План самообразования
материал на тему

Терехова Елена Владимировна

Актуальность:

Сегодня особое месть в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.).

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т.к. она:

- Личностно-ориентирована;

- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;

- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

- Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat-t_2016-2017g.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Левороссошанская средняя общеобразовательная школа»

Структурное подразделение «Детский сад»

План самообразования по теме:

«Проектная деятельность»

                                                                                     Подготовила воспитатель:

                                                                               Терехова Елена Владимировна

        2016-2017  год

Актуальность:

Сегодня особое месть в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.).

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т.к. она:

- Личностно-ориентирована;

- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;

- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

- Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Развитие познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

Во-первых, ребёнок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых,  нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобное умение необходимо воспитывать с детства.  Однако на пути его становления существуют определённые трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определённым правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает  выход за определённые традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил.

В связи с этим, я решила использовать в своей работе с детьми метод проблемного обучения, реализовать проектную деятельность. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

- использование инновационных технологий;

- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

- многофункциональное взаимодействие с социумом.

При организации проектной деятельности в детском саду столкнулась со следующими противоречиями:

- несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую  логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет чётко заданных норм. В этом случае педагог, и дети попадают в ситуацию неопределённости. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жёсткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

- между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.

При организации проектной деятельности я столкнулась со следующими проблемами:

- не различение  субъектной и объектной позиции ребёнка.

Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребёнка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребёнка может проявляться по-разному.

Ребёнок высказывает оригинальную идею, её нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

-необходимость формирования субъектной позиции педагога.

Невозможно развивать субъектность ребёнка, оставаясь в жёсткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.

Выдвинутые противоречия и проблемы обусловили выбор темы моей работы:

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».

Определившись с темой, поставила перед собой цель:

Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

Для достижения цели определила задачи:

- Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;

- Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические  основы технологии проектной деятельности;

Изучение учебно-методической литературы:

1.Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000. №1

2.Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя. – 2007. - №2.

3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

4.Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

5.Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013г.

6.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. – М.: Знание, 1994.

7. Дыбина О.В., Еник О.А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5/ Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.

8.ЗахароваМ.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010г.

9.Киселева Л.С., ДанилинаТ.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. Пспр. И доп. – М.: АРКТИ, 2011.

10.Маханева М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. - №1

11.Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.

12.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

13.Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении. // методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010.

14.Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ-метод. Обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.

Планируемые проекты в 2016-2017 году.

Сентябрь – Октябрь 2016г.

Познавательно-исследовательский «Деревья нашего парка»

Ноябрь - Декабрь 2016г.

Практико-ориентированный  «Новогодний переполох»

Февраль 2017г.

Познавательный «Домашние животные»

  Апрель – Май 2017 год

Познавательно-исследовательский «Огород на подоконнике»

Советы воспитателю по работе над проектом:

1.Глубоко изучить тематику проекта.

2.При составление совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3.Заинтерисовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательный и устойчивый интерес к проблеме.

4.Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5.Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6.Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8.В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10.Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Приложение 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ инструктора физической культуры на период с 2017 по 2019 уч. годы Тема самообразования: «Оздоровление детей дошкольного возраста посредством применения здоровьесберегающих технологий»

Приложение 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ инструктора физической культуры на период с 2017 по 2019 уч. годы Тема самообразования:«Оздоровление детей дошкольного возраста посредс...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...