План совместной деятельности педагога с детьми по познавательному развитию на тему:"Волшебная страна - математика"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Фоминова Елена Юрьевна

План совместной деятельности педагога с детьми по понавательному развитию на тему: "Волшебная страна - математика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

 п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»

«Утверждено»

Заведующий МДОУ

«Детский сад «Сказка»

п. Тургеневский

____________/ А.Н. Байжанова/

План совместной деятельности педагога с детьми

по познавательному развитию на тему:

«Волшебная страна – математика»

в средней разновозрастной группе

 

Воспитатель: Фоминова Елена Юрьевна

2017 – 2018 год

Информационная часть программы

Тип программы - авторская

Вид программы – познавательное развитие

Направление программы - Формирование

элементарно математических представлений

Период обучения – 1 год

Состав обучающихся воспитанников – постоянный

Используемые методы

Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

 -Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

-Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

 -Наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов)

Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Волшебная страна – математика»

Программа составлена в соответствии программой воспитания и обучения в  детском саду «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова,

М.А. Васильевой.

Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В связи с этим возникла актуальность создания кружка дополнительного образования «Занимательная математика». Проблемно-поисковые ситуации, которые используются на занятиях, способствуют развитию математических представлений на основе методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организации кружка  «Волшебная страна - математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Кружок проводится 1 раз в неделю,  20 минут, во вторую половину дня.  Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию  логических форм мышления.

Новизна данного кружка заключается в том, что она позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о ней, объективно оценивать ее результаты. Работа кружка учитывает возрастные особенности дошкольника, индивидуальность и темп развития каждого ребенка.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию младших школьников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, творчества, логики, мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством игровой и практической деятельности

Задачи: Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с             элементарными знаниями из различных областей наук.

Развитие у детей умений сравнивать предметы по основным свойствам, выявлять простейшие зависимости.

Развитие умственных способностей.

Формирование у детей дошкольного возраста умения обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству.

Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

 Принципы построения программы. 

1. Умственное развития дошкольника.

2. Индивидуализация: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;

 3. Индивидуальный подход: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

4. Гуманность: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности. Формы организации занятий

Формы организации занятий:

 -Традиционные

-Комбинированные

-Практические занятия

 -Игры, конкурсы, викторины.

 

Методы по ознакомлению дошкольников:

-Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

 -Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

-Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

 -Наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото)

Приемы  формирования математических представлений.

1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно -практически-действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей. К нему предъявляются следующие требования:

- четкость, расчлененность показа способов действия;

- согласованность действий со словесными пояснениями;

- точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ:

- активизация восприятия, мышления и речи детей.

2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие.

3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в холе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т. д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.

Показ уместен во всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение, измерение), но при этом необходима активизация умственной деятельности, исключающая прямое подражание. В ходе освоения нового действия, формирования умения считать, измерять желательно избегать повторного показа.

Освоение действия и совершенствование его осуществляется под влиянием словесных приемов: пояснения, указания, вопросов. Одновременно идет освоение речевого выражения способа действия.

4. Вопросы к детям.

Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т. е констатирующих, к более сложным, требующим установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения, использования простейших доказательств.

Чаше всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнений детьми. Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?».

Основные требования к вопросам как методическому приему:

точность, конкретность, лаконизм:

- логическая последовательность;

разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по- разному

-оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала;

давать детям время на обдумывание;

-количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

- следует избегать подсказывающих вопросов.

Воспитатель обычно задает вопрос всей группе, а отвечает на него вызванный ребенок.  В отдельных  случаях возможны хоровые ответы, особенно в младших группах. Детям необходимо дать возможность обдумать ответ.

Ответы детей должны быть:

- краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;

- самостоятельными, осознанными;

- точными, ясными, достаточно громкими;

- грамматически правильными (соблюдение порядка слов, правил их согласования, использование специальной терминологии).

В paбoтe с дошкольниками взрослому приходится часто прибегать к приему переформулировки ответа, давая его правильный образец и предлагая повторить. Например: «На полке грибов четыре», — говорит малыш. «На полке четыре гриба», уточняет воспитатель.

5. В ходе формирования элементарных математических представлений у дошкольников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка в процессе учения.

В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Дети сравнивают предметы по количеству, форме, величине, пространственному расположению, интервалы времени — по длительности и т. д.

Анализ и синтез как методические приемы выступают в единстве. Примером их использования может служить формирование у детей представлений о «много» и «один», которые возникают под влиянием наблюдения и практических действий с предметами.

Обобщение делается в конце каждой части и всего занятия. В начале обобщает воспитатель, а затем — дети.

6. В методике формирования элементарных математических представлений некоторые специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению математических отношении, выступают в роли методических приемов. Это приемы наложения и приложения, обследования формы предмета, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек — эквивалентов, присчитывания и отсчитывания по единице и т. д. Этими приемами дети овладевают в процессе показа, объяснения, выполнения упражнений и в дальнейшем прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности.

7.  Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Прием является чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:

- использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность;

- дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

Широко используются модели при формировании 

·        временных представлений: модель частей суток, недели, года, календарь;

·        количественных; числовая лесенка, числовая фигура и т. д.), пространственных:  (модели геометрических фигур) и т. д.  

·        при формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.

8. Экспериментирование- это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).

9. Контроль и оценка.

Эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Данные приемы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включают исправление ошибок.

Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят. Оценка взрослого, приучающего ориентироваться на образец, начинает сочетаться с оценкой товарищей и самооценкой. Этот прием используется по ходу и в конце упражнения, игры, занятия.

Эти приемы, кроме обучающей, выполняют и воспитательную функцию: помогают воспитать доброжелательное отношение к товарищам, желание и умение помочь им формируют эмоциональную отзывчивость.

Срок реализации: 1 год (2017 – 2018 учебный год)

Организация кружка:

Программа кружка дополнительного образования «Волшебная страна – математика» разработана для детей 3-5 лет. Занятия проводятся во второй половине дня по 20 мин. Количество занятий 37. Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 мес.

( С 01.09.2017г по 31.05.2017г.)

Расписание занятий кружка строится из расчёта одного занятия в неделю. В сентябре, мае осуществляется мониторинг качеств освоения программы кружка дополнительного образования «Волшебная страна – математика»

Содержание кружка

Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка) и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

Материально - техническое обеспечение

  1. Геометрические фигуры и тела. 
  2.  Наборы разрезных картинок. 
  3. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года. 
  4. Полоски, ленты разной длины и ширины. 
  5. Цифры от 1 до 5. 
  6. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др. 
  7. Фланелеграф, мольберт. 
  8. Чудесный мешочек. 
  9.  Пластмассовый и деревянный строительный материал.
  10.  Счётные палочки.
  11.  Предметные картинки.
  12.  Конструктор «Лего»
  13.  Знаки – символы
  14.  Конспекты.

Список литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2016г.

2. Помораева И.А, Позина В. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе» - М.: МОЗАИКА –

СИНТЕЗ, 2015г.

2. Помораева И.А, Позина В. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе» - М.: МОЗАИКА –

СИНТЕЗ, 2015г.

Перспективный план кружка  совместной деятельности педагога с детьми

 по познавательному развитию на тему: «Волшебная страна – математика»

н/п

Тема

Задачи

Количество часов

Дата проведения

Сентябрь

1

«Путешествие в осенний лес» 

  

 Уточнить представление

детей о понятиях «один», «много».

20 мин

06.09.17г

2

«В гостях у Тимоши»

Закрепить знание частей суток - утро, ночь. Закрепить умение различать величины: длинный – короткий, большой - маленький, высокий – низкий. Формировать умение выделять и называть много, один и ни одного предметов, манипулировать ими.

Закрепить навыки счета до трех.

20 мин

13.09.17г

3

«По грибы»

Учить детей сравнивать две группы предметов, устанавливать соотношения больше - меньше, поровну.
Уточнить знания детей о форме, геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

20 мин

20.09.17г

4

«Числа 1, 2»

Учить считать до двух, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше – меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве. Развивать мелкую моторику, мышление. Воспитывать усидчивость.

20 мин

27.09.17г

Октябрь

1

«У зайчика в гостях»

Закрепить понятия много, один, по одному, ни одного; понимать вопрос «Сколько?»
Закрепить понятие о величине, ширине, длине, высоте. Уточнить в речи употребление слов: широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий.

Закрепить умение сравнивать две группы предметов на основе взаимного сопоставления (больше, меньше, поровну, сколько, столько же).

20 мин

04.10.17г

2

«Ориентировка в пространстве»

Учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счете в пределах двух, различать и называть цифры 1 и 2. Развивать ориентацию в пространстве, внимание. Воспитывать усидчивость.

20 мин

11.10.17г

3

«Число 3»

Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева на право; упражнять в ориентировке в пространстве. Развивать мышление, внимание. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

20 мин

18.10.17г

4

 «Счёт и классификация предметов, длина ленты, выкладывание узора по образцу»

Учить группировать предметы, определять их количество: 1, 2, 3, много.
Учить определять длину ленточек на основе их сопоставления.
Развивать воображение, умение составлять узор.

20 мин

25.10.17г

Ноябрь

1

«Мячик»

Познакомить в игровой форме с шаром, закреплять ориентировку в пространстве. Развивать логическое мышление.

Воспитывать интерес к сверстникам.

20 мин

01.11.17г

2

«Треугольник»

Закрепить названия геометрических фигур; учить находить предметы названной формы; учить составлять домик из 4 треугольников, сделанных из квадрата; учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Развивать логическое мышление, воображение. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

20 мин

08.11.17г

3

«Куб, шар»

Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно-двигательным способом; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены; упражнять в счете на слух в пределах 3; уточнить представление о временах суток. Развивать осязание, логическое мышление. Воспитывать исполнительность.

20 мин

15.11.17г

4

«Величина»

Упражнять в сравнении предметов по величине и учить отражать в речи этот признак; закрепить названия геометрических фигур; упражнять в счете в пределах 5. Развивать внимание, память. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

20 мин

22.11.17г

5

«Прогулка по лесу»

Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);Упражнять в умении выделять основные признаки предметов (форма, величина, цвет);

Закреплять умение понимать вопрос «сколько», при ответе пользоваться словами «много», «один», «поровну»; 

20 мин

29.11.17г

Декабрь

1

«Порядковый счет»

Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; считать по порядку; отвечать на вопросы: который? Какой? Закрепить представление о том, что количество предметов (их число) не зависит от их расположения; о последовательности частей суток. Развивать память, внимание. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

20 мин

06.12.17г

2

«Число 4»

Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо. Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

20 мин

13.12.17г

3

«Прямоугольник»

Познакомить детей с прямоугольником, учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счете в пределах 4; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. Развитие ориентации на листе бумаги, внимания. Воспитывать усидчивость.

20 мин

20.12.17г

4

«Удивительное путешествие»

.

Формировать умение находить равные по количеству элементов предметы, употреблять слова одинаково, столько же, поровну, учить образовывать число путем прибавления единицы, ориентироваться в пространстве используя слова «под», «над»; развивать внимание; воспитывать наблюдательность.

20 мин

27.12.17г

Январь

1

«Геометрические фигуры»

Закреплять представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, треугольнике; упражнять в счете в пределах 4. Развивать память, мышление. Воспитывать исполнительность.

20 мин

10.01.18г

2

«Счет в пределах 4»

Упражнять в счете в пределах 4: учить соотносить числительное с существительным; находить заданные геометрические фигуры. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

20 мин

17.01.18г

3

«Мы поможем Буратино!»

Развивать умение находить лишнюю фигуру из заданных, ориентируясь на одно из свойств (форму).
Продолжать формировать знания детей о свойствах квадрата: 4 стороны все стороны равны, все углы равны.
Формировать представления о пространственных отношениях: правая рука, лева

20 мин

24.01.18г

4

«Сравнение предметов по высоте»

Учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет, закрепить представления о временах суток. Развитие координации движений, логического мышления, внимания. Воспитывать исполнительность.

20 мин

31.01.18г

Февраль

1

«Сравнение предметов по величине»

Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу; упражнять в счете в пределах 4. Развивать воображение, ориентацию в пространстве. Воспитывать усидчивость.

20 мин

07.02.18г

2

«Ориентировка во времени»

Закрепить представления о времени суток, учить правиль​но употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»; упражнять в счете в пределах 5; учить из палочек делать фигуру (тре​угольник).

20 мин

14.02.18г

3

«Число 5»

Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5. Упражнять детей в сравнении полосок по длине; учить раскладывать полоски в порядке убывания; учить детей отражать в устной речи результат сравнения: длиннее – короче – короче и т.д. Развивать память, мышление. Воспитывать усидчивость.

20 мин

21.02.18г

4

«Стоит в поле теремок»

 Упражнять в счете до пяти. Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Учить различать геометрические фигуры. Закреплять понятия «длинный – короткий». Учить сравнивать количество предметов, закреплять цвета, развивать память, фантазию.

20 мин

28.02.18г

Март

1

«Котенок и Щенок изучают цифру «5»

Познакомить детей с числом и цифрой 5.
Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.
Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.
Закреплять знания о геометрических фигурах,  форме, цвете.

20 мин

07.03.18г

2

Путешествие по сказке «Маша и медведь»

Формировать умение сравнивать предметы по длине и высоте в возрастающем порядке;
Развивать умение ориентироваться в пространстве, различать и называть треугольник, круг, квадрат, цилиндр, шар, куб.
Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах 5.
Воспитывать интерес к занятию по математике.

20 мин

15.03.18г

3

 «Чудесное дерево»

Закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать на ощупь геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый. Закреплять счет до пяти. Продолжать учить различать количество предметов и соотносить их с числом.

20 мин

21.03.18г

4

«Трое из Простоквашино»

.

Упражнять в счете звуков на слух, воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.
Уточнить представления о порядковом счете (в пределах 5).Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения словами: высокий, низкий, самый высокий, ниже, выше. Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

20 мин

29.03.18г

Апрель

1

 «Путешествие в Динозаврию»

Учить считать пределах5;
Закреплять навыки прямого и порядкового счета в пределах 5;
Закреплять умение сравнивать предметы по высоте, употребляя слова высокий, ниже, самый низкий; Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг,квадрат,треугольник;
Учить ориентироваться в пространстве.

20 мин

04.04.18г

2

 «Путешествие на поезде»

Совершенствовать знания цифр 1-5 и умение отсчитывать заданное цифрой количество предметов.
Закреплять знания о прямоугольнике, навыки счета через тактильно-моторные ощущения.

20 мин

12.04.18г

3

 «Русская матрёшка»

Закрепить представление детей об образовании чисел от 1 до 5;
Продолжать закреплять навыки счета предметов в пределах 5 слева направо и справа налево;
Закреплять умение устанавливать соотношения между 5 предметами по высоте (употреблять слова: выше, повыше, еще выше, самая высокая, низкая, пониже, самая низкая);

20 мин

18.04.18г

4

«Измерение предметов»

Учить сравнивать 2 предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость.

20 мин

26.04.18г

Май

1

«День рождения Мишки»

Упражнять в счете звуков на слух, воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.
Уточнить представления о порядковом счете (в пределах 5).
Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения словами: высокий, низкий, самый высокий, ниже, выше.
Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

20 мин

03.05.18г

2

«Математическая страна»

Познакомить детей с независимостью числа от цвета, величины и расположения в пространстве.
Продолжать учить детей считать в пределах пяти и с участием разных анализаторов. Упражнять детей в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.

20 мин

16.05.18г

3

 «Путешествие хлебушка»

 Выявить умение детей сравнивать предметы по величине (большой- маленький, высокий -низкий, длинный -короткий).
Определить уровень развития у детей представлений о форме и геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Выявить умение детей различать цифры от 1 до 5.
Определить уровень развития у детей пространственных представлений: влево, вправо, вверх, вниз, за, перед.
Определить умение детей устанавливать последовательность событий.

20 мин

24.05.18г

4

«В стране геометрических фигур»

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;

20 мин

30.05.18г

5

Мониторинг



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

 п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»

«Утверждено»

Заведующий МДОУ

«Детский сад «Сказка»

п. Тургеневский

____________/ А.Н. Байжанова/

План совместной деятельности педагога с детьми

по познавательному развитию на тему:

«Волшебная страна – математика»

в средней разновозрастной группе

 

Воспитатель: Фоминова Елена Юрьевна

2017 – 2018 год

Информационная часть программы

Тип программы - авторская

Вид программы – познавательное развитие

Направление программы - Формирование

элементарно математических представлений

Период обучения – 1 год

Состав обучающихся воспитанников – постоянный

Используемые методы

Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

 -Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

-Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

 -Наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов)

Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Волшебная страна – математика»

Программа составлена в соответствии программой воспитания и обучения в  детском саду «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова,

М.А. Васильевой.

Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В связи с этим возникла актуальность создания кружка дополнительного образования «Занимательная математика». Проблемно-поисковые ситуации, которые используются на занятиях, способствуют развитию математических представлений на основе методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организации кружка  «Волшебная страна - математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Кружок проводится 1 раз в неделю,  20 минут, во вторую половину дня.  Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию  логических форм мышления.

Новизна данного кружка заключается в том, что она позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о ней, объективно оценивать ее результаты. Работа кружка учитывает возрастные особенности дошкольника, индивидуальность и темп развития каждого ребенка.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию младших школьников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, творчества, логики, мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством игровой и практической деятельности

Задачи: Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с             элементарными знаниями из различных областей наук.

Развитие у детей умений сравнивать предметы по основным свойствам, выявлять простейшие зависимости.

Развитие умственных способностей.

Формирование у детей дошкольного возраста умения обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству.

Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

 Принципы построения программы. 

1. Умственное развития дошкольника.

2. Индивидуализация: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;

 3. Индивидуальный подход: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

4. Гуманность: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности. Формы организации занятий

Формы организации занятий:

 -Традиционные

-Комбинированные

-Практические занятия

 -Игры, конкурсы, викторины.

 

Методы по ознакомлению дошкольников:

-Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

 -Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

-Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

 -Наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото)

Приемы  формирования математических представлений.

1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно -практически-действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей. К нему предъявляются следующие требования:

- четкость, расчлененность показа способов действия;

- согласованность действий со словесными пояснениями;

- точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ:

- активизация восприятия, мышления и речи детей.

2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие.

3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в холе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т. д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.

Показ уместен во всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение, измерение), но при этом необходима активизация умственной деятельности, исключающая прямое подражание. В ходе освоения нового действия, формирования умения считать, измерять желательно избегать повторного показа.

Освоение действия и совершенствование его осуществляется под влиянием словесных приемов: пояснения, указания, вопросов. Одновременно идет освоение речевого выражения способа действия.

4. Вопросы к детям.

Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т. е констатирующих, к более сложным, требующим установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения, использования простейших доказательств.

Чаше всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнений детьми. Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?».

Основные требования к вопросам как методическому приему:

точность, конкретность, лаконизм:

- логическая последовательность;

разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по- разному

-оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала;

давать детям время на обдумывание;

-количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

- следует избегать подсказывающих вопросов.

Воспитатель обычно задает вопрос всей группе, а отвечает на него вызванный ребенок.  В отдельных  случаях возможны хоровые ответы, особенно в младших группах. Детям необходимо дать возможность обдумать ответ.

Ответы детей должны быть:

- краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;

- самостоятельными, осознанными;

- точными, ясными, достаточно громкими;

- грамматически правильными (соблюдение порядка слов, правил их согласования, использование специальной терминологии).

В paбoтe с дошкольниками взрослому приходится часто прибегать к приему переформулировки ответа, давая его правильный образец и предлагая повторить. Например: «На полке грибов четыре», — говорит малыш. «На полке четыре гриба», уточняет воспитатель.

5. В ходе формирования элементарных математических представлений у дошкольников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка в процессе учения.

В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Дети сравнивают предметы по количеству, форме, величине, пространственному расположению, интервалы времени — по длительности и т. д.

Анализ и синтез как методические приемы выступают в единстве. Примером их использования может служить формирование у детей представлений о «много» и «один», которые возникают под влиянием наблюдения и практических действий с предметами.

Обобщение делается в конце каждой части и всего занятия. В начале обобщает воспитатель, а затем — дети.

6. В методике формирования элементарных математических представлений некоторые специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению математических отношении, выступают в роли методических приемов. Это приемы наложения и приложения, обследования формы предмета, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек — эквивалентов, присчитывания и отсчитывания по единице и т. д. Этими приемами дети овладевают в процессе показа, объяснения, выполнения упражнений и в дальнейшем прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности.

7.  Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Прием является чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:

- использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность;

- дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

Широко используются модели при формировании 

·        временных представлений: модель частей суток, недели, года, календарь;

·        количественных; числовая лесенка, числовая фигура и т. д.), пространственных:  (модели геометрических фигур) и т. д.  

·        при формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.

8. Экспериментирование- это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).

9. Контроль и оценка.

Эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Данные приемы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включают исправление ошибок.

Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят. Оценка взрослого, приучающего ориентироваться на образец, начинает сочетаться с оценкой товарищей и самооценкой. Этот прием используется по ходу и в конце упражнения, игры, занятия.

Эти приемы, кроме обучающей, выполняют и воспитательную функцию: помогают воспитать доброжелательное отношение к товарищам, желание и умение помочь им формируют эмоциональную отзывчивость.

Срок реализации: 1 год (2017 – 2018 учебный год)

Организация кружка:

Программа кружка дополнительного образования «Волшебная страна – математика» разработана для детей 3-5 лет. Занятия проводятся во второй половине дня по 20 мин. Количество занятий 37. Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 мес.

( С 01.09.2017г по 31.05.2017г.)

Расписание занятий кружка строится из расчёта одного занятия в неделю. В сентябре, мае осуществляется мониторинг качеств освоения программы кружка дополнительного образования «Волшебная страна – математика»

Содержание кружка

Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка) и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

Материально - техническое обеспечение

  1. Геометрические фигуры и тела. 
  2.  Наборы разрезных картинок. 
  3. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года. 
  4. Полоски, ленты разной длины и ширины. 
  5. Цифры от 1 до 5. 
  6. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др. 
  7. Фланелеграф, мольберт. 
  8. Чудесный мешочек. 
  9.  Пластмассовый и деревянный строительный материал.
  10.  Счётные палочки.
  11.  Предметные картинки.
  12.  Конструктор «Лего»
  13.  Знаки – символы
  14.  Конспекты.

Список литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2016г.

2. Помораева И.А, Позина В. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе» - М.: МОЗАИКА –

СИНТЕЗ, 2015г.

2. Помораева И.А, Позина В. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе» - М.: МОЗАИКА –

СИНТЕЗ, 2015г.

Перспективный план кружка  совместной деятельности педагога с детьми

 по познавательному развитию на тему: «Волшебная страна – математика»

н/п

Тема

Задачи

Количество часов

Дата проведения

Сентябрь

1

«Путешествие в осенний лес» 

  

 Уточнить представление

детей о понятиях «один», «много».

20 мин

06.09.17г

2

«В гостях у Тимоши»

Закрепить знание частей суток - утро, ночь. Закрепить умение различать величины: длинный – короткий, большой - маленький, высокий – низкий. Формировать умение выделять и называть много, один и ни одного предметов, манипулировать ими.

Закрепить навыки счета до трех.

20 мин

13.09.17г

3

«По грибы»

Учить детей сравнивать две группы предметов, устанавливать соотношения больше - меньше, поровну.
Уточнить знания детей о форме, геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

20 мин

20.09.17г

4

«Числа 1, 2»

Учить считать до двух, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше – меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве. Развивать мелкую моторику, мышление. Воспитывать усидчивость.

20 мин

27.09.17г

Октябрь

1

«У зайчика в гостях»

Закрепить понятия много, один, по одному, ни одного; понимать вопрос «Сколько?»
Закрепить понятие о величине, ширине, длине, высоте. Уточнить в речи употребление слов: широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий.

Закрепить умение сравнивать две группы предметов на основе взаимного сопоставления (больше, меньше, поровну, сколько, столько же).

20 мин

04.10.17г

2

«Ориентировка в пространстве»

Учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счете в пределах двух, различать и называть цифры 1 и 2. Развивать ориентацию в пространстве, внимание. Воспитывать усидчивость.

20 мин

11.10.17г

3

«Число 3»

Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева на право; упражнять в ориентировке в пространстве. Развивать мышление, внимание. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

20 мин

18.10.17г

4

 «Счёт и классификация предметов, длина ленты, выкладывание узора по образцу»

Учить группировать предметы, определять их количество: 1, 2, 3, много.
Учить определять длину ленточек на основе их сопоставления.
Развивать воображение, умение составлять узор.

20 мин

25.10.17г

Ноябрь

1

«Мячик»

Познакомить в игровой форме с шаром, закреплять ориентировку в пространстве. Развивать логическое мышление.

Воспитывать интерес к сверстникам.

20 мин

01.11.17г

2

«Треугольник»

Закрепить названия геометрических фигур; учить находить предметы названной формы; учить составлять домик из 4 треугольников, сделанных из квадрата; учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Развивать логическое мышление, воображение. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

20 мин

08.11.17г

3

«Куб, шар»

Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно-двигательным способом; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены; упражнять в счете на слух в пределах 3; уточнить представление о временах суток. Развивать осязание, логическое мышление. Воспитывать исполнительность.

20 мин

15.11.17г

4

«Величина»

Упражнять в сравнении предметов по величине и учить отражать в речи этот признак; закрепить названия геометрических фигур; упражнять в счете в пределах 5. Развивать внимание, память. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

20 мин

22.11.17г

5

«Прогулка по лесу»

Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);Упражнять в умении выделять основные признаки предметов (форма, величина, цвет);

Закреплять умение понимать вопрос «сколько», при ответе пользоваться словами «много», «один», «поровну»; 

20 мин

29.11.17г

Декабрь

1

«Порядковый счет»

Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; считать по порядку; отвечать на вопросы: который? Какой? Закрепить представление о том, что количество предметов (их число) не зависит от их расположения; о последовательности частей суток. Развивать память, внимание. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

20 мин

06.12.17г

2

«Число 4»

Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо. Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

20 мин

13.12.17г

3

«Прямоугольник»

Познакомить детей с прямоугольником, учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счете в пределах 4; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. Развитие ориентации на листе бумаги, внимания. Воспитывать усидчивость.

20 мин

20.12.17г

4

«Удивительное путешествие»

.

Формировать умение находить равные по количеству элементов предметы, употреблять слова одинаково, столько же, поровну, учить образовывать число путем прибавления единицы, ориентироваться в пространстве используя слова «под», «над»; развивать внимание; воспитывать наблюдательность.

20 мин

27.12.17г

Январь

1

«Геометрические фигуры»

Закреплять представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, треугольнике; упражнять в счете в пределах 4. Развивать память, мышление. Воспитывать исполнительность.

20 мин

10.01.18г

2

«Счет в пределах 4»

Упражнять в счете в пределах 4: учить соотносить числительное с существительным; находить заданные геометрические фигуры. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

20 мин

17.01.18г

3

«Мы поможем Буратино!»

Развивать умение находить лишнюю фигуру из заданных, ориентируясь на одно из свойств (форму).
Продолжать формировать знания детей о свойствах квадрата: 4 стороны все стороны равны, все углы равны.
Формировать представления о пространственных отношениях: правая рука, лева

20 мин

24.01.18г

4

«Сравнение предметов по высоте»

Учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет, закрепить представления о временах суток. Развитие координации движений, логического мышления, внимания. Воспитывать исполнительность.

20 мин

31.01.18г

Февраль

1

«Сравнение предметов по величине»

Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу; упражнять в счете в пределах 4. Развивать воображение, ориентацию в пространстве. Воспитывать усидчивость.

20 мин

07.02.18г

2

«Ориентировка во времени»

Закрепить представления о времени суток, учить правиль​но употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»; упражнять в счете в пределах 5; учить из палочек делать фигуру (тре​угольник).

20 мин

14.02.18г

3

«Число 5»

Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5. Упражнять детей в сравнении полосок по длине; учить раскладывать полоски в порядке убывания; учить детей отражать в устной речи результат сравнения: длиннее – короче – короче и т.д. Развивать память, мышление. Воспитывать усидчивость.

20 мин

21.02.18г

4

«Стоит в поле теремок»

 Упражнять в счете до пяти. Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Учить различать геометрические фигуры. Закреплять понятия «длинный – короткий». Учить сравнивать количество предметов, закреплять цвета, развивать память, фантазию.

20 мин

28.02.18г

Март

1

«Котенок и Щенок изучают цифру «5»

Познакомить детей с числом и цифрой 5.
Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.
Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.
Закреплять знания о геометрических фигурах,  форме, цвете.

20 мин

07.03.18г

2

Путешествие по сказке «Маша и медведь»

Формировать умение сравнивать предметы по длине и высоте в возрастающем порядке;
Развивать умение ориентироваться в пространстве, различать и называть треугольник, круг, квадрат, цилиндр, шар, куб.
Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах 5.
Воспитывать интерес к занятию по математике.

20 мин

15.03.18г

3

 «Чудесное дерево»

Закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать на ощупь геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый. Закреплять счет до пяти. Продолжать учить различать количество предметов и соотносить их с числом.

20 мин

21.03.18г

4

«Трое из Простоквашино»

.

Упражнять в счете звуков на слух, воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.
Уточнить представления о порядковом счете (в пределах 5).Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения словами: высокий, низкий, самый высокий, ниже, выше. Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

20 мин

29.03.18г

Апрель

1

 «Путешествие в Динозаврию»

Учить считать пределах5;
Закреплять навыки прямого и порядкового счета в пределах 5;
Закреплять умение сравнивать предметы по высоте, употребляя слова высокий, ниже, самый низкий; Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг,квадрат,треугольник;
Учить ориентироваться в пространстве.

20 мин

04.04.18г

2

 «Путешествие на поезде»

Совершенствовать знания цифр 1-5 и умение отсчитывать заданное цифрой количество предметов.
Закреплять знания о прямоугольнике, навыки счета через тактильно-моторные ощущения.

20 мин

12.04.18г

3

 «Русская матрёшка»

Закрепить представление детей об образовании чисел от 1 до 5;
Продолжать закреплять навыки счета предметов в пределах 5 слева направо и справа налево;
Закреплять умение устанавливать соотношения между 5 предметами по высоте (употреблять слова: выше, повыше, еще выше, самая высокая, низкая, пониже, самая низкая);

20 мин

18.04.18г

4

«Измерение предметов»

Учить сравнивать 2 предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость.

20 мин

26.04.18г

Май

1

«День рождения Мишки»

Упражнять в счете звуков на слух, воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.
Уточнить представления о порядковом счете (в пределах 5).
Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения словами: высокий, низкий, самый высокий, ниже, выше.
Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

20 мин

03.05.18г

2

«Математическая страна»

Познакомить детей с независимостью числа от цвета, величины и расположения в пространстве.
Продолжать учить детей считать в пределах пяти и с участием разных анализаторов. Упражнять детей в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.

20 мин

16.05.18г

3

 «Путешествие хлебушка»

 Выявить умение детей сравнивать предметы по величине (большой- маленький, высокий -низкий, длинный -короткий).
Определить уровень развития у детей представлений о форме и геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Выявить умение детей различать цифры от 1 до 5.
Определить уровень развития у детей пространственных представлений: влево, вправо, вверх, вниз, за, перед.
Определить умение детей устанавливать последовательность событий.

20 мин

24.05.18г

4

«В стране геометрических фигур»

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;

20 мин

30.05.18г

5

Мониторинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Волшебная страна «Математика»

Воспитывать интерес к математическим занятиям.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Закрепить представления детей о геометрических ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми по познавательному развитию по теме «Немое царство» в подготовительной к школе группе.

Конспект  по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе. Целью конспекта является систематизирование и дополнение знаний об обитателях морей и океанов, о различных язык...

КОНСПЕКТ организации совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет на тему: «Осанка стройная важна для здоровья» Образовательная область «Познавательное развитие»

КОНСПЕКТорганизации совместной  деятельности педагога с детьми 6-7 летна тему:  «Осанка стройная важна для здоровья»Образовательная область «Познавательное развитие»...

Итоговое занятие - конспект совместной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в страну Математики".

Цель: обобщение и закрепление полученных ранее знанийВозрастная категория: средняя группа (4-5 лет)Образовательная область: познание – математика и сенсорное развитие.Задачи: закрепить знание ци...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Волшебная страна «Математика»

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:-Упражнять в счете в пределах 12 в прямом и обратном порядке.-Закрепить знания о составе чисел в пределах 12 из двух меньших чисел.-Закрепить знания о последовательности дней недели, ...

Конспект Совместной деятельности педагога с детьми по познавательному развитию в средней группе по теме: «Угроза исчезновения животных.Создание красной книги» с использованием кейс-технологии

Познакомить учащихся с редкими животными, занесёнными в Красную книгу; рассмотреть экологические взаимосвязи в природе; повторить правила поведения в природе; развивать наблюдательность, познавательны...

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми по познавательному развитию, развитию речи и обучению грамоте «Волшебница осень».

Хочу поделиться с вами открытым интегрированным занятием на тему "Вольшебница осень".В рамках занятия дети закрепляют признаки осени, пополняют словарный запас и развивают познавательно-иссл...