«Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ»
консультация (старшая группа) на тему

Романько Елена Николаевна

В настоящее время  дошкольник является активным участником образовательной деятельности. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действуют самостоятельно и действительно увлечены процессом обучения, когда обучение становится осмысленно- актуальным и необходимым самому ребенку «здесь» и «сейчас», когда ребенку дают возможность познавать мир целостно. Мы попытались создать образовательную модель «Сад детских инициатив», способную удовлетворить современным запросам и вызовам, направленную на развитие и поддержку детской инициативы, где ребенок является активным субъектом образовательного процесса. Средовые решения в условиях «Сад детских инициатив», позволяют обеспечить реализацию принципов, положенных в основу ФГОС ДО, в том числе принципа индивидуализации образовательного процесса, непрерывного развития дошкольников средствами игровых и других педагогических технологий.Степень реализации развивающего потенциала во многом определяется условиями, в которых находится ребенок.

Среда создает условия для: 

- проявления у воспитанников мотива к самоизменению, личностному росту; 
- возможности реализации «Я-концепции» («Я - есть!», «Я – хочу», «Я – могу», «Я – имею!»); 
- приобретения средств познания и исследования мира, что позволяет говорить о том, что результатом проживания ребенка в данном образовательном пространстве будет комплексное развитие эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности. Открытое образовательное пространство-то, что окружает ребёнка и что видит он вокруг себя,  это совокупность нелинейных условий, в которых могут происходить образовательные события, через включение в различные виды деятельности, удовлетворяя его интересы и потребности и развивая способности и индивидуальность дошкольников.Образовательное пространство детского сада представляют центры разной направленности, обеспечивающие детям возможность занятия различными видами деятельности в интеграции образовательных областей, что дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие. Каждый центр - маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами, направленными на развитие определенного вида деятельности. Каждый воспитанник, основываясь на собственном выборе и собственной инициативе, посещая центры, имеет возможность погрузиться в мир профессий, реализовать потребность во всех видах детской деятельности, принять участие в создании развивающей предметно-пространственной среды, дополняя ее своими идеями, необходимыми материалами, продуктами собственной деятельности, развивая сюжетные линии игры. Во всех образовательных центрах дети могут работать как с педагогом, так и самостоятельно, а развивающая среда, созданная для реализации детских инициатив, помогает воспитанникам проявлять свою фантазию и творчество в полной мере.Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и творить в соответствии с собственными интересами -является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.При наполнении РППС  центров детской активности соблюдается принцип концептуальной целостности образовательного процесса для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое). Создавая предметно-пространственную развивающую среду  мы, прежде всего, старались обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, которая позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, стимулирует развитие самостоятельности и инициативности. Организация открытого игрового пространства дает возможность развитию разновозрастного общения воспитанников, способствует формированию основных компетенций, овладению культурными практиками. Объединение разновозрастных детей совместными впечатлениями и интересами способствуют формированию коллективных взаимоотношений и более тесному контакту всех участников образовательных отношений.Смена игрового пространства, игрового материала по ситуации, появление новых предметов, способствуют стимуляции разных видов детской деятельности. Данные средовые решения, на наш взгляд, способствуют позитивной социализации и индивидуализации, развитию инициативы и творческих способностей каждого воспитанника.Созданная  среда  вызывает  у  детей  чувство  радости,  эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми  впечатлениями  и  знаниями,  побуждает  к  активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

 Таким образом, пространство взрослой и детской субкультур накладываются друг на друга и формируют общее пространство взаимодействия. В зависимости от образовательных потребностей и детских инициатив, имеющих место в данный момент, происходит сменяемость среды, ее трансформация. Среда побуждает ребенка к проявлению собственной активности и запускает механизм развития личности, участие самого ребенка в своем развитии, а педагоги служат проводниками и навигаторами процесса познания, помогают получить наглядный результат, оформить, обсудить и сделать положительным переживанием, достоянием коллектива и достижением собственной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_dou.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ»

 Cлайд 1.  В настоящее время  дошкольник является активным участником образовательной деятельности. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действуют самостоятельно и действительно увлечены процессом обучения, когда обучение становится осмысленно- актуальным и необходимым самому ребенку «здесь» и «сейчас», когда ребенку дают возможность познавать мир целостно.

Слайд 2. Мы попытались создать образовательную модель «Сад детских инициатив», способную удовлетворить современным запросам и вызовам, направленную на развитие и поддержку детской инициативы, где ребенок является активным субъектом образовательного процесса. 

 Слайд 3.Средовые решения в условиях «Сад детских инициатив», позволяют обеспечить реализацию принципов, положенных в основу ФГОС ДО, в том числе принципа индивидуализации образовательного процесса, непрерывного развития дошкольников средствами игровых и других педагогических технологий.

 Степень реализации развивающего потенциала во многом определяется условиями, в которых находится ребенок. 
Слайд 4. Среда создает условия для: 
- проявления у воспитанников мотива к самоизменению, личностному росту; 
- возможности реализации «Я-концепции» («Я - есть!», «Я – хочу», «Я – могу», «Я – имею!»); 
- приобретения средств познания и исследования мира, что позволяет говорить о том, что результатом проживания ребенка в данном образовательном пространстве будет комплексное развитие эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности.

Слайды 5. Открытое образовательное пространство-то, что окружает ребёнка и что видит он вокруг себя,  это совокупность нелинейных условий, в которых могут происходить образовательные события, через включение в различные виды деятельности, удовлетворяя его интересы и потребности и развивая способности и индивидуальность дошкольников.

 Слайд 6. Образовательное пространство детского сада представляют центры разной направленности, обеспечивающие детям возможность занятия различными видами деятельности в интеграции образовательных областей, что дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие. 

Слайд 7. Каждый центр - маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами, направленными на развитие определенного вида деятельности. 
Каждый воспитанник, основываясь на собственном выборе и собственной инициативе, посещая центры, имеет возможность погрузиться в мир профессий, реализовать потребность во всех видах детской деятельности, принять участие в создании развивающей предметно-пространственной среды, дополняя ее своими идеями, необходимыми материалами, продуктами собственной деятельности, развивая сюжетные линии игры. 

 Слайд 8. Во всех образовательных центрах дети могут работать как с педагогом, так и самостоятельно, а развивающая среда, созданная для реализации детских инициатив, помогает воспитанникам проявлять свою фантазию и творчество в полной мере.

Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и творить в соответствии с собственными интересами -является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

 Слайд 9. При наполнении РППС  центров детской активности соблюдается принцип концептуальной целостности образовательного процесса для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое). 

Слайд 10. Создавая предметно-пространственную развивающую среду  мы, прежде всего, старались обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, которая позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, стимулирует развитие самостоятельности и инициативности. 

Слайд 11. Организация открытого игрового пространства дает возможность развитию разновозрастного общения воспитанников, способствует формированию основных компетенций, овладению культурными практиками. Объединение разновозрастных детей совместными впечатлениями и интересами способствуют формированию коллективных взаимоотношений и более тесному контакту всех участников образовательных отношений.

Слайд 12.  Смена игрового пространства, игрового материала по ситуации, появление новых предметов, способствуют стимуляции разных видов детской деятельности.

Слайд 13. Данные средовые решения, на наш взгляд, способствуют позитивной социализации и индивидуализации, развитию инициативы и творческих способностей каждого воспитанника.

Слайд 14. Созданная  среда  вызывает  у  детей  чувство  радости,  эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми  впечатлениями  и  знаниями,  побуждает  к  активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Слайд 15. Таким образом, пространство взрослой и детской субкультур накладываются друг на друга и формируют общее пространство взаимодействия. В зависимости от образовательных потребностей и детских инициатив, имеющих место в данный момент, происходит сменяемость среды, ее трансформация.

Слайд 16. Среда побуждает ребенка к проявлению собственной активности и запускает механизм развития личности, участие самого ребенка в своем развитии, а педагоги служат проводниками и навигаторами процесса познания, помогают получить наглядный результат, оформить, обсудить и сделать положительным переживанием, достоянием коллектива и достижением собственной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....