Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность семьи и дошкольного учреждения
статья (старшая группа) на тему

Гребенникова Валентина Дмитриевна

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность семьи и дошкольного учреждения

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Актуальность опыта. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

В связи с этим особую актуальность приобретает патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, которое я считаю целесообразным реализовывать через проектную деятельность.

Ведущая педагогическая идея заключается в систематизации работы по взаимодействию педагогов с детьми и родителями, направленной на формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности. Были созданы центры «Моя Родина-Россия», разработаны проекты патриотической направленности. Для родителей разработан ряд тематических консультаций.

Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель опыта: создание системной последовательной деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Свою работу по патриотическому воспитанию выстраивала исходя из поставленных задач:

1. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, детскому саду, городу, стране;

2. Формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему;

3. Развивать бережное отношение к городу (природе, культуре);

4. Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов, бесед, прогулок.

Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке. Так возник проект «Ребенок и семья», цель которого - воспитание уважения к родным людям.

Идея его создания возникла не случайно, вопросы внутрисемейных отношений, взаимодействия матери и ребенка изучала и рассматривала не раз. Были выявлены проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, наблюдается конфликтный характер общения, часто присутствует излишняя опека со стороны взрослых, наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в семье.

В ходе реализации проекта было организовано детско-взрослое сообщество (дети-воспитатели-родители), где учитывались интересы, склонности, особенности каждого, его понимания, права.

Проект был рассчитан на три года.

В каждой группе решались свои задачи, использовались разнообразные формы работы и виды деятельности.

В младшем дошкольном возрасте главной задачей стало стремление пробудить в растущем человеке любовь и уважение к членам своей семьи, родственникам и окружающим людям, а также - любовь к родной земле, родному дому, детскому саду, городу.

Основным направлением была работа с альбомами и фотографиями по темам: «Вместе дружная семья», «Увлечения моей семьи», «Выходной день нашей семьи».

Устраивались совместные спортивные развлечения «Мы - дружная семья». Родителей привлекали к участию в спортивных праздниках и соревнованиях.

На родительских собраниях взрослые делились опытом, традициями своей семьи.

В старшем дошкольном возрасте стояла задача познакомить детей с родословной семьи.

Так возникли проекты «Генеалогическое древо», «Происхождение фамилии», «Герб семьи».

Работа на основе проектов активизировала инициативу и интерес со стороны родителей.

Проект «Происхождение фамилии» вызвал особый интерес у всех поколений семьи, так как большинство не знали, как появилась их фамилия, а ведь каждая из них имеет свою историю.

Каждый человек, в частности, ребенок имеет право на свою фамилию, имя, на сохранение своей индивидуальности, семейные связи. Поэтому родителей на родительском собрании, а детей в ходе непрерывно образовательной деятельности в детском саду познакомили со статьями Международного документа по защите прав ребенка «Конвенция о правах ребенка». Все это послужило почвой для создания проекта «Я и мои права».

Результат работы – партнерские взаимоотношения в семье между детьми и родителями, основанные на уважении, любви и взаимопонимании.

Полученные знания дети отражали в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дочки-матери». Таким образом, дети включались в систему социальных отношений, приобщались к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Систематическая работа с детьми по внедрению семейных традиций в их непрерывно образовательную деятельность и игры способствовали формированию и укреплению понятия «семья», доброжелательного отношения к членам семьи, потребности радовать их своим поведением и поступками.

Участие родителей в реализации проектов вызывало у детей положительные эмоции, способствовало формированию чувства семейного единства, гордость за свою семью и своих родителей.

Беседы с детьми выявили, что дети имеют представления о разных странах (где побывали с родителями), но у детей не сформировано целостное представление о месте, где они родились и живут. Нет знаний о том, чем знаменит наш город Старый Оскол.

Для решения данной задачи: воспитание любви и привязанности к родному краю, был разработан проект «Мы живем в Старом Осколе». Цель: расширить знания о том месте, где живут, дать представление о достопримечательностях города, познакомить с памятниками истории и культуры; воспитывать любовь к своему городу, гордость.

Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, с умением видеть красоту родной природы.

Проект «Природа нашего края» был нацелен на расширение представлений о природе родного края. Итогом проекта стало оформление фотовыставки «Братья наши меньшие», «Растения нашего края», гербарий, который помогали сделать родители.

Очень значимой и познавательной формой работы являются экскурсии. Дети изучают достопримечательности города, природу родного края.

В связи с внедрением ИКТ в процесс образования, существенно изменился подход к экскурсиям. Виртуальные экскурсии дают возможность посетить недоступные места, позволяют получить достаточно полное впечатление о новом месте. Например, «Экскурсия по заповедным местам родного края», «Экскурсия в краеведческий музей». Каждый уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно было приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и культуре народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Для того, чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. С этой целью проводила беседы по ознакомлению детей с народным бытом, игры, так как через игру дети лучше усваивают информацию. Народные праздники отмечали песнями, танцами, весельем: ведь они как нельзя лучше помогают приобщиться к традициям.

Всем участникам образовательных отношений запомнились проекты «Профессии моих родителей», «Наша армия». Завершением проекта «Наша армия» стал праздник. При подготовке празднования Дня Защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они - будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники.

Наша страна богата своими традициями, народными праздниками, обычаями. Масленица – один из самых светлых и веселых праздников на Руси. Поэтому темой проекта стала «Широкая Масленица». Проект был групповой, краткосрочный, завершением его стало празднование Масленицы. На улице сжигали Чучело Масленицы и угощали друг друга блинами, так как блины являются одним из основных символов праздника.

Проект способствовал формированию у детей желания участвовать в празднике, умения передавать праздничное настроение через потешки, заклички, частушки о Масленице.

Детям приносил радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомились с музыкальным материалом, историей, бытом, костюмами, устным народным творчеством.

Проект «Мамин день - 8 Марта» способствовал формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мы вместе с детьми и специалистами (хореограф, музыкальный руководитель) готовим концерт для бабушек и мам со стихами, песнями, танцами, поздравлениями. Накануне дети готовили своими руками подарки, развивая свои творческие способности.

На праздниках в разных формах и разными способами осуществляется социализация детей дошкольного возраста, так как им сообщаются те эстетические и этические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь.

Патриотическое воспитание дошкольников подразумевает знание государственной символики страны, поэтому был создан проект «Моя родина -Россия», который включил изучение геральдики и символов РФ. Цель проекта: привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своей стране, прививать интерес к ее истории.

План по реализации проекта включил в себя:

1. Знакомство с географическим положением и величиной страны.

2. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Дидактическую игру «Сложи флаг».

3. Знакомство с гербом. Раскрыть понятие «герб». Проект «Герб семьи» (семейная работа).

4. Знакомство с государственным гимном, правилами при его слушании, смысловым содержанием.

5. Презентацию проекта

6. Закрепление усвоенного материала.

На каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. И если говорить о старших дошкольниках, то у них сформировались чувства сопереживания за других, чувство гордости за людей, прославивших Россию.

А яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Мониторинг уровня развития нравственно-патриотического воспитания показал, что процент детей, имеющих высокий уровень развития, на конец 2017/2018 года вырос на 30% по сравнению с началом года и составил 70%.

Таким образом, комплексный подход к патриотическому воспитанию представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой"

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой...

Статья: "Воспитание патриотических чувств у дошкольников через привитие любви и уважения к родному городу" (город Мценск)

Формирование основ патриотизма человека начинается еще в дошкольном детстве.В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстни...

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с культурой хакасского народа.

На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколе...

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности».

Представление педагогического опыта АРЮТИНОЙ ИРИНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫвоспитателя МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» городского округа Саранск по теме: «Воспитание патриотических чу...

Консультация "Воспитание патриотических чувств у дошкольников,через привитие любви к родному краю"

Что такое Родина? …Это наша Отчизна, это то, что мы произносим с гордостью, это наша страна, это наша Россия! Но на огромной карте нашей страны есть одна небольшая точечка, Новосибирская о...