«Особенности коррекционной работы при обучении составления рассказа по памяти»
статья на тему

«Особенности коррекционной работы при обучении составления рассказа по памяти»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_kor._rab.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района, структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного  вида»

Тема: «Особенности коррекционной работы при обучении составления рассказа по памяти»

Учитель-логопед «Детского сада № 10

комбинированного вида»

Герасименко И.И.

2016г

Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений-обучение детей связной речи, т.е. умение чётко, последовательно излагать свои мысли. Ребёнок, владеющий свободой высказывания, успешно овладевает в будущем школьной программой и формируется как цельная личность. В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого развития и познавательных процессов мышления, восприятия, памяти и воображения. Сенсорное, умственное и речевое развитие происходит в тесном единстве. Развитие речи содействует формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствует точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. В

связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринятое и правильно выразите его. В детском саду одним из средств развития связной речи является обучение детей составлению рассказов по памяти. Рассказывание по памяти-это последовательная и образная передача в устной речи события, имевшего место в жизни рассказчика. Языковая задача этого вида рассказывания-уточнение и активизация словаря, упражнение в построении фраз (синтаксис) и рассказа в целом (композиция, стилистика), работа над эмоциональной выразительностью речи. К группе рассказов , составляемых по памяти, относятся высказывания на темы из опыта. Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению. Развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связном повествовании. Формируется умение чётко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли. Основа развития этого вида рассказывания-содержательная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник. Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественной произведений дидактические игры на описание, обогащение детской речи и предпосылки развития у детей умения рассказывать о случаях из своей жизни. Рассказы из опыта вводятся на начальном этапе обучения. Предлагаются конкретные, близкие дошкольникам темы о недавно пережитых ярких событиях: « Наш праздник», « Как мы готовилиподарки маме» и т. д. Могут быть предложены темы , связанные с ознакомлением детей с трудом людей ближайшего окружения («Кто работает на кухне», « Наш дворник дядя Вова», «Машины на нашейулице»), с трудом родителей (« где работает моя мама, мой папа»). Перед таким занятием логопед ведёт детей на кухню, знакомит с трудом дворника, предлагает родителям кратко и просто рассказать о своём труде (кто, где и кем работает, чем важен этот труд), наблюдает с детьми, какой транспорт движется по их улице (как называются машины, куда едут машины « Хлеб», « Молоко» и т. д.). Прогулки, труд детей дают материал для составления небольших рассказов о природе. Сначала им легче составить сюжетный рассказ о предметах или явлениях природы. Трудность вызывает составлениеописательного рассказа, так как в нём отсутствует ярко выраженная сюжетная ситуация, и от ребёнка требуется передача отношения к событию, что ему очень трудно. Поэтому лучше предложить темы рассказов, в которых чётко выделялась бы сюжетная линия, ярко вырисовывалась бы последовательность действий («Как мы сажали огород»,' «Как мы вырастили щенка, котёнка».). Подбирая темы для рассказов, логопед знакомится с ближайшим природным окружением, определяет содержание и цель прогулки или экскурсии. Предварительная работа, подготавливающая детей к составлению рассказа, проводится уже во время экскурсии, наблюдения. Логопед задаёт детям вопросы: «Как можно сказать о нашем парке, какой он?», «Расскажите, что мы увидели». Подводя итог наблюдения, прогулки, он даёт небольшой рассказ-образец. Закрепляя впечатления, логопед проводит дидактическую игру, рассматривание картинок, читает литературные произведения. Обучение рассказыванию на предложенную тему лучше начинать с коллективного рассказа. Логопед начинает и в основном ведёт рассказ. Дети дополняют его запомнившимися деталями, небольшими описаниями. Желательно, что бы взрослый вёл запись коллективного рассказа и в конце занятия прочёл его. Важным методическим приёмом является направление внимания детей на то, чтобы они вспомнили какие-то события ипередали их в рассказе. В предварительной беседе педагог предлагает детям вспомнить, что они видели на прогулке, как трудились, намечает основные части рассказа (что расскажем сначала, что потом, чем закончим рассказ). Установлению последовательность, чёткости повествования способствуют и указания логопеда, которые должны даваться коротко, чётко и быстро, чтобы не разрывать повествование. В этом виде рассказывания также большое значение имеет рассказ-образец педагога. Образец оказывает прямое влияние: ребёнок находит для рассказа аналогичные случаи из своего опыта, постепенно овладевает формой изложения. В подобных случаях не стоит бояться подражания. Подражая, дети лучше усваивают содержание и находят форму для его выражения. Однако не следует забывать, что задача логопеда- постепенно отучать детей от копирования образца. Установка специалиста «расскажи по-другому», «скажи по-своему» стимулирует развитие самостоятельности детского рассказа. Рассказ- образец логопеда должен подчиняться следующим требованиям:

  1. Тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;
  2. Чёткость    построения,    отсутствие    излишних    деталей, динамичность действия, ясная концовка;
  3. Язык рассказа должен быть приближен к разговорному: эмоционален, лишён сухости и однообразия;

В конце года, учитывая умения детей, вводится образец в виде начала рассказа: логопед даёт только завязку и намечает путь развития сюжета. Такой образец должен помочь развитию у ребёнка умения довести начатое повествование до логического конца. Кроме того, он составляется так, чтобы можно было придумать разные концовки. Обучение рассказыванию приучает детей к более продолжительному разговору на близкую для них тему и подводит к творческому рассказыванию. В дальнейшем повышается роль занятий , на которых составляются рассказы без наглядного материала. Имеют место все виды рассказов по памяти: из индивидуального, коллективного опыта, дидактические игры на описание без наглядного материала. Расширяется круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом людей. Поэтому и темы их рассказов могут быть усложнены. Могут быть предложены такие темы: «Кто построил этот дом», «Как шьют одежду», «Кто потрудился, чтобы мы письмо получили». Усложняются темы рассказов о природе. Наряду с сюжетными рассказами («Как мы растили цветы», «Наш огород», «Как дети зимой  играют») предлагаются темы для составления описательных рассказов: « Наш участок зимой и летом». Эффективность проведения занятий во многом зависит от того, насколько целенаправленно велась предварительная работа, определяющая богатство и разнообразие индивидуального и коллективного опыта, развитие умений детей отобрать для рассказа самое интересное и существенное и найти целесообразную форму передачи этого содержания. Широко' распространенным приёмом в этих видах рассказывания являются образец логопеда и его указания. Указания могут даваться в виде вопросов, а образец должен помочь детям отобрать случай из их опыта, использовать образные слова и выражения и дать им большой эмоциональный настрой. Рассказывание из личного опыта оказывает на детей большое воздействие. Здесь очень важно ' установление контакта с родителями. С ними можно провести беседу о том, как обогатить детские впечатления в праздничные или выходные дни, где побывать с ребёнком, что и как посмотреть. К этому виду рассказывания относится и составление коллективного письма заболевшему другу или переписка с детьми другого сада. Логопед записывает за детьми то, что они расскажут, и помогает изложить содержание последовательно, интересно, грамотно правильно. Одновременно у детей развивается умение правильно составлять специальные тексты, потому что письмо отличается от обычного рассказа и своим содержанием, и своей структурой. Составление писем, помимо развития связности изложения, оказывает большое воспитательное воздействие, вызывая у детей дружеское отношение к другим детям, заботливое отношение к сверстникам и взрослым. Хотелось бы отметить, что в последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приёмов работы по обучению детей связному рассказыванию. Многие авторы дают определение моделированию как замене одних объектов другими-смысловыми, условными обозначениями-заместителями по внешнему виду, функциям, действиям. Моделирование-это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном на их изучении. Моделированием можно назвать исследование какого-либо явления, процесса или систем объектов путём построения и изучения их моделей. Модельное отношение рассматривается как тернарное, когда наряду с моделируемым объектом и его моделью рассматривается ещё и субъект, который базирует и использует это отношение. Л.М. Фридман в своей книге «Наглядность и моделирование в обучении» выделил следующие классы моделей в зависимости от «материала»,- из которого они могут быть построены: материальные: статические, динамические; идеальные: образные, мыслительные, знаковые. По классификации Саморуковой П.Г. модели могут быть предметные, предметно-схематические. Особенность моделирования в том, что оно делает наглядным скрытиеот непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям. Моделирование развивает умение раскрыть тему, основную мысль высказывания. С помощью моделирования можно обучать детей построению текста-рассказа из опыта. Моделирование позволяет запомнить содержание, последовательность событий, помогает уловить связи между персонажами, их отношениями Обучение моделированию следует начинать с умения отображать пространственные отношения, позже переходить к отображению временных отношений, а потом уже и всех других типов отношение (механических, звуковысотных, математических, логических). В моделирование входят такие действия, как анализ материала, подлежащего моделированию; «перевод» на язык символов и знаков  разграничение одинаковых и различных элементов и отношений; действие преобразования; соотношение полученной модели с реальностью Основная задача при формировании способности к моделированию- расширить и углубить естественные для возраста ребёнка стороны речевого развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку....

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации»

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации». ...

Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по кар-тине и серии сюжетных картинок. Технологии работы с опорными схемами.

Решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах можно добиться формирования полноценной монологической речи. Развитию речи ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от ...

Статья "Особенности мотивации детей старшего дошкольного возраста к речевой деятельности в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине"

Аннотация: в данной статье представлены приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста, которые воспитатель может применять в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине....