Психологическое занятие с элементами тренинга: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСНОСТИ»
учебно-методический материал на тему

Данилюк Наталия Сергеевна

Цель:

- развивать речь, воображение, умение работать в команде педагогов детского сада.

закреплять знания воспитателей о задачах, формах, методах и приемах работы с детьми экологического воспитания.

Оборудование: анкеты знакомства, листы бумаги, фломастеры, стикеры, карточки с заданиями, цветная бумага, ножницы, клей, старые журналы.

Ход   тренинга  для  воспитателей  детского  сада

1. Знакомство.

Участники тренинга заполняют анкеты знакомства, садятся полукругом.

Ведущая предлагает каждому представить себя цветком, рассказать, какого он цвета, где растет, что его окружает. Каждый участник рисует цветок, с которым он себя ассоциирует, а затем объясняет, например: «Сегодня я приветливая и нежная, как ромашка, а завтра я буду колючая, как кактус».

Обозначение выбранного цветка:

Астра - печаль;

Василек - простота, нежность, (базилик);

Гвоздика - мужество, стойкость, солидарность, уважение;

Василек полевой - благодарность;

Лен - символ девичьей красоты;

Ландыш - скрытая любовь, таинственность;

Мак - красота, молодость, мудрость, доброжелательность;

Мальва - красота, холодность, педантичность;

Нарцисс - гордость, самовлюбленность;

Первоцвет - разочарование в чувствах, любви;

Пион - долголетие, здоровье;

Подснежник - чистота, верность;

Роза - чувственность, любовь, здоровье;

Ромашка - любовь, мир, нежность;

Фиалка - застенчивость, скромность, доверчивость, верность в любви;

Лилия - чистота, невинность, справедливость;

Ирисы - чистота, невинность, справедливость;

Орхидея - свобода, самостоятельность, уверенность в себе;

Хризантема - благоразумие, справедливость, критичность;

Лотос - уязвимость, чувствительность, эмоциональность;

Гербера - желание привлечь к себе внимание, демонстративность, уверенность.

Язык цвета выбранного цветка:

Красный - энергия, активность; символизирует жизнь, свободу, торжественность;

Белый - нейтральный; символизирует невинность, чистоту;

Голубой - холодный, пассивный; символизирует доверие, бесконечность.

Желтый - теплый, веселый; символизирует свет, жизнь, радость, уважение к старости;

Зеленый - спокойный; символизирует мир, покой, надежду;

Синий - спокойный, сентиментальный; символизирует доверие, бесконечность.

Оранжевый, - зрелость, стремление к цели;

Розовый - нежность, мечтательность, покой;

Фиолетовый - мудрость уравновешенность.

 

2. Психологическое упражнение «Полюбите животное»

На ватмане нарисован дом с окошками. Воспитатели должны подумать и написать на стикере название животного, которое им не нравится или которого они боятся. Возможно, с ним связанны какие-то неприятные события? Воспитатели приклеивают стикеры в окошки, а затем вместе пытаются найти положительные качества этого животного, пользу от него в природе.

У детей бывают определенные страхи относительно определенных животных, которые преимущественно бывают сформированы под влиянием взрослых. Когда мы говорим малышу: «Не трогай! Это животное опасно! Это животное грязное не подходи, потом укусит, я сама боюсь!» и т.д. Мы не задумываясь формируем у ребенка негативную установку. А стоило бы, наоборот, на примере гусеницы, паучка, личинки, найти, что-то интересное для ребенка, а не развивать у него негативное отношение к тем или другим представителям животного мира. Считаю, что психологическое упражнение «Полюбите животное» следует проводить на занятиях с детьми.

3. Упражнение «Импровизация»

Каждая команда, получив карточку с заданием, должна передать ее содержание пантомимной импровизацией, а все участники должны отгадать ее содержание.

- Роза-недотрога.

- Дуб - великан.

- Самовлюбленный нарцисс.

- Цепляющийся репейник.

- Стройный тополь под дождем.

- Раскидистая ива, которая дрожит от ветра.

Воспитатели могут предложить подобные задания детям.

4. Упражнение «Методический пейзаж»

На ватмане нарисовано дерево без листьев, большие и маленькие цветы без лепестков.

Команды получают задание:

- Написать на стикерах и приклеить на ватман сформулированные задачи экологического воспитания в дошкольном учреждении (листья дерева);

- Формы работы по экологическому воспитанию (лепестки маленького цветка);

- Методы и приемы работы с детьми по экологии (большой цветок).

5. Упражнение «Отгадай птицу»

Это упражнение способствует развитию речи, воображения сплоченность в работе с командой. Каждый участник вытягивает карту определенного цвета, на которой написан фрагмент стихотворения о птице. Участники группируются по цвету, составляют загадку из отдельно нарезанных полосок; а другие отгадывают ее.

Врачом он леса зовется,

Часто слышат на деревьях:

«Тук - тук - тук» - это кто?

Клюв его, как долото.

(Дятел)

Певцом любви и счастья

Он в народе называется,

Все говорят: «заливается» -

В небе песня разливается.

(Соловей)

6. Упражнение «Дайте оценку»

Каждая команда получает задание: рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку.

1) Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор:

- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине.

- Эти дырочки – глаза камня, так? Он через них видит?

- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно.

Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».

2) Когда Сережа переехал с родителями в новый дом, бабушка подарила ему котика. Он у них немного прожил, а потом мама выгнала кота со стороны из дома и сказала: «Не плачь. Я куплю тебе саблю и винтовку».

3) Воспитатель попросил детей рассказать, как они помогают родителям в выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Миша сидел и молчал. На вопрос воспитательницы, как он помог дома маме мальчик ответил:

- Я хотел помочь маме полить цветы на балконе, папа сказал: «Не мужское это дело, а в женские дела не вмешивайся».

Участники сначала обсуждают ситуацию в командах, а затем выражают свое видение коллегам. После совместного обсуждения психолог оценивает работу команд и подводит итоги. Такие упражнения побуждают воспитателей к более активной работе с родителями.

7. Упражнение «Составь экологическую сказку»

Психолог предлагает каждой команде составить экологическую сказку. Участники самостоятельно выбирают и способ исполнения. Для этого им понадобится цветная бумага, ножницы, клей, старые журналы, фломастеры. После окончания работы представители команд рассказывают свою сказку участникам тренинга, после чего происходит активное обсуждение затронутой проблемы.

8. Упражнение «Песенный вернисаж»

Команды должны вспомнить и поочередно спеть песни о растениях, животных, воде, природные явления, и тому подобное. Выигрывает та команда, которая спела песню последняя.

9. Подведение итог. Обмен впечатлениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_vospitateley_ekologicheskie_interesnosti.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое занятие с элементами тренинга: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСНОСТИ»

Цель:

- развивать речь, воображение, умение работать в команде педагогов детского сада.

закреплять знания воспитателей о задачах, формах, методах и приемах работы с детьми экологического воспитания.

Оборудование: анкеты знакомства, листы бумаги, фломастеры, стикеры, карточки с заданиями, цветная бумага, ножницы, клей, старые журналы.

Ход   тренинга  для  воспитателей  детского  сада

1. Знакомство.

Участники тренинга заполняют анкеты знакомства, садятся полукругом.

Ведущая предлагает каждому представить себя цветком, рассказать, какого он цвета, где растет, что его окружает. Каждый участник рисует цветок, с которым он себя ассоциирует, а затем объясняет, например: «Сегодня я приветливая и нежная, как ромашка, а завтра я буду колючая, как кактус».

Обозначение выбранного цветка:

Астра - печаль;

Василек - простота, нежность, (базилик);

Гвоздика - мужество, стойкость, солидарность, уважение;

Василек полевой - благодарность;

Лен - символ девичьей красоты;

Ландыш - скрытая любовь, таинственность;

Мак - красота, молодость, мудрость, доброжелательность;

Мальва - красота, холодность, педантичность;

Нарцисс - гордость, самовлюбленность;

Первоцвет - разочарование в чувствах, любви;

Пион - долголетие, здоровье;

Подснежник - чистота, верность;

Роза - чувственность, любовь, здоровье;

Ромашка - любовь, мир, нежность;

Фиалка - застенчивость, скромность, доверчивость, верность в любви;

Лилия - чистота, невинность, справедливость;

Ирисы - чистота, невинность, справедливость;

Орхидея - свобода, самостоятельность, уверенность в себе;

Хризантема - благоразумие, справедливость, критичность;

Лотос - уязвимость, чувствительность, эмоциональность;

Гербера - желание привлечь к себе внимание, демонстративность, уверенность.

Язык цвета выбранного цветка:

Красный - энергия, активность; символизирует жизнь, свободу, торжественность;

Белый - нейтральный; символизирует невинность, чистоту;

Голубой - холодный, пассивный; символизирует доверие, бесконечность.

Желтый - теплый, веселый; символизирует свет, жизнь, радость, уважение к старости;

Зеленый - спокойный; символизирует мир, покой, надежду;

Синий - спокойный, сентиментальный; символизирует доверие, бесконечность.

Оранжевый, - зрелость, стремление к цели;

Розовый - нежность, мечтательность, покой;

Фиолетовый - мудрость уравновешенность.

2. Психологическое упражнение «Полюбите животное»

На ватмане нарисован дом с окошками. Воспитатели должны подумать и написать на стикере название животного, которое им не нравится или которого они боятся. Возможно, с ним связанны какие-то неприятные события? Воспитатели приклеивают стикеры в окошки, а затем вместе пытаются найти положительные качества этого животного, пользу от него в природе.

У детей бывают определенные страхи относительно определенных животных, которые преимущественно бывают сформированы под влиянием взрослых. Когда мы говорим малышу: «Не трогай! Это животное опасно! Это животное грязное не подходи, потом укусит, я сама боюсь!» и т.д. Мы не задумываясь формируем у ребенка негативную установку. А стоило бы, наоборот, на примере гусеницы, паучка, личинки, найти, что-то интересное для ребенка, а не развивать у него негативное отношение к тем или другим представителям животного мира. Считаю, что психологическое упражнение «Полюбите животное» следует проводить на занятиях с детьми.

3. Упражнение «Импровизация»

Каждая команда, получив карточку с заданием, должна передать ее содержание пантомимной импровизацией, а все участники должны отгадать ее содержание.

- Роза-недотрога.

- Дуб - великан.

- Самовлюбленный нарцисс.

- Цепляющийся репейник.

- Стройный тополь под дождем.

- Раскидистая ива, которая дрожит от ветра.

Воспитатели могут предложить подобные задания детям.

4. Упражнение «Методический пейзаж»

На ватмане нарисовано дерево без листьев, большие и маленькие цветы без лепестков.

Команды получают задание:

- Написать на стикерах и приклеить на ватман сформулированные задачи экологического воспитания в дошкольном учреждении (листья дерева);

- Формы работы по экологическому воспитанию (лепестки маленького цветка);

- Методы и приемы работы с детьми по экологии (большой цветок).

5. Упражнение «Отгадай птицу»

Это упражнение способствует развитию речи, воображения сплоченность в работе с командой. Каждый участник вытягивает карту определенного цвета, на которой написан фрагмент стихотворения о птице. Участники группируются по цвету, составляют загадку из отдельно нарезанных полосок; а другие отгадывают ее.

Врачом он леса зовется,

Часто слышат на деревьях:

«Тук - тук - тук» - это кто?

Клюв его, как долото.

(Дятел)

Певцом любви и счастья

Он в народе называется,

Все говорят: «заливается» -

В небе песня разливается.

(Соловей)

6. Упражнение «Дайте оценку»

Каждая команда получает задание: рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку.

1) Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор:

- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине.

- Эти дырочки – глаза камня, так? Он через них видит?

- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно.

Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».

2) Когда Сережа переехал с родителями в новый дом, бабушка подарила ему котика. Он у них немного прожил, а потом мама выгнала кота со стороны из дома и сказала: «Не плачь. Я куплю тебе саблю и винтовку».

3) Воспитатель попросил детей рассказать, как они помогают родителям в выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Миша сидел и молчал. На вопрос воспитательницы, как он помог дома маме мальчик ответил:

- Я хотел помочь маме полить цветы на балконе, папа сказал: «Не мужское это дело, а в женские дела не вмешивайся».

Участники сначала обсуждают ситуацию в командах, а затем выражают свое видение коллегам. После совместного обсуждения психолог оценивает работу команд и подводит итоги. Такие упражнения побуждают воспитателей к более активной работе с родителями.

7. Упражнение «Составь экологическую сказку»

Психолог предлагает каждой команде составить экологическую сказку. Участники самостоятельно выбирают и способ исполнения. Для этого им понадобится цветная бумага, ножницы, клей, старые журналы, фломастеры. После окончания работы представители команд рассказывают свою сказку участникам тренинга, после чего происходит активное обсуждение затронутой проблемы.

8. Упражнение «Песенный вернисаж»

Команды должны вспомнить и поочередно спеть песни о растениях, животных, воде, природные явления, и тому подобное. Выигрывает та команда, которая спела песню последняя.

9. Подведение итог. Обмен впечатлениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие с элементами тренинга «Умею ли я дружить?»

Вид занятия: подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие (интегрированное) с элементами тренинга.Цель: развитие групповой сплоченности, формирование коммуник...

Психологическое занятие с элементами тренинга для родителей "Искусство быть родителем"

Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом и о многом другом в данном  тренинге....

Психологическое занятие с элементами тренинга "Сердце педагога"

Задачи:Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.Профилактика профессионального выгорания педагогов.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Участники:Педагоги вс...

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети»

Психологическое занятиес элементами тренинга на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети» Вступление         Настройка аудитории на воспри...

Психологическое занятие с элементами тренинга на сплочение пед коллектива

Целью данного психологического занятия с элементами тренинга является сплочение, формирование  хорошего психологического климата в педагогическом коллективе с помощью сотрудничества и взаимопомощ...

Конспект психологического занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Зимние посиделки»

Цель: развитие коммуникативных навыков у педагогов.Задачи:• формировать ощущения доверия и общности в коллективе;• снять психоэмоциональное напряжение и усталость;• развить умение ...

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула хорошего настроения»

Развитие жизнеспособности подростков, профилактика антивитального поведения...