"Развивающая среда детского сада"
материал на тему

Доклад к родительскому собранию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_rod._sob._razvivayushchaya_sreda_detskogo_sada.docx41.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
             Новониколаевская средняя общеобразовательная школа
       Купинского района
                  Структурное подразделение детский сад «Золотой улей»
                 ул. Центральная, д.4, д. Новониколаевка, 632748.
                телефон:8(38358)37240, E- majl:novnik@ngs.ru

«  Развивающая среда детского сада »

выступление на родительском собрании

.

                                                                              Подготовила:

воспитатель разновозрастной

                                                                                                          группы «Пчёлки»

                                                                                 Ковалева Т.А.

2016г.

Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ".

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе прочих жизненных и социальных прав есть там и право ребенка на игру - главнейшее условие психического, социального, физического его развития.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. "

Для детей игра, которую принято называть "спутником детства", составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого - совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.

В ДОУ этот мир представляет предметно - развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.

Предметно – развивающая среда – это система условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического и социального становления личности ребенка.

В связи с этим, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Зонирование помещений продумали и решили таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах.

В сенсорном уголке собрали развивающие игры, направленные для развития воображения, речи, памяти, логики, внимания. С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Поэтому дидактический материал в группе является частью центра развивающих игр. Дети могут поиграть с пирамидками, «Лего», вкладышами, мозаикой, шнуровками, геометрическими пазлами.

Также созданы уголок «Дочки-матери», «Автозаправка»,«Гараж» «Уголок по экспериментированию», «Парикмахерская», уголок со строительным материалом, книжный уголок.

При построении предметно - пространственной среды соблюдались принципы:

1. Доступность

2. Гендерный подход

3. Безопасность

Особое внимание уделяем эстетическому оформлению, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса, побуждать к активной творческой деятельности, способствовать интеллектуальному развитию.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги нашего дошкольного учреждения придерживались принципов, изложенных в "Концепции дошкольного воспитания", а так же руководствовались принципами В. А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

При построении предметно - пространственной среды соблюдались принципы:

• Открытости;

• Гибкого зонирования;

• Стабильности -динамичности;

• Полифункциональности ;

• Гендерный подход.

Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, наши педагоги учитывали принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, опытнической работой. Воспитатели создали атмосферу не только уюта и комфорта, но и стараются сделать пребывание детей в детском саду радостным.

При организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Поэтому воспитатели в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы.

Помня о том, что статус детского сада, его имидж во многом зависит от мнения родителей, мы стараемся строить свои отношения на взаимном доверии. Ведь родители не только наши основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Психолого-педагогическое просвещение родителей ведем дифференцированно, используя разные формы работы. Одна из них - информация на стендах.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашем ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому я испытываю повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды в группе.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

 Для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

- показ предмета и его называние;

- показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Организация  развивающей пространственной среды в образовательной  деятельности детей дошкольного возраста.
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего

инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит

трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный

стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)1 подразумевает создание

благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и

творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,

другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной

общеобразовательной программы дошкольного образования. ,выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

    Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:

  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов,
  • оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  • двигательной активности детей, возможности общения и совместной

деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

  • различных образовательных программ с учетом применения и инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это

специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное

оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».

 Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения

является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В

рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования

возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной

среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для

реализации общеобразовательной программы.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна

обеспечивать и гарантировать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального

благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства

Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на

возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

  • создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации

непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

  • открытость  дошкольного образования и вовлечение родителей (законных

представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

  • создание равных условий, максимально способствующих реализации

различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей,

принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и

социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные)

возможности здоровья.

    В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает

свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую,

воспитывающую, стимулирующую функции.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование,

мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также

необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не

только развивающей, но и развивающейся.

Принципы организации предметно-пространственной среды в

образовательных учреждениях  основаны на психолого-педагогической концепции

современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

В соответствии с ФГОС  развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе

технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

-трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в

зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и

возможностей детей;

- полифункциональной  обеспечивать возможность разнообразного

использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких

модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской

активности;

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей

с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам,

пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по

обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

   Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной

целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из

направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять

образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

 Принимая во внимание интегративные качества образовательных

областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно- исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной

литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса

следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка

предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и

инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки,

предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести

информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую

детскую деятельность.

Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС,

возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.

При реализации образовательной программы дошкольного образования вразличных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:

- соответствие общеобразовательной программе ДОО;

- соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям

пребывания детей в ДОО5;

- соответствие возрастным возможностям детей;

- трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и

возможностей детей;

- возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих

материалов в разных видах детской активности;

- вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов

(игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

- наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными

возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в

организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим

средствам среды.

- соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности

при использовании согласно действующим СанПиН6.

    С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна

обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне

образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая

множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую

поддержку развития детей».

.  Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы  дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
  Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. __

Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить правила:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная развивающая среда должна способствовать реализации всех образовательных областей в образовательном процессе, включающем: совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 

3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 
4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 
5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 
Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности необходимо оборудовать уголок экспериментирования, в который входит образно-символический материал (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические (наглядные) модели, иллюстрированные схемы-таблицы, графические "лабиринты", условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.), нормативно-знаковый (наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.)
6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы
7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 
8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 
9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

     Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.  При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Итак: в рамках группового пространства.  рекомендуется разместить следующие центры:

- сюжетно-ролевых игр «Мы играем»;

- сенсомоторного развития «Мир под рукой»;

- уединения «Мой маленький домик»;

- безопасности;

- конструирования «Маленький строитель»;

- физкультурно-оздоровительный «Мы - спортсмены»;

- театрализации «Играем в театр»;

- краеведения «Мой край»;

- творчества «Талантливые пальчики»;

- музыкальный «Мир звуков»;

- развития речи «Будем говорить правильно»;

- групповой библиотеки «Здравствуй, книжка»;

- центр песка и воды;

- природы «Юные экологи»;

- экспериментирования «Юные исследователи»;

- развивающих игр «Юные эрудиты»;

Для реализации гендерного воспитания детей при создании развивающей среды необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, подбирать необходимые атрибуты для полоролевых игр. Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большую часть оборудования можно хранить в коробках на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют какую игру выбрать.

В физкультурно-оздоровительном центра «Мы - спортсмены» может быть использована нетрадиционное оборудование : массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, мешочки с песком, массажные мячики, дорожки с изображение следов для развития координации движений. Все материалы должны соответствовать экологическим и гигиеническим требованиям.

Необходимо уделить большое внимание воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. В старших  группах центральное место должно быть отведено центру краеведения, где дети могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края. В центре можно разместить карту страны, области, портрет президента России, символику Государства, глобус, кукол в национальных костюмах, тематические альбомы, фотоальбомы, литературу со стихами о родине, портреты знаменитых людей и т.д.

Необходимо создать условия для развития самостоятельной художественной деятельности. В доступном для детей пространстве собрать многообразие изобразительных материалов: карандаши, бумага, восковые мелки, формочки для лепнины, пластилин, белая и цветная манка, алгоритмы выполнения работ, образцы альбомов жанровой живописи и декоративно-прикладного искусства, трафареты и шаблоны.

В предметно-пространственную среду каждой группы можно включить искусственные и природные объекты. На ряду с центрами «Юные экологи», где дети наблюдают и ухаживают за растениями, в группах необходимо оборудовать центры экспериментирования «Юные исследователи» для проведения элементарных опытов с песком, водой и другими природными и неприродными веществами.

В центре «Эрудиты» надо тщательно подобрать разнообразные развивающие игры, направленные на развитие воображения, памяти, мышления, внимания («Сложи узор», Блоки Дьенеша) Группы могут быть оснащены магнитными досками, коврографами.

Развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Поэтому дидактический стол в группах раннего возраста является частью центра развивающих игр. В центре сенсомоторного развития «Мир под рукой» дети могут поиграть с пирамидками, разноцветными счётами, вкладышами, шнуровками. Можно оформить дополнительно настенное панно для развития тактильных и зрительных ощущений.

В центре безопасности размещают материал по ПДД и пожарной безопасности. Сюда входят дидактические игры, пособия, иллюстрации, макеты района с перекрёстками и знаками, дорожные знаки, светофор.атрибуты для обыгрывания и т.д.

Преимущества подобной развивающей среды в том, что появится возможность приобщить всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок выбирает занятия по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Ожидается ,что воспитанники будут меньше конфликтовать между собой, будут редко ссориться из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены разнообразной интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников при этом обеспечен. Планируется что значительно возрастёт продуктивность самостоятельной деятельности : в течении дня дети могут создать и выполнить много рисунков, поделок, построек, провести эксперименты и игровые импровизации.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.