План самообразования
материал на тему

Терехова Елена Владимировна

Актуальность:

Сегодня особое месть в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.).

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т.к. она:

- Личностно-ориентирована;

- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;

- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

- Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat-t_2016-2017g.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Левороссошанская средняя общеобразовательная школа»

Структурное подразделение «Детский сад»

План самообразования по теме:

«Проектная деятельность»

                                                                                     Подготовила воспитатель:

                                                                               Терехова Елена Владимировна

        2016-2017  год

Актуальность:

Сегодня особое месть в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.).

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т.к. она:

- Личностно-ориентирована;

- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;

- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

- Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Развитие познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

Во-первых, ребёнок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых,  нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобное умение необходимо воспитывать с детства.  Однако на пути его становления существуют определённые трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определённым правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает  выход за определённые традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил.

В связи с этим, я решила использовать в своей работе с детьми метод проблемного обучения, реализовать проектную деятельность. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

- использование инновационных технологий;

- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

- многофункциональное взаимодействие с социумом.

При организации проектной деятельности в детском саду столкнулась со следующими противоречиями:

- несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую  логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет чётко заданных норм. В этом случае педагог, и дети попадают в ситуацию неопределённости. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жёсткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

- между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.

При организации проектной деятельности я столкнулась со следующими проблемами:

- не различение  субъектной и объектной позиции ребёнка.

Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребёнка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребёнка может проявляться по-разному.

Ребёнок высказывает оригинальную идею, её нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

-необходимость формирования субъектной позиции педагога.

Невозможно развивать субъектность ребёнка, оставаясь в жёсткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.

Выдвинутые противоречия и проблемы обусловили выбор темы моей работы:

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».

Определившись с темой, поставила перед собой цель:

Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

Для достижения цели определила задачи:

- Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;

- Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические  основы технологии проектной деятельности;

Изучение учебно-методической литературы:

1.Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000. №1

2.Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя. – 2007. - №2.

3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

4.Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

5.Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013г.

6.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. – М.: Знание, 1994.

7. Дыбина О.В., Еник О.А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5/ Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.

8.ЗахароваМ.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010г.

9.Киселева Л.С., ДанилинаТ.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. Пспр. И доп. – М.: АРКТИ, 2011.

10.Маханева М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. - №1

11.Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.

12.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

13.Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении. // методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010.

14.Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ-метод. Обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.

Планируемые проекты в 2016-2017 году.

Сентябрь – Октябрь 2016г.

Познавательно-исследовательский «Деревья нашего парка»

Ноябрь - Декабрь 2016г.

Практико-ориентированный  «Новогодний переполох»

Февраль 2017г.

Познавательный «Домашние животные»

  Апрель – Май 2017 год

Познавательно-исследовательский «Огород на подоконнике»

Советы воспитателю по работе над проектом:

1.Глубоко изучить тематику проекта.

2.При составление совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3.Заинтерисовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательный и устойчивый интерес к проблеме.

4.Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5.Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6.Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8.В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10.Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...