Развитие психолого - педагогической компетентности у воспитателей ДОУ (групповая работа педагога - психолога)
статья на тему

 

Задачи применяемой технологии: актуализаировать представления воспитатателей в изучаемом вопросе; использовать преимущества коллективного поиска

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие психолого – педагогической компетентности

у воспитателей ГБДОУ»

Ходорович Марина Васильевна,

педагог-психолог,

ГБУ ДО ЦППМСП Пушкинского района Санкт-Петербурга      

Актуальность..

В связи с вступлением в силу с 1  января 2014 года Федерального государственного стандарта целью дошкольного образования является  не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование предпосылок универсальной учебной деятельности. Дошкольник должен научиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы, быть коммуникативным. Но вначале этому нужно научить воспитателя.

Сегодня от педагогов ГБДОУ требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых технологий взаимодействия с детьми, теперь уже как субъектом образовательного процесса. Педагогу необходима психологическая поддержка, которую может обеспечить специалист, обладающий знаниями, умениями, навыками в области практической психологии - психолог.

Несколько раз, попробовав по запросу от администрации провести обучающие семинары для воспитателей, подготовив информацию с использование научно – методической литературы, мультимедийного оборудования  и ярко выстроенной презентации достигнуть желаемого результата не получилось. В итоге оказалось, что успех имел только мой рассказ, а практического применения полученная информация так и не нашла. Проанализировав сложившуюся ситуацию, я пришла к выводу, что интерес на обучающий семинар имела только администрация, а большинство воспитателей принимали только формальное участие, информация прошла мимо, только косвенно задев мотивационно –потребностную сферу человека. И поэтому требуется некий другой подход, чтобы воспитатели ГБДОУ могли воспринять предлагаемую информацию, пропустив через личное открытие. Вот так родилась идея апробировать  технологию «Творческая мастерская». Она оказалась наиболее эффективным способом организации просветительской деятельности, так как  в ходе её реализации создаются условия, когда воспитательсам осознаёт необходимость повышения собственной компетентности. Ведь от этого напрямую зависит повышение уровня качества образования в ГБДОУ. Педагог, владеющий психолого – педагогическими знаниями способен видеть  и анализировать риски в своей практической деятельности.

 Организация групповых консультаций с педагогами по данной технологии реализуется уже в течение 2-х лет. Но она не теряет своей актуальности и сегодня. Увеличилось количество педагогов, настроенных на проживание, на овладение опытом решения возникших задач, а главное ищущих некоего инсайта в сложных вопросах, книжного ответа на которые нет. Изменилось и общение между участниками группы, всё больше места в речи воспитателя стали занимать психологические термины, используемые осознанно.Коллеги теперь задаются вопросом о  возможных рисках использования технологий работы с детьми, меня это радует, значит, моя просветительская деятельность была не напрасной. Сейчас планирую  попробовать предложить данную технологию педагогам в школу.

Внедрение данной технологии оказалось особенно продуктивным в рамках реализации запроса на развитие психолого – педагогической компетентности воспитателей ГБДОУ.

Адресат: воспитатели, учителя – логопеды, педагоги дошкольных  образовательных учреждений.

Ведущие идеи, на которых базируется технология:

Над разработкой этой системы трудились французские педагоги и психологи, официальным же названием этого коллектива единомышленников стало – «Французская группа нового образования». Министерство образования Франции признало эту группу в 1984 году. В начале 90-х эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности.

        Выход на вопрос профессиональной мастерской педагога делается в ряде исследований, посвящённых практической подготовке к профессиональной деятельности.

Н.И. Белова, A.A. Окунев - рассматривают педагогические мастерские как образовательные технологии - одна из форм проведения уроков с учениками, занятий у студентов (Н.И. Белова); обучающая технология - форма занятий с учителями по ознакомлению и построению уроков в форме педагогической мастерской.(A.A. Окунев), форму проведения классных часов по нравственному воспитанию (Е.О. Галицких), форму проведения родительских собраний (E.H. Степанов.).

Проблема результативности профессиональной деятельности поднимается в работах H.H. Поташника, который делает анализ профессиональных объединений педагогов; В.М. Лизинского, в рамках системы организации методической работы им рассмотрены формы взаимной педагогической деятельности; С.Д. Полякова, который рассматривает вопрос об эффективности обучения педагогов новым воспитательным технологиям; Л.М. Мининой, направленных на поиск путей оптимальной профессионализации педагога.

Организационно – педагогические условия

Наполняемость группы 8 - 10 человек.

И так, чтобы показать, как можно  использовать технологию «Творческая мастерская», в групповой консультации педагогов по направлению «Развитие психолого – педагогической компетентности у воспитателей ГБДОУ», воспользуемся описанием опыта одного из занятий.

 Заявленный вопрос изучения был возрастные особенности дошкольников.

Цель – создание условий для развития психолого – педагогической компетентности воспитателей ГБДОУ в вопросах возрастной психологии дошкольника, через использование технологии «Творческая мастерская».

Задачи применяемой технологии:

-актуализировать представления воспитателей в изучаемом вопросе;

- расширить знания воспитателей по заявленному вопросу, с помощью исследовательской деятельности;

- использовать преимущества коллективного поиска;

- находить ресурс для решения проблемных ситуаций;

- представлять опыт, используя аргументы и доводы;

- осмысливать опыт, приобретаемый в мастерской;

- рефлексия.

Этапы технологии

«Творческая мастерская»

Демонстрация проработки заявленной проблемы

Первый этап - Индукция.

Цель: актуализация представлений воспитателей ГБДОУ о теме или проблеме. Индуктором может выступать упражнение, слово, заявленная проблема, жалоба, видеоряд, фотографии, результаты анкетирования и т.д.

Главное индуктор должен натолкнуть участников творческой мастерской на осознание проблемы, заставить задуматься, заинтересоваться поисками вариантов её решения. От ведущего мастерской требуется подготовить такой индуктор, который будет способен воздействовать в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферу участника. Воспитатель должен ощутить потребность в решении поставленного вопроса, желание создать что – то новое, практически значимое, проявив свою индивидуальность

Для создания тематического индуктора на подготовительном этапе было проведено анкетирование воспитателей ГБДОУ «Возрастные особенности детей дошкольников». Обобщение полученных результатов, позволяет сделать вывод о том, что воспитатели в целом владеют информацией, но их знания отрывочны, что не всегда позволяет использовать их на практике.

Работая с определенным возрастом  детей, воспитатели затрудняются с ответами на вопрос на основании анализа личного опыта. Существует «некая» тревожность:«Вдруг скажу, а на самом деле это не так», или наоборот наблюдались формальные ответы из литературы по возрастной психологии.

Актуализировав заявленную проблему, появилась потребность  в необходимости создания «карты – подсказки», которой удобно было бы пользоваться на практике, например на родительском собрании или для составления рабочих программ.

Второй этап – Реконструкция

Цель: формирование информационного поля.

Предполагает переход от чувств и эмоций к действиям. Работа по  создание проекта решения проблемы на этом этапе выполняется индивидуально. Происходит выдвижение гипотез, проработка предложенного опыта, анализ психолого – педагогических  условий, способных помочь решению заявленной проблемы. На данном этапе у воспитателя формируются навыки исследовательской деятельности.

Также на этом этапе мною было апробировано проведение диагностики, анкетирования,  заполнение опросников, листов самоанализа с целью прояснения осведомлённости воспитателя в рассматриваемом вопросе. Также использую презентационный материал, с целью расширения рассматриваемого понятия и формирования специальной терминологии.

С целью формирования информационного поля и расширения рассматриваемого понятия воспитателям был предложен презентационный материал по возрастным особенностям в дошкольном периоде. Перед воспитателями была поставлена задача на основе полученной информации и анализа личного опыта, предложить свои идеи по созданию проекта «карты – подсказки».

Третий этап - Создание группового продукта

Цель: поиск ресурсов

На данном этапе происходит формирование пар, малых групп, на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему, результатов диагностики или анкетирования. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволят сопоставить свои знания с опытом других, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров. Это могут быть рекомендации, выраженные в схемах, таблицах, проектах, планах, картах, которые будут выступать в качестве найденного ресурса для решения заявленной проблемы.

После формирования групп, на основе возраста на котором работает воспитатель, было необходимо скорректировать личный опыт с опытом и идеями других.

И разработать «карты – подсказки»

Четвёртый этап – Афишированиетворческого коллективного опыта.

Цель: аргументированное представление или презентация группового продукта

Каждая группа воспитателей презентовала свой проект

Пятый этап – Этап открытий.

Цель:осознание разнообразия вариантов решения проблемы.Осмысление полученного опыта.

Результаты совершенных участниками в мастерской «открытий» сопоставляются с системой научных знаний, анализируются, выдвигаются новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем.То есть другими словами, запустится внутренний поисковый механизм, который позволит повысить собственный уровень психолого – педагогической компетентности в проработанном в условиях мастерской вопросе. 

Сопоставив научные знания с личным опытом, воспитателями были сделаны открытия:

- действительно в практике они наблюдают такое поведение детей

- оказывается, они много знают, но не хватало терминологии, чтобы дать ответы на вопросы анкеты

- необходимо знать, не только особенности возраста на котором работаешь, но и предшествующий и последующий возрастной этап

- знание ведущей потребности, способов познания на каждом возрастном этапе позволит правильно организовать работу с детьми, соблюдая принцип: Не навреди.

Завершающий этап – рефлексия.

 Каждое занятие заканчивается заполнением листа обратной связи с оценкой по шкале «Степень личностной включенности в ход занятия».

Проводится групповая  рефлексия, направленная на выработку групповой рекомендации каждому участнику «Творческой мастерской».

Анализ заполненных листов обратной связи позволяет говорить о высокой степени личной включенности воспитателя в процесс «Творческой мастерской».

Интересные результаты получились и после проведения повторного анкетирования по возрастным особенностям детей, ответы были наполнены уверенностью, даны комментарии.

.Преимущества:

  • Технология представляет собой безопасное обучение в интерактивное форме. Где передача знаний идет не только от ведущего к участникам, но и сами участники активно обмениваются идеями, опытом друг с другом.  
  • Целевые задачи этапов творческой мастерской стимулируют осознанное профессиональное самообразование.
  • Работа в мастерской проводится в контексте практической деятельности с целью присвоения конкретного профессионального умения.
  • Приобретаются знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка воспитателя, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума.

Перечисленные преимущества создают условия для развития психолого – педагогической компетентности воспитателей ГБДОУ в изучаемом вопросе.



Литература

1. Белова Н.И. Я знание построю в мастерской: из опыта использования методики педагогических мастерских в обучении биологии. – СПб.: СПбГУПМ, 1994.

2. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет». 2004.

3. Берсенева Т.А. Мельникова Т.В., Осокин А.М. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: СПбАППО, 2003.

4. Винокурова М.И. Педагогический потенциал интерактивных технологий как фактор развития коммуникативной компетенции студентов: Иркутск, 2007 с.45

5. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2003.

6. Галицких Е.О., Д.С. Лихачев Раздумья о воспитании: мастерская ценностных ориентаций для студентов и преподавателей вузов//Высшее образование в России 2006 10.с. 108-112

7. Мастерская: поиск решения педагогических проблем: Методическое пособие / под ред. А.А. Окунева. – СПб.: СПбАППО, 2007.

8. Модестова Т.В. Педагогические мастерские в постдипломном педагогическом образовании // Теория и методика экологического образования: от методологии – к педагогической практике6 вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога ДОУ

Работа педагога-психолога ДОУ по развитию эмоционального интеллекта.Программа работы.Основные рекомендации....

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

Выступление в рамках муниципального мероприятия "Педагогический мост" по теме "Биоэнергопластика в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста"

В данном материале представлена практика педагога-психолога в рамках городского мероприятия "Педагогический мост"...

Журналы индивидуальной и групповой работы педагога-психолога.

Образцы заполнения журналов индивидуальной и групповой работы....