мастер - класс
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Горбатова Людмила Петровна

Мастер - класс "Сотрудничество детей в совместной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_sotrudnichestvo_v_sovmestnoy_gorbatova_l.p.doc772.5 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу познакомить вас с опытом работы  «Сотрудничество детей в совместной деятельности».                                               Я работаю на разновозрастной группе, возраст варьируется от 4 до 7 лет, существует проблема непринятия детьми старшего возраста младших.

В процессе взаимодействия со сверстниками ребенок чувствует себя равноправным партнером, приобретая такие важные характеристики личности, как доброта, открытость, готовность к сотрудничеству, помощь и сочувствие товарищу. С другой стороны отношения с ровесниками способствуют развитию у ребенка таких важных индивидуальных качеств, как независимость  суждений и действий.

   Те качества личности, которые закладываются у детей в процессе игрового сотрудничества в дошкольном возрасте, во многом определят его взаимоотношения с окружающими людьми во взрослой жизни. Взаимодействие и сотрудничество – «школа жизни» для каждого ребенка, и от того, насколько хорошо пройдет он эту школу, зависит его будущее.

Что подразумевается под словом сотрудничество?                                                                                 Сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-либо задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон.

Между какими субъектами может быть выстроено сотрудничество  в совместной деятельности?

(воспитатель - ребенок, ребенок - ребенок, я-я)

Уважаемые коллеги, организуя сотрудничество,  мы должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Технология сотрудничества заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с другими людьми, что прописано и в ФГОС в целевых ориентирах,   в социальных и психологических характеристиках личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей младшего и старшего дошкольного возраста в совместной деятельности развивающего цикла.

Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач: 

  • Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.
  • Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.
  • Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

  • - Коллеги, как вы считаете, а умеете ли Вы сотрудничать?
    Давайте проверим:
  • Игра «Пчелы и змеи»
    1. Я предлагаю всем участникам сейчас поделить на две группы. 
    2. Левая от меня команда – будет называться пчелы, правая от меня команда будет называться – змеи. 
    3. Вам необходимо выбрать своего короля.
    4. Королей я попрошу выйти из комнаты и подождать полминуточки, я вас позову. 
    5. Ваша задача спрятать предметы. Пчелы прячут условную банку мёда, а змеи прячут условную ящерицу.
    (Приглашаем королей)
    6. Дорогие короли, мы спрятали два предмета, которые вам необходимо найти. Король пчел будет искать мед, а король змей - ящерицу.
    7. А вы Пчёлы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчёлы должны жужжать: жжжжжжжж… Все змеи должны шипеть: шшшшш.  Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. Чем ближе пчелиный король приближается к банке меда,  тем громче должно быть жужжание. 
    8. Помните, что во время игры никто не должен что-либо говорить.
  • Вопросы:
    - Как вы чувствовали себя в роли короля пчёл (змей)?

    - Ваши группы хорошо вам помогали?
    - Вы остались довольны вашими подданными?
    - Пчёлы, как вы взаимодействовали друг с другом?
    - Змеи, вы как взаимодействовали друг с другом?

    1 правило: Определить конкретную цель (задание) (т.е., что нужно было искать конкретно)
  • Следующее упражнение называется "Неожиданные картинки"
    1. Дорогие коллеги, я предлагаю всем встать вокруг стола.
    2. У вас на столе лежит листок.
    3. Нарисуйте какой-нибудь рисунок, пока звучит музыка.
    4. А теперь свой рисунок передайте по часовой стрелке соседу, дорисуйте что-нибудь.
    5. Снова обменяемся рисунками. 
  • Вопросы:
    - Нравится ли вам рисунок, который вы начали рисовать?
    - Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?

    Правило 2: Определить последовательность (алгоритм действий) и роли участников.

Игра «Рисунок в два этапа»
1. Разбейтесь на 3 пары и сядьте друг напротив друга. 
2. Положите между собой лист ватмана и поставьте фломастер в центр листа и, не отрывая руку, закройте глаза. 
3. В течение минуты (пока звучит музыка) вы будете путешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. 
4. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что все, что вы хотели, нарисовали на бумаге. 
5. Если хотите, вы можете разговаривать при этом с друг с другом.
6. Завершить рисунок и решить, как Вы его назовете.

Вопросы:
- Понравилось ли Вам рисовать с закрытыми глазами?
- Вы, каким образом, находили общий язык со своими партнерами?
- Насколько Вы довольны своим рисунком?
- Вам, сложно было придумать название вашей картины?

Правило №3: Принимать совместное решение, учитывая мнение других.

В своей работе я опираюсь на методические подходы Елены  Михайловны Фадеевой,  доцента кафедры общего образования Краевого Пермяцкого института усовершенствования учителей, эксперта сферы образования.

В основе технологии лежит этапность обучения детей навыкам сотрудничества. Освоение детьми одного этапа зависит от другого.

Этих этапов – четыре:

1 этап (младший дошкольный возраст): направлен на обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.

Оптимальный на этом этапе обучения сотрудничеству вид деятельности - продуктивный: аппликация, конструирование, лепка, а так же сюжетно – ролевая игра. Содержание деятельности должно быть  хорошо знакомо детям, навыками деятельности на этом этапе дети владеют на уровне самостоятельности (в таком случае внимание ребенка концентрируется на партнере, а не способах деятельности). Форма организации – совместно-индивидуальная.

2 этап (средний дошкольный возраст): направлен на обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.

По-прежнему оптимальной для обучения сотрудничеству является продуктивная деятельность: аппликация, лепка, конструирование, рисование, сюжетно – ролевая игра,  а так же можно использовать организацию детского труда (хозяйственно-бытового, ручного, самообслуживания). Форма совместной деятельности - совместно-последовательная, в микро группах по 3 – 5 человек.

3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): направлен на обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведение спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

Детские объединения используются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической и пр. Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микро группах из 3 – 4 человек.

4 этап (старший дошкольный возраст 6 – 7 лет): самостоятельное использование способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Включение заданий для совместного выполнения во все виды деятельности, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микро группы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.

Оптимальными методическими приемами обучения сотрудничеству являются:

  •  демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение;
  • переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;
  • создание ситуации недостатка материала;
  • создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера;
  • выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений:
  • неинструктивная речь педагога

  А сейчас предлагаю вам всем объединиться в пары, с рядом сидящим.

Поиграем в игру «Я-дрозд, ты-дрозд»

Глядя в глаза друг другу, говорят слова:

«Я-дрозд, ты - дрозд, у меня - нос, у тебя - нос» (дотрагиваются до своего носа и носа соседа)

«У меня - гладкие, у тебя - гладкие» (гладят щеки)

«У меня - сладкие, у тебя – сладкие» (дотрагиваются до губ)

После обнимаются и меняются парами.

   Подобные игры используются на первом этапе и учат детей взаимодействовать со сверстниками, способствуют сплочению детского коллектива.

Поиграем в игру «Сколько?» 

Я вам буду задавать вопрос, а вы в своей паре должны показать ответ на пальцах, причем не договариваясь об этом словесно, а только глядя друг на друга.

- Сколько ушей у зайчат?

- Сколько ножек у стола?

- какая по счету среда?

- сколько будет 5-3?  

Данный игровой прием, развивает умение согласовывать действия с партнером, помогает снять эмоциональное напряжение детей.

А сейчас, предлагаю вам следующий игровой прием. «Чашки»

Мне нужно 2 педагога

 Один из вас звонит по телефону другому и говорит, что у него разбилась чашка. Просит купить такую же и описывает её. А вы должны по описанию зарисовать чашку. Договоритесь, кто будет звонить, а кто рисовать. Тот,  кто звонит, тоже прорисовывает у себя заданный образец. После чего вы сравниваете результат.

Этот игровой прием направлен на развитие умения распределять действия, учитывать возможности партнера, принимать на себя роль и действовать в ее рамках.

Игра «Хор животных».  Включается мелодия песни «В лесу родилась». Всем известная песенка, но мы с вами исполним ее необычно – не словами, а звуками животных, которых я вам сейчас раздам. Я буду дирижером, на кого укажет палочка, тот будет солистом. Начинают уточки: Кря – кря – кря, продолжают коровки: му – му – му,  (поросята, гусята, козочки).

Сплачивает детский коллектив, приносит много радости и удовольствия от необычного исполнения песни.

Обычно в конце мероприятия звучат аплодисменты, я предлагаю разучить «Фирменные апплодисменты».                                                                                                                                                  «Пошел мелкий дождь» – хлопаем одним пальцем по ладони.                                                              «Дождь стал сильнее» – хлопаем двумя пальцами по ладони.                                         «Дождь стал еще сильнее» - хлопаем тремя пальцами по ладони.                                      «Пошел сильный дождь» – четыре пальца хлопают по ладони.                                            «Начался ливень» – хлопаем всей ладонью. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...