Проектная деятельность в ДОУ
статья на тему

Дерменжи Лариса Георгиевна

Творческий отчет из опыта работы участника  муниципального конкурса профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года» воспитателя группы общеразвивающей направленности

Дерменжи Ларисы Георгиевны

Скачать:


Предварительный просмотр:

i?id=36494360&tov=0

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида «Сказка» г. Покачи

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

Творческий отчет из опыта работы участника  муниципального конкурса профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года» воспитателя группы общеразвивающей направленности

Дерменжи Ларисы Георгиевны

Проектная деятельность в ДОУ

2014 год

Основной метод, применяемый мной в работе, это педагогика сотрудничества с детьми «Свободное общение на равных».  Развивающим  методам уделяю огромное внимание. Одним из них является, метод проектирования.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Нам  хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогаем мы,  педагоги.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, мы на занятиях познавательного цикла знакомим их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях ИЗО – с образами домашних животных в произведениях художников, на развитии речи- чтение художественной литературы. где главными героями являются домашние животные.  

 Проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.(2 слайд)

 Главная цель проектной деятельности - разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются воспитанники. Работая над проектом, дети имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей детей: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная задача педагога при работе над проектом - дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.(3 слайд)

 Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития: (4 слайд)

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Вариативность использования интегрированного метода

 довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изо - деятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    − частичная интеграция;
    − полная интеграция;
  • метод проектов:
    − форма организации образовательного пространства;
    − метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта   (5 слайд)

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов (6 слайд)

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

В настоящее время проекты классифицируются: (7 слайд)

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: (8слайд)

  1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Мы с детьми работали над следующими видами  проектов

  • комплексные: «Умная книга»
  • межгрупповые: «Времена года»
  • творческие: «Елочка Красавица»
  • групповые«Осень – Удивительное время года»
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Электричество»
  • исследовательские: «Мир воды»

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу воспитанников под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: воспитанники не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению                                  

        Именно к проектному методу уместны слова восточного мудреца: "Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". ( В нашем случае получается, мы отвечаем на вопросы детей, т. е. они познают окружающий мир исходя из своих желаний.)

                 Применяя проектный метод в процессе ознакомления с окружающим миром, с целью  развития  познавательной активности дошкольников,   при тесном сотрудничестве с родителями  можно добиться очень высоких результатов.
( Родители приносили литературу, репродукции картин известных художников, оказывали помощь, проявляли интерес).

               Мое увлечение художественной литературой, думаю, оставит след и в сердцах моих воспитанников. Работая над темой  самообразования " Художественное слово - как средство всестороннего развития личности",  я как могла, старалась привить любовь детей к чтению. Ребята  любят копировать, повторять, брать с нас взрослых пример. Они с охотой слушают, когда я называю им своих любимых сказочных героев, прочитанные мною в детстве  художественные произведения, авторов.

                  Представляю  вашему вниманию проекты, над которыми мы работали в прошлом году.  Это " Осень - удивительное время года", " Елочка- красавица", "Умная книга".Во время реализации проектов большое внимание мы с ребятами уделяли чтению художественной литературы.  Кроме того, что  данные проекты познавательные, они и творческие.  Итогами проектов  послужили выставки для родителей, сделанные руками ребят. Отправляя их на всевозможные конкурсы, мы заняли немало призовых мест.

                Продуктом  познавательно-творческого проекта "Умная книга" стал поставленный детьми костюмированный спектакль  "Лиса и заяц", который ребята с удовольствием показали малышам и педагогам на ГМО.

Представление презентаций по отдельным проектам.

           

Дерменжи Лариса Георгиевна МАДОУ ДСКВ «Сказка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...