ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ СТАНДАРТОВ
статья на тему

Кукушкина Марина Николаевна

Технологии, детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukushkina_m.n.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ СТАНДАРТОВ

В настоящее время педагогические коллективы детских образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательном образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Что же означает сам термин «технология». Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, принципов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах, очень много. Остановлюсь на технологиях, которые я использую в своей работе:

- здороьесберегающие технологии;

- технология проектирования;

- информационно-коммуникативные технологии;

- технологии моделирования;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровые технологии.

- технологии исследовательской деятельности.

Педагогические технологии должны соответствовать определенным требованиям:

  • Концептуальность, предполагающая, что воспитательный процесс должен основываться на определенной научной концепции.
  • Системность – требование, предусматривающее, что технологиям необходимо обладать всеми признаками, характерными для системы, они должны логичными, а составляющие их элементы – взаимосвязанными.
  • Управляемость – требование, под которым подразумевается, что педагогическому коллективу должна быть обеспечена возможность ставить перед собой определенные цели, планировать процесс обучения, по ходу работы корректировать те или иные моменты.
  • Воспроизводимость – требование, в соответствии с которым технология должна быть одинаково эффективна вне зависимости от педагога, применяющего ее на практике.

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привития ему здорового образа жизни, посредством различных видов гимнастик, закаливания, правильного питания.

Технология проектной деятельности. Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель любого проекта – работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Проекты различаются по количеству участников, по продолжительности, по приоритетному методу (творческие, исследовательские, информационные, игровые), по тематике.

Информационно-коммуникативные технологии. В наше время сложно представить жизнь без компьютера. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков с помощью увлекательных программ на развитие логики, памяти детей удается заинтересовать «науками». Компьютер имеет ряд преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий. Это учет индивидуальных способностей, интересов ребенка его возможностей и состояния.

Игровые технологии – это фундамент всегда дошкольного образования. В свете ФГОС все дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые помогают обобщать предметы по определенным признакам, которые учат отделять вымыслы от реального, которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку, помогают выделять характерные признаки предметов и другое.

Технология исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность помогает ребенку выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты. Методы и приемы исследовательской деятельности: наблюдения, беседы, опыты, дидактические игры, трудовые поручения, действия.

Технологическое моделирование. Моделирование – это наглядно-практический метод обучение. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной  и доступной для него форме воспроизводит скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Модели условно делятся на три группы:

  1. Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы, конструкции (макет земли, природных зон и т.д.);
  2. Предметно-схематичные модели. Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить лист картона определенной расцветки и фигурка животного – если их цвета совпадают, то животное не видно. Здесь мы видим связь животного со средой обитания.
  3. Графические модели передают условно признаки, связи и отношения явлений. Примером такой  модели может быть  календарь погоды, который ведут дети, используя специальные знаки – символы для обозначения явлений в неживой  и живой природе.

Актуальность использования технологии наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что

  • во-первых, ребенок – дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес к занятию;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Таким образом, моделирование является универсальным методом познания и развития, т.к. дает возможность познания скрытых связей и отношений, делает возможным преобразование объекта и тем самым позволяет получить  информацию об объекте. Моделирование помогает детям последовательно и связно рассказать о том или ином явлении и объекте.

В своей профессиональной деятельности я широко использую технологию моделирования и с уверенностью могу сказать, что это прогрессивная технология, позволяющая добиться существенного повышения качества дошкольного образования.

Подводя итог выше изложенному, можно сказать, что использование различных инновационных технологий в работе с дошкольниками гарантирует достижения дошкольника, а в дальнейшем и их успешном обучении в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможен без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда е главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому нельзя останавливаться, нужно постоянно усовершенствоваться и двигаться вперед.

Литература

  1. Атутов, П.Р. Технология и современное образование/ П.Р.Атутов.// Педагогика. – 1996. - № 2. – С. 13-15.
  2. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие/ К.Ю.Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –
  3. Шлюнина, Л.В., Зайцева, О.И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: Учебное пособие/ Л.В. Шлюнина., О.И. Зайцева. – М.: Эскимо, 2015. -188 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»

Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещен...

Статья"Проблемы эффективного взаимодействия образовательных организаций в условиях внедрения профессионального стандарта педагога".

В статье затронута проблема приемственности дошкольных организаций  и школы в условиях внедрения профессионального стандарта педагога....

Опыт работы на тему: «Развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий»

Целью опыта является развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий.В связи с изменениями в системе дошкольного образования, ставится задача с...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта

Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта...

Информация из опыта работы «Совершенствование форм работы с детьми по внедрению в образовательную деятельность современных инновационных педагогических технологий по финансовой грамотности»

Одной из ключевых идей современной педагогической науки является необходимость поиска новых методов ведения воспитательной работы, в полной мере соответствующей тенденциям времени, познавательным потр...

ПРОЕКТ "Внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных инновационных педагогических технологий"

     Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности....

Программа проведения педсовета «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством внедрения в образовательную деятельность инновационных педагогических технологий»

Быстро меняющийся рынок труда ведет к изменению запросов общества к образовательной организации, что влечет за собой изменение требований к педагогам. Педагог является одним из важнейших источников пе...