Мотивационная готовность к школьному обучению
консультация (подготовительная группа) на тему

Смирнова Ольга Владимировна

Структура мотивов определяющщих отношение будущих первоклассников к учению. Формирование положительного отношения к школе и развитие учебных мотивов у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attest_konsult_shg_na_sayt.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Мотивационная готовность к школьному обучению.

К концу дошкольного детства складывается важнейшее новообразование в психике ребенка – готовность к школьному обучению.

Мотивационная готовность к школе – это желание учиться, отношение к школе

и учебе как к серьезной деятельности, формирование познавательной активности.

   В структуре стартовой готовности к  обучению в школе, мотивационная готовность одна из наиболее важных качеств. Что такое – мотив?  Мотив – это внутреннее побуждение к деятельности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения. В основе любого действия лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые «запускают» и направляют активность человека.

   Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу: для одного ведущим мотивом учения может оказаться стремление занять место отличника в классе, для другого – получение отличной оценки и одобрения взрослого, для третьего – интерес к новым знаниям, четвертый воспримет обучение как новую игру, пятый ходит в школу «потому, что мама так сказала» и т. д.

В структуре мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению, выделяют следующие мотивы:

- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника. («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

- учебно- познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что я там буду получать одни пятерки»);

- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции  школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

- внешние по отношению к школе мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);

- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6 -7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов индивидуальны.

Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива, перенесенного в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе.

Рассмотрим,  как же можно развивать школьную мотивацию.

Познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в детском саду и др.). Одним из основных путей развития познавательной активности ребенка – расширение и обогащение его опыта (в дошкольном возрасте – прежде всего опыта чувственного, эмоционального, практического), развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования.

Так как социальные мотивы формируются в старшем дошкольном возрасте на основе потребности быть взрослым, выполнять взрослые виды деятельности и воспроизводить взрослые образцы поведения, необходимо предоставить ребенку возможность реализовать эту потребность в учебной деятельности (Занятия по подготовке к школе, дидактические игры).

Оценочный мотив учения основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ребенок очень чутко  реагирует на настроение значимого взрослого: порицание, отвержение, отказ от общения как наказание за проступок вызывают переживание эмоционального дискомфорта, стремление наладить отношения со взрослым, заслужить его расположение. Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого являются одним из наиболее эффективных стимулов активности ребенка. Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе является одним из условий формирования действий самооценки и самоконтроля.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач при подготовке ребенка к школе.

Родителям важно знать уровень сформированного у ребёнка положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования его интереса к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, и прежде всего — эмоционального отношения. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими.  Прочтите рассказы о школе, посмотрите фильмы, играйте в школу. Организуйте в кругу семьи «Вечер воспоминаний – школьные годы чудесные»: полистайте вместе с ребенком свой школьный фотоальбом, расскажите о своих любимых учителях, школьных предметах, различных мероприятиях, которые проводились в ваши школьные годы. Можно поговорить о том, как школа помогла вам в выборе профессии, помечтать с ребенком о его будущей профессии. Все это будет активизировать сознание ребёнка, создаст положительную установку на учёбу в школе.

Объяснить ребенку смысл учебы может помочь сказка.

 «Кораблик».

Жил-был маленький глупенький Кораблик. Он все время стоял в гавани и никогда не выходил в море.

Кораблик лишь наблюдал за другими кораблями, как они покидали гавань и уходили в бескрайнюю даль, туда, где сливается небо с горизонтом. У каждого корабля был свой путь, они много знали и хорошо умели ориентироваться в бескрайних просторах. А потом, когда странники возвращались, их радостно приветствовали люди, а наш маленький Кораблик лишь с грустью наблюдал за ними.

Хотя он и был смелым и не боялся бури, но он страшно не хотел учиться. Поэтому он мог заблудиться в далеком море.

И вот однажды, насмотревшись на другие корабли, Кораблик решил: «Подумаешь, зачем мне много знать, ведь я смелый, и этого хватит, чтобы выйти в море».

И отправился он в путешествие. Его сразу подхватило волной и понесло в открытое море.

Так плавал Кораблик несколько дней. Ему уже захотелось вернуться в гавань, он представил, как радостно его будут встречать после путешествия. Но вдруг он понял, что не знает обратного пути.

Он стал искать знакомый маяк, по которому ориентировались другие корабли, но его не было видно.

Тут стали надвигаться тучи, все вокруг стало серым, море сердитым – надвигалась буря. Кораблику стало страшно и он начал звать на помощь, но рядом не было никого. Тогда кораблик загрустил и начал жалеть о том, что не хотел учиться, так бы он давно уже вернулся в свою гавань.

И вдруг вдали он увидел слабый огонек. Кораблик решил плыть к нему и, чем ближе он подплывал, тем яснее видел огромный Корабль, который плыл домой. Он понял, что маленький Кораблик потерялся и ему нужна помощь.

Большой Корабль взял его с собой и, пока они плыли, рассказывал кораблику все, что знает сам, а Кораблик все старался запомнить, ничего не упустить. Он понял, какую ошибку допустил, когда не хотел учиться. Ему захотелось стать очень ученым и помогать другим Кораблям. Пока Кораблик плыл с Кораблем они сдружились, и он очень много узнал. Так они скоро вошли в гавань. Тучи развеялись, море стало спокойным, небо чистым, ярко светило солнышко.

И тут вдруг Кораблик увидел, как на причале уже собрались люди, встречающие Корабли. Играла музыка, у Кораблика поднялось настроение и он даже стал гордиться собой, ведь он столько всего преодолел и узнал.

С тех пор Кораблик стал много путешествовать, и каждый раз приобретал новые знания, а когда возвращался – его радостно встречали люди и другие корабли, его не считали уже маленьким и глупеньким Корабликом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему: "Мотивационная готовность к школьному обучению".

Самообразование на тему "Мотивационная готовность к школьному обучению". Мотивационная готовность к школе— это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил ...

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

В преддверии поступления в школу, информация о мотивационной готовности к школьному обучению....

Консультация «Формирование мотивационной готовности к школьному обучению»

Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста.          Психологическая готовность ...

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению...

План-программа по формированию у старших дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению

План-программа представляет собой систему разнообразных форм и методов работы, направленную на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней....

Мотивационная готовность к школьному обучению

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ   Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:- положительных представлений о школе;- желания учиться в школе, чтобы узн...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребе...