коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников «Новые приключения колобка»

    Методическая разработка в форме образовательной деятельности   по профилактике нарушения и коррекции  эмоционально-личностной сферы дошкольников  «Новые приключения колобка&r...

    Из опыта работы МКДОУ «Д/С №37». Тема: «Использование методов профилактики и коррекции у детей дошкольного возраста, по укреплению эмоционально-личностной сферы».

    Использование методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств дошкольников ( изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, пластилинография, арттерапия) в разных возрастных группа...

    Коррекция нарушений эмоционально- личностного развития у дошкольников

    Детское воровство. Причины. Способы преодоления....

    ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Психопрофилактическая антистрессовая программа «Волна» Обучение диафрагмальному дыханию

    В статье представлен краткий обзор возможности и целесообразности использования технологии функционального биуправления дифрагмальным дыханием в целях профилактики и коррекции эмоционально-личностных ...

    Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей с общим нарушением речи.

    Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезме...

    Роль сказок в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников.

    Роль сказок в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников...