Психологическое занятие с элементами тренинга для родителей "Искусство быть родителем"
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Юсупова Ляйсан Разифовна

Как найти общий язык со своим ребенком,heart как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов.mail Об этом и о многом другом в данном  тренинге.yesangel

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_roditeley_iskusstvo_byt_roditelem.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для родителей:

«Искусство быть родителем!»

Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.

Задачи:

1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;

2. Способствовать снижению эмоционального напряжения;

3. Овладение приемами взаимодействия с ребенком

Длительность тренинга: 30- 45 мин

Материалы и оборудование: Презентация, ручки, лепестки ромашки, желтая круглая серцевина, клей-карандаш,  платки-15 шт, рисунок сердца (разрезанный на 10 частей, ленты 15 шт, детские сказки, 3 стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли. 

Ход тренинга

Вступление

Здравствуйте,  уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на тренинг: «Искусство быть родителем!»

Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.

Предлагаю Вам, поучаствовать в играх; где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.

Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своего ребенка, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.

1.Упражнение " Стаканы " 5мин

Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка 

Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли. 

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. 
Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем. 

Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания. 

Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной. 

В третий стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками. 

Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.

Итак, начнем с приветствия друг друга.

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.

2.Разминка «Знакомство с комплиментом»7мин

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди называет соседа справа по имени и говорит комплимент. В ответ вы называете по имени соседа и благодарите. Важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Рефлексия: Спасибо. Вот мы и познакомились с вами. Скажите, пожалуйста, что было приятнее  делать: получать комплименты или самой говорить? А что сложнее?

3. Упражнение «Цветок».(лепестки и сердцевина круглая желтая  из бумаги, ручки, клей-карандаш) 3 мин

Педагог-психолог.

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».

Инструкция: предлагаю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества. А если у вас несколько детей, пишите о своем пЕрвенце.  

Вывод: Кто хочет поделиться? Расскажите, пожалуйста, как вы называете своего ребеночка и какие его положительные качества вам больше всего импонируют?

Спасибо, а теперь приклейте, пожалуйста лепестки к сердцевине. Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.

Рефлексия:

- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

- Легко ли Вам было заполнять? Почему?

4. Упражнение «Как тебе лучше?» (надпись на голову "РЕБЕНОК", "РОДИТЕЛЬ", платки глаза завязать15 шт, ленты 15 шт) Надпись на слайде:

Психолог: приглашаю родителей объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю "ребенку" пройти завязанными  глазами, а "родители" будут  сопровождать движение своего напарника - «ребенка» словами, высказываниями, которые вы прочтете на слайде.

Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами:

1.«Иди, я тебе сказал, немедленно! Иди правильно! Как я тебе говорю? Сколько раз надо говорить? Быстро иди!»

 2.«Может, ты не пойдешь?, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».

3. «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед! У тебя все получается!».

Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.

5. Упражнение «Чтение сказки» (Книжка со сказкой, карточки с заданием: 1. Прочитать отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям,

2. Прочитать отрывок сказки. повернувшись лицом к родителям,

3. Рассказать эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.)

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при беседе с ребенком, при чтении художественной литературы и т. д

Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.

Поднимите, пожалуйста руку те, кто читает детям сказки? Для следующего упражнения мне нужны 3 участника. Задание на карточке.  Я предлагаю вам детские книжки со сказками, надо прочитать сказку так, как написано в задании.

 первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

Рефлексия: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Также происходит и при общении с нашими детьми.

5 Просмотр видеоролика "Счастье-это просто!"

 Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто»

Рефлексия.

  • Что вы чувствуете сейчас?
  • Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
  • Захотелось что-нибудь сделать?
  • Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

        Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

6.Упражнение «Недетские запреты» (стул, ленты-веревки)

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

7. Упражнение «Чего хотят дети?» (ручки и рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику).

Педагог-психолог: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой». Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное. Затем педагог-психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».

8.Заключительная часть.

Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в воспитании ваших детей. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами. Уважаемые родители, наша встреча показала, какие вы находчивые, заботливые и любящие родители. Спасибо.

Рефлексия участников тренинга. Я предлагаю вам по кругу передавать цветок и высказать свое мнение о работе в группе, на тренинге. Что понравилось, что узнали новое? Какие выводы сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие с элементами тренинга: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСНОСТИ»

Цель:- развивать речь, воображение, умение работать в команде педагогов детского сада.- закреплять знания воспитателей о задачах, формах, методах и приемах работы с детьми экологического вос...

Подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие с элементами тренинга «Умею ли я дружить?»

Вид занятия: подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие (интегрированное) с элементами тренинга.Цель: развитие групповой сплоченности, формирование коммуник...

Психологическое занятие с элементами тренинга "Сердце педагога"

Задачи:Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.Профилактика профессионального выгорания педагогов.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Участники:Педагоги вс...

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети»

Психологическое занятиес элементами тренинга на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети» Вступление         Настройка аудитории на воспри...

Психологическое занятие с элементами тренинга на сплочение пед коллектива

Целью данного психологического занятия с элементами тренинга является сплочение, формирование  хорошего психологического климата в педагогическом коллективе с помощью сотрудничества и взаимопомощ...

Конспект психологического занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Зимние посиделки»

Цель: развитие коммуникативных навыков у педагогов.Задачи:• формировать ощущения доверия и общности в коллективе;• снять психоэмоциональное напряжение и усталость;• развить умение ...

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула хорошего настроения»

Развитие жизнеспособности подростков, профилактика антивитального поведения...