Образовательный проект «Юный экономист»
проект (подготовительная группа) по теме

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств, для существования семьи, и в то же время видят на прилавках магазинов изобилие недоступных им товаров? Начинать знакомить детей с экономикой надо уже в детском саду. Дети старшего возраста достаточно четко представляют границы финансовых возможностей своей семьи, хорошо ориентируются в денежных знаках. Необходимо заложить у детей дошкольного возраста основы экономического образа мышления, осознание того, каков «я» в мире экономических ценностей и как вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1_1.docx100.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида №2 « Лучик»

села Летно-Хвалынское Спасского района Приморского края

Образовательный проект

«Юный экономист»

02082292

   

Выполнила:

                             воспитатель высшей

                        квалификационной категории

Дробатович Тамара Викторовна

2018 год

Актуальность проекта:

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств, для существования семьи, и в то же время видят на прилавках магазинов изобилие недоступных им товаров? Начинать знакомить детей с экономикой надо уже в детском саду. Дети старшего возраста достаточно четко представляют границы финансовых возможностей своей семьи, хорошо ориентируются в денежных знаках. Необходимо заложить у детей дошкольного возраста основы экономического образа мышления, осознание того, каков «я» в мире экономических ценностей и как вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях…

Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний.

Новизна материала:

 новизна исследования, на мой взгляд, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения.

Принципы проекта:

•        Принцип  гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.

•        Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в проекте.

•        Принцип интегративности  - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.

Методический паспорт проекта

Руководитель проекта: 

Дробатович Т. В.- воспитатель подготовительной к школе группы

Участники проекта:

Воспитанники и родители группы « Почемучки»

Возраст детей 6 лет

База проекта: МБДОУ №2 « Лучик» с. Летно - Хвалынское Спасского района Приморского края

Сроки реализации проекта: с 3 сентября по 31 мая

Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный

Практическая значимость:  

проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к развитию реального экономического мышления и интереса к экономическим знаниям.

Продукты проекта:

  • сумка-авоська
  • копилки
  • «Ярмарка» - выставка предметов, купленных за счет экономии в семье
  • консультации для родителей
  • папки-передвижки
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Банк», «Кафе»
  • презентация

Цель проекта:

формирование представлений старших дошкольников об элементах экономики через обогащение различных видов деятельности  экономическим содержанием

Задачи: 

  • формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (потребности, доход, расход, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, экономия);
  • познакомить  детей с ведением домашнего хозяйства;
  • формировать умение выявлять проблему и выбирать адекватный способ ее решения;
  • воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике.

Механизм реализации проекта

Этапы

Содержание

I этап - подготовительный (сентябрь 2018г.)

1. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;

2. Создание банка идей и предложений;

3.Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности;

5. Разработка критериев, показателей и уровней оценки личностной и интеллектуальной готовности дошкольников к простейшей экономической деятельности;

6. Прогноз ожидаемых результатов и рисков проекта.

II этап - основной (октябрь 2018 г.- апрель 2019 г.)

1. Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.

2. Провести НОД для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда.

3. Спланировать и провести экскурсии в банк, магазины.

4. Организовать и провести сюжетно - ролевые игры «Супермаркет», «Банк», «Кафе».

5. Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации, операции купли - продажи, производства и сбыта готовой продукции: «Ай – да, ярмарка», «Бизнес», «Оптовичок», «Хочу - надо»,

« Дорого – дешево», « Хочу – надо».

6. Провести мониторинг эффективности проекта.

7.  Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации, родительские собрания, совместное с детьми изготовление товара для ярмарки, оформление «папки – передвижки».

8. Систематизировать накопленный материал.

III этап – заключительный (май 2019 г.)

1. Провести совместно с родителями мероприятие «Ярмарка».

2. Организовать выставку пособий по теме проекта для педагогов детского сада.

3. Выступить с отчетом по результатам работы на педагогическом совете.

Ожидаемые результаты:

    дети умеют:

  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • контролировать  ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого;
  • понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека;
  • родители повысили уровень педагогической компетентности по вопросам экономического воспитания детей через консультации, родительские собрания.

Вывод:  

Проект «Юные экономисты» позволяет совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Список литературы:

1. А.Д. Шатова « Экономическое воспитание дошкольников» Москва,2017 год;

2. А. А. Смоленцева «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015год;

3. А. В. Сазонова «Путешествие в поисках экономики» Учебное пособие-Днепродзержинск: Генеза - Пивдень  2016 год;

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь. Издательства «Росмен» М.: 2017 г. – 192 с.;

5. О. И. Меньшиков  «Экономика детей, большим и маленьким»  практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О. И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2015 г. – с. 127;

6. А.И. Сорокина « Дидактические игры в детском саду» [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 2017 г. – с. 113

Приложение

Мониторинг проекта

С целью разработки перспективы работы с дошкольниками по экономическому развитию, и определения уровня сформированности экономической культуры у детей два раза в год проводится мониторинг, составленный на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Мониторинг разделен на четыре группы заданий, каждое из четырех заданий состоит из 3 более мелких:

  • загадки по экономике, разделенные по областям,
  • вопросы определенной области экономических знаний,
  • проблемная ситуация. 

С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.

Задание 1.

Цель: Определение уровня знаний о потребностях человека, животных, растений.

1.1.Загадки

Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются ... (Товар)

***

Не паровоз, не пароход,

А из трубы дым идёт,

Из бруса деревянный,

Уютный, тёплый, славный! (Дом)

***

С мылом чистою водой

Руки  мой перед… (едой)

***

Без него плачемся,

А как появится,

от него прячемся. (Солнышко)

1.2. Вопросы

У каждого из нас разные желания. Но вместе с желаниями у каждого человека, животного растения есть свои потребности.

  • Что означает это слово потребности? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо);
  • Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки);
  • Какие потребности имеются у животных? (пища, тепло, жилище, воздух). А какие потребности у растений?

1.3. Проблемная ситуация

Проследи, какие изменения произойдут с человеком, растением, животным, если их переселить: человека в лес, животное в жилище человека, а растения рассадить на камнях? Какой можно сделать вывод? (Что у человека, у растений и животных, у каждого свои потребности)

Задание 2.

Цель: Определение уровня знаний о природных и капитальных ресурсах; о производителях товаров и услуг.

2.1.Загадки

Он большой, густой, зелёный

Представляет целый дом

В нём найдут приют и птицы

Зайки, волки, кабаны… (Лес)

***

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Вода)

***

Камни, почву раздробил

Специальный бур –

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин. (Нефть)

***

На кухне у мамы – помощник отличный.

Он синим, цветком расцветает от  спички (Газ)

2.2. Вопросы:

  • Как в общем можно назвать газ, воду, лес (Природные богатства)
  • Какие природные богатства ты знаешь? (Уголь, мрамор, золото, алмазы)
  • Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания, игрушки, одежда, инструменты? (Из магазина)
  • А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле)
  • Люди, каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь)
  • Какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь)

2.3. Проблемная ситуация

Тебе надо построить высокий, крепкий надежный дом. Какие материалы, инструменты, транспорт ты подготовишь для работы?

Задание3.

Цель: Определение уровня знаний о деньгах, рынке и цене.

     3.1. Загадки

       Чтоб продукты потреблять,

В платьях модных щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Нужно все это …

(Купить)

***

Говорят про меня: Деревянный я.

Но неправда, я - железный,

Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)

На товаре быть должна Обязательно… (Цена)

***

И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату)

3.2. Вопросы:

  • На что покупают товары в магазине? (На деньги)
  • Как ты думаешь, зачем еще нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться, оплачивать за квартиру, выезжать в отпуск)
  • Как определить, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)

 3.3. Проблемная ситуация

Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему? (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят)

Задание 4. 

Цель: Определение уровня знаний о рекламе.

4.1. Загадки

Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта, нету без… (Рекламы)

***

Яркой краской привлекает,

Покупать нас заставляет. (Рекламный плакат)

***

Прохожу мимо витрины,

И стоит там человек,

Говорит он так красиво,

Кто же этот человек? (Рекламный агент)

4.2. Вопросы:

  • Ты знаешь, что такое реклама?
  • Ты видел рекламу? (Да)
  • Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные)
  • Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали)

4.3. Проблемная ситуация

Представь любой товар. Попытайся мне его прорекламировать так, чтобы мне захотелось его купить у тебя.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности.

Навыки сформированы:

  • дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей,
  • имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания;
  •  находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх;
  •  готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них;
  • своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности;
  • стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Навыки частично сформированы:

  • дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей;
  • имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные;
  • имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания;
  • под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения;
  • добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования;
  • порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого;
  • не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Навыки не сформированы:

  • дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова;
  • не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели;
  • не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре;
  • не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех трех заданий, а также в процессе наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности.

Анкета для родителей по теме «Энергосбережение»

Уважаемые родители! Просим Вас заполнить анкету, вписав свою точку зрения по данным вопросам. Ваши ответы помогут нам определить пути работы по данному направлению.

1. Как лично Вы относитесь к энергосбережению и энергоэффективности? (отметьте один вариант)

  • Это очередная модная тема для нашей власти, поговорят и скоро забудут
  • Разговоры про энергосбережение выгодны только энергетикам-монополистам
  • Не вижу необходимости экономить - свет, тепло и вода должны быть бесплатны
  • Понимаю важность энергосбережения, но знаю только самые простые способы
  • Полностью поддерживаю, я привык и умею экономить все виды энергоресурсов

2. Установлены ли в Вашей квартире/ доме приборы учета энергоресурсов?

  • Есть все виды счетчиков
  • Электроэнергия и вода
  • Только электроэнергия
  • Нет, не установлены и не буду устанавливать
  • Нет, но хочу установить

3.Объясняете ли Вы своим детям, зачем в квартире стоят счетчики?

  • Да
  • Нет, считаю, что это ему не надо знать
  • Затрудняюсь ответить

4. Как Вы считаете, есть ли какая-то польза от этих приборов учета лично для Вас?

  • Я действительно стал (а) меньше платить
  • Начинаем учиться экономить
  • Пользы нет, платить стали больше
  • Затрудняюсь ответить

5.Считаете ли Вы, что детей с дошкольного возраста нужно обучать энергосбережению?

  • Да
  • Нет, считаю, что это ему не надо знать
  • Затрудняюсь ответить

6. Как, по Вашему мнению, можно рассказать ребенку об энергосбережении? 

Благодарим Вас за сотрудничество!

Анализ результатов анкетирования родителей

МБДОУ №2 « Лучик»

по теме «Энергосбережение»

(сентябрь 2018г.)

Вопросы анкеты

Ответы

родителей

1.Как лично Вы относитесь к энергосбережению энергоэффективности?

  • это очередная модная тема для нашей власти, поговорят и скоро забудут

7%

  • разговоры про энергосбережение выгодны только

энергетикам-монополистам

9%

  • не вижу необходимости экономить - свет, тепло и

вода должны быть бесплатны

7%

  •   понимаю важность энергосбережения, но знаю

только простые способы

47%

  • полностью поддерживаю, я привык (ла) и умею экономить все виды энергоресурсов

30%

2. Установлены ли в Вашей квартире/ доме приборы учета энергоресурсов?

  • есть все виды счетчиков

38%

  • электроэнергия и вода

43%

  • только электроэнергия

13%

  • нет, не установлены  и не буду устанавливать

3%

  • нет, но хочу установить

3%

3.Объясняете ли Вы своим детям, зачем в квартире стоят счетчики?

  • да

50%

  • нет, считаю, что это ему не надо знать

30%

  •  затрудняюсь ответить

20%

4. Как Вы считаете, есть ли какая-то польза от этих приборов учета лично для Вас?

  • я действительно стал (а) меньше платить

60%

  • начинаем учиться экономить

35%

  • пользы нет, платить стали больше

2%

  • затрудняюсь ответить

3%

5.Считаете ли Вы, что детей с дошкольного возраста нужно обучать энергосбережению?

  • да

75%

  • нет, считаю, что это ему не надо знать

16%

  • затрудняюсь ответить

9%

6. Как, по Вашему мнению, можно рассказать ребенку об энергосбережении?

  • не ответили

59%

  • в доступной форме (игровой)

15%

  • личный пример

7%

  • просмотр м/фильмов, видеоматериалы

10%

  • рассказы, беседы, чтение

9%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Юный пешеход»

Знакомство    с правилами    дорожного движения посредством агитбригады...

Образовательный проект "Юные защитники природы Воркуты"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Юные гении» (Педагогическая технология “Блоки Дьенеша”)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«Юные гении»(Педагогическая технология  “Блоки   Дьенеша”)        Проект выполнила:воспитательАлекс...

Образовательный проект «Юный математик

laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»...

Проект Юный экономист

Проект по формированию основ финансовой грамотности для детей от 5 до 7 лет...

Проект « Юные экономисты» по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста долгосрочный, творческий

Ежедневное принятие важных финансовых решений и сложность в использовании современных финансовфх инструментов обуславливают необходимость приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финан...

Проект "Юные Экономисты"

Введение элементов экономического воспитания в образовательнуюдеятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего,необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночнойэкономике ...