Главные вкладки

    Дидактические игры как средство сенсорного воспитания и интеллектуального развития дошкольников
    методическая разработка на тему

    Акимова Наталья Александровна

    В настоящее время важное значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, подготовке детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как средства интеллектуального развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tvorch_raz.docx18.29 КБ

    Предварительный просмотр:

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад с.Успенка Пугачевского района  Саратовской области»

                      Творческая разработка

    Дидактические игры как средство сенсорного воспитания

    и интеллектуального развития дошкольников

                                                                       Подготовила: воспитатель

                                                                                                   Акимова Н.А.

                                             2018г

    В настоящее время важное значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, подготовке детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как средства интеллектуального развития.

    Цель работы - показать, что дидактическая игра является важным средством развития сенсорных способностей ребенка.

    Задачи работы состоит в том, чтобы показать место дидактических игр в образовательном процессе. Раскрыть роль игры как средства воспитания, обучения и развития, определить ее место в учебном процессе, рассмотреть зависимость системы игр от характера познавательной деятельности учащихся, от средств наглядности и формы их проведения.

    Вопросы сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста изучались видными педагогами и психологами Е.И. Тихеевой, А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной,  Ф.Фребелем. это изучение показало, что проведение дидактических игр и упражнений должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием и интеллектуальным развитием, осуществляемых на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. дидактические игры могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных знаний и умений.

    Действительно, дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию  могут рационализировать работу воспитателя, так как дадут ему возможность проследить процесс сенсорного воспитании и умственного развития, позволяет оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

    Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста при условии комплексного подхода к проведению игр. Это выражается в том, что игрыи упражнения необходимо проводить в системе, предусматривающей последовательную работу с разными свойствами и качествами предметов (форма, величина, цвет, сочетание разных свойств).

    Например, в играх с дидактической задачей – развивать восприятие формы предметов – не говорим детям об этом прямо, а предлагаем рассмотреть картинки и подобрать похожие. Или в игре «Магазин» дидактическая цель – развивать умения замечать характерные свойства предметов и рассказывать о них выступает перед детьми в форме игровой задачи правильно изображать роль продавца и покупателя, уметь продать и купить «товар». Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. Взаимоотношения между воспитателем и детьми определяются не учебной ситуацией (воспитатель учит, дети учатся у него), а игрой, тем, что воспитатель и дети прежде всего участники одной игры.

    Дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределение ролей.

    Успешное использование дидактических игр в качестве игровой формы обучения требует более пристального внимания к анализу игр по характеру игрового действия. В нашем опыте сенсорного воспитания детей использовались следующие известные виды  дидактических игр:

    1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами.

    Игра «Что еще таково же цвета?»
    Цель: продолжать формировать умение находить в окружающей обстановке предметы заданного цвета, развивать мышление, речь. Воспитывать заботливое отношение к животным.

    Материал: игрушка петушка, кубики и т.д.

    Ход занятия:

    В гости пришел петушок, он запутался в игрушках, и просит помощи у детей. Воспитатель и дети помогают найти петушку сначала красные игрушки, затем сини, зеленые, если дети ошибаются, петушок громко кукарекает. В конце занятия петушок благодарит детей за помощь.

            2.Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

    «Спрячем и найдем»

    Цель: учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.

    Оборудование. Разные игрушки.

    Ход игры.

    Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что они сейчас спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрягать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку (полка должна быть открытой). А теперь пойдем играть».

    3.Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных ситуаций, в выполнении ролей взрослых.

    Игра «Овощной магазин»

    Цель. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.

    Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.

    Ход занятия:

    Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.

    Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).

          4.Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше».

    «Кто быстрее».

    Цель. Развивать представление о движении в пространстве; ввести в активный словарь детей слова «быстро», «медленно», «далеко», «близко».
    Материал. Наборы для конструирования разной величины и цвета. Две куклы и два мяча.
    Содержание: Дети усаживаются полукругом. Перед ними на расстоянии 8—10 м расположены два стула, на каждом мяч. Рядом с детьми сидят две куклы. Воспитатель объясняет правила игры: «Посмотрите, на стульях лежат мячи, которые нужно принести Маше и Наташе (куклам). Участвовать в игре будут двое: один принесет мяч Маше, а другой — Наташе. Выиграет тот, кто быстрее принесет мяч кукле». В начале игры каждый участник встает рядом со своей куклой и по сигналу педагога приносит ей мяч. После этого дети определяют победителя и рассуждают о том, почему он выиграл. Дети должны прийти к выводу, что выигрывает тот, кто быстрее бежит. Сначала можно выбирать разных по темпераменту детей, а затем свобода выбора пары предоставляется самим детям.

    Таким образом, ограничиваясь этим перечислением разных групп дидактических игр (конечно, существует немало других), считаем нужным отметить, что при такой классификации игровой начало, игровая сущность дидактической игры выделяются отчетливее. Становиться понятнее, что речь идет об игровой форме обучения, а не об учебных занятиях, чтозаботиться надо не только о выполнении дидактических задач, но и том, чтобы получилась интересная игра.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания.

    Развитие сенсорного и осязательного ощущения, мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, умения ориентироваться; развивать способность имитировать трудовые действия....

    Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания

    Представлен опыт работы по теме "Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания"...

    Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

    Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста...

    МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

    СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Сенсорне воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт...

    Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников

    Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Сенсорное развитие составляет фундамент общего ум- ственного развития ребёнка, оно необходимо для успе...