Педагогический проект "Небесные гости" (с использованием элементов теневого театра)
проект (подготовительная группа) на тему

Проект направлен на создание условий в группе для развитие связной речи, творческих и музыкальных способностей дошкольников детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность с использование элементов теневого театра, так как теневой театр является не только неисчерпанным источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, но и позволяет решать многие педагогические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nebesnye_gosti.docx73.37 КБ
Файл portfolio_proekta_nebesnye_gosti.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Березовское муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 35 «Теремок» комбинированного вида»

Садик

Проект

«Небесные гости»

(с использованием элементов теневого театра)

Авторы:

Самара О.В.  –  воспитатель

1 квалификационная категория;

Савельева А.В. – музыкальный руководитель

1 квалификационная категория

г. Березовский

2018

Паспорт проекта

Тема

«Небесные гости» (с использованием элементов теневого театра) (творческий проект)

Адресация проекта

Проект предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста

Автор проекта

Самара Ольга Владимировна – воспитатель;

Савельева Анна Владимировна – музыкальный руководитель

Место проведения проекта

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Теремок» комбинированного вида»

Актуальность темы

Воспитатель

Проблема овладения правильным русским языком – одна из многих, которая стоит перед обществом. По уровню речи можно сделать вывод об интеллекте человека, о его воспитанности и образованности.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является  «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…»

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы,  дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения.

Музыкальный руководитель

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе так как возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющим творчески подходить к решению любых задач, способных создавать новое в различных сферах жизни.

Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. В этом процессе может проявится одаренность ребенка.

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В “Концепции модернизации российского образования” отмечается, что важной задачей системы образования является “формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”.

Самым благоприятным периодом для развития творческих способностей является дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своём развитии.

Театральная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные постановки являются одним из факторов, стимулирующих развитие у детей связной речи, творческих и музыкальных способностей. В них каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не только на едине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театральная деятельность как комплексный подход оказывает большое влияние на речевое и музыкальное развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Существует признанное  мнение, что теневой театр, безоговорочно призван самым романтичными самым загадочным видом театрального искусства. Где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации.  Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете….  О пользе теневого театра  сегодня говорят не только педагоги, но и психологи. Как известно, они активно выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора и компьютера  по той простой причине, что готовое, законченное телеизображение усыпляет детскую фантазию, приучая мыслить стандартно. Совсем другое дело –  теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку  самостоятельно.  Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу: они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.  Театральные  теневые игры обогащают эмоциональную сферу детей, учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими.

Участники проекта

Дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители

Особенности проекта

По характеру продукта: творческий

По количеству обучающихся: групповой

По продолжительности: краткосрочный

По профилю знаний: образовательные области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»

По уровню контактов и масштаба организации: на уровне дошкольной образовательной организации

Цель проекта

развитие связной речи, творческих и музыкальных способностей дошкольников через театральную деятельность с элементами теневого театра.

Задачи проекта

Образовательные:

Воспитатель:

- обогащать представления об особенностях литературы

- расширять словарный запас ребенка-дошкольника, его кругозор через театральную деятельность.

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

-учить ребенка рассуждать.

Музыкальный руководитель:

- познакомить детей с теневым театром;

- формировать: навыки основных танцевальных движений; интерес у детей дошкольного возраста к певческой деятельности; 

- приобщать к танцевальному искусству, расширять знаний о танцах;

Развивающие:

Воспитатель:

- развивать:

  • речевое творчество в театральной деятельности, учитывая индивидуальные способности и возможности детей;
  • умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь, применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
  • образное мышление, фантазию, творческие способности;
  • коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях.

Музыкальный руководитель:

- развивать:

  • музыкальный вкус, нестандартное мышление, слуховое внимание, творческое воображение и фантазию;
  • устойчивый интерес к театрально -игровой и музыкальной деятельности;
  • способность анализировать свои поступки, поведение сверстников, героев сказок; творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки, пластикой своего тела, самостоятельно находить свои оригинальные движения;
  • вокально-певческие навыков - работа над   певческой установкой, над певческим дыханием, артикуляцией, дикцией, над звуком (позиция, точное интонирование, ровность звука);
  • артистические способности, исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника.

 Воспитательные:

- воспитывать:

  • чувства дружбы и коллективизма;
  • интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям;
  • инициативность, исполнительское мастерство и коммуникативные умения.

Идея проекта

Создание условий в группе для развитие связной речи, творческих и музыкальных способностей дошкольников детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность с использование элементов теневого театра, так как теневой театр является не только неисчерпанным источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, но и позволяет решать многие педагогические задачи, в том числе  перечисленные выше.

Гипотеза

  Уровень речевого, творческого и музыкального развития детей старшего дошкольного возраста повысится если создать условия в группе для театральной деятельности.

Предполагаемые результаты  проекта

Ребенок:

- имеют устойчивые знания о театре теней и театральных профессиях;

- умеет вести диалог со взрослыми и сверстниками;

- проявляет интерес к речевому творчеству;

- использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника;

- успешен в творческой речевой деятельности;

- повышен уровень: развития вокально-певческих навыков и базовых групп музыкально-ритмических движений; 

- улучшено исполнительское мастерство и коммуникационные умения;

- видимое развитие творческого воображения и фантазии, свобода в движениях, мимике, эмоциях с заявкой на импровизацию.

Продукт проектной деятельности

- Показ музыкальной сказки «Небесные гости» (с элементами теневого театра) для родителей, детей и педагогов ДОО.

- Участие во IV городском фестивале – конкурсе дошкольных театров «Театральная мозаика».

Этапы реализации проекта (пошаговые действия проекта).

I этап.  Подготовительный.

Проектная

деятельность

Задачи

Сроки

реализации

Ответственные

Чтение сценария сказки

- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;

03.12.2017

Воспитатель, музыкальный руководитель

Обсуждение прочитанного

- развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь

03.12.2017

воспитатель

Распределение ролей

- -развивать речевое творчество в театральной деятельности, учитывая индивидуальные способности и возможности детей;

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма

04.12.2017

Воспитатель, музыкальный руководитель.

Подбор игр драматизаций

- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях

03.12.2017-05.12.2017

воспитатель

Подбор театральных этюдов

- Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений

03.12.2017-05.12.2017

Музыкальный руководитель.

Подбор музыкального репертуара

- формировать: навыки основных танцевальных движений; интерес у детей дошкольного возраста к певческой деятельности; 

03.12.2017-05.12.2017

Музыкальный руководитель.

II этап. Содержательный (Основной).

Проектная

деятельность

Задачи.

Сроки

реализации

Ответственные

Разучивание текста и движений  с героями сказки

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

07.12.2017 –25.12. 2017

Воспитатель, музыкальный руководитель

Проигрывание эпизодов

- развивать речевое творчество в театральной деятельности, учитывая индивидуальные способности и возможности детей

07.12.2017 –25.12. 2017

Воспитатель, музыкальный руководитель

Проигрывание этюдов (Приложение 2)

- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;

- развивать выразительность мимики и жестов.

07.12.2017 –25.12. 2017

Воспитатель, музыкальный руководитель

Игры-драматизации (Приложение 3)

- развитие артикуляции, дикции;

- развивать речевое творчество в театральной деятельности, учитывая индивидуальные способности и возможности детей

07.12.2017 –25.12. 2017

Воспитатель, музыкальный руководитель

Работа над вокальными партиями (соло, дуэты, ансамбли);

- формировать интерес у детей дошкольного возраста к певческой деятельности;

- развивать вокально-певческие навыков - работа над   певческой установкой, над певческим дыханием, артикуляцией, дикцией, над звуком (позиция, точное интонирование, ровность звука). 

07.12.2017 –25.12. 2017

Воспитатель, музыкальный руководитель

Работа над хореографическими композициями –точность и свобода движений, синхронность,  мастерство исполнения

- формировать: навыки основных танцевальных движений;

-развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки, пластикой своего тела, самостоятельно находить свои оригинальные движения;

07.12.2017 –25.12. 2017

Воспитатель, музыкальный руководитель

Изготовление декораций и атрибутов.

-развивать образное мышление, фантазию, творческие способности детей дошкольного возраста;

- привлекать родителей к совестному изготовлению декорации и костюмов к спектаклю

07.12.2017 –25.12. 2017

Воспитатель, музыкальный руководитель

IΙΙ этап.  Итоговый.

Проектная

деятельность

Задачи

Сроки

реализации

Ответственные

Показ  музыкальной сказки «Небесные гости» родителям и детям детского сада (Приложение 1).

- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми и детьми в разных ситуациях;

- развивать чувство уверенности в своих силах при выступлении на аудиторию.

27.12.2017

Воспитатель, музыкальный руководитель

- Участие во ΙV городском фестивале – конкурсе дошкольных театров

 «Театральная мозаика».

- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми и детьми в разных ситуациях;

- развивать чувство уверенности в своих силах при выступлении на аудиторию.

27.03.2018

Воспитатель, музыкальный руководитель

Приложение 2

Театральные этюды

Этюдный тренажёр для детей.

Этюды на развитие внимания.

1. Давайте потанцуем.

Цель: развивать внимание детей, учить реагировать на зрительные сигналы.

Ведущая предлагает детям потанцевать. Девочки пляшут  только тогда, когда ведущая поднимает цветок, а мальчики – когда поднят флажок. Когда ведущая поднимает одновременно и цветок, и флажок, танцуют все вместе.звучит русская народная плясовая мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения.

Этюды на выражение основных эмоций.

1. Курочка (русская народная потешка).

Ребёнок: Курочка по сенечкам   похаживала,

                   Деток цыпляток уговаривала…

Курочка: Вы не бегайте, цыплятки, по дворику,

                  Не ищите вы зерен у заборчика.

                  К заборику гусак подбирается,

                  Цыпляток щипать собирается.

(выразительные движения: голова наклонена вперёд и втянута в плечи, плечи приподняты, глаза широко открыты, брови ползут вверх.)

2. Сидит, сидит зайка (русская народная потешка).

Ребёнок: Сидит, сидит зайка под кустом, под кустом.

                  Охотники  едут по кустам, по кустам.

Заяц:        Вы охотнички, скачите.

                  На мой хвостик поглядите.

                  Я не ваш, я ушёл!

Ребёнок: Сидит, сидит зайка, ушки жмёт, ушки жмёт.

                  Охотнички скачут вмимолёт, вмимолёт.

Заяц:        Вы, охотнички, скачите,

                  Меня , зайку не ищите.

                  Я не ваш, я ушёл!

(выразительные движения: заяц сидит, сжавшись в комочек, дрожит.)

3. Ехала деревня (русская народная потешка).

Ребёнок: Ехала деревня мимо мужика,

                  Вдруг из-под собаки лают ворота.

                  Крыши испугались, сели на ворон.

    Лошадь подгоняла мужика кнутом.

    Лошадь ела кашу, а мужик овёс.

    Лошадь села в сани, а мужик повёз.

(выражение изумления: руки разведены в стороны, плечи приподняты, глаза слегка прищурины, губы тронуты улыбкой.)

Этюды на сопоставление различных эмоций.

1. Не та собака кусает( русская народная пословица)

Ребёнок: не та собака кусает, что громко лает,

(голова откинута назад, брови ползут вверх, глазам слегка прищурены, губы тронуты улыбкой.)

А та, что молчит, да хвостом виляет.

(нахмуренные брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.)

Приложение 3

Театрализованные игры.

  1. Игра:  «Веселый Старичок-Лесовичок»

Цель: учить пользоваться разными интонациями.

Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Воспитатель:

Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух

Бу-бу-буда бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Воспитатель:            

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

го-го-го да буль-буль-буль.'

Воспитатель:        

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

го-ro-ro да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.

  1. Игра на имитацию движений

Воспитатель обращается к детям:

— Вспомните, как ходят дети?

Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)

Как ходит Старичок-Лесовичок?

— Как ходит принцесса?

— Как катится колобок?

— Как серый волк по лесу рыщет?

— Как заяц, прижав уши, убегает от него?

  1. «Немой диалог»  на развитие артикуляции

Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)

  1. «Загадки без слов»

 Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Воспитатель созывает детей:

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

 Кто смышленей — погляжу.

Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

  1. «Поиграем. — угадаем.» (АБосева)

Цель:развивать пантомимические навыки.

Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет — молодец!

Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.

Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

Только это, верно, был никакой не крокодил,

А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)

Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

 Стал он лаягь и рычать, по земле хвостом стучать.

Я запутался, однако , он  верблюд и ли ...? (Собака.)

(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)

Не зонут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

А  глядит она в окошко и мяукаетТ Как... (Кошка.)

(Под музыкальльное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и  фыркают, показывают «когти».)

Верно, мрно угадали, будто где ее видали!

А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)

Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,

Ну а это на полянке  ядовитые... (Поганки.)

(дети расходятся по залу  («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)

Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Теремок» комбинированного вида» Портфолио музыкальной сказки «Небесные гости» (с элементами теневого театра) 2018 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект театрализованной постановки (с элементами теневого театра) для детей старшего дошкольного возраста по сказке «Как зайчонок Стёпа в лесу заблудился»

Театрализованное представление по сказке "Как зайчонок Стёпа в лесу заблудился" с элементами теневого театра для участия  в "Неделе театра"...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием элементов теневого театра с детьми младшей группы «Заюшкина избушка»

Данный материал позволяет развивать творческие способности детей младшей группы средствами театрализованной деятельности....

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов настольного театра в средней группе "Путешествие по сказке "Гуси - лебеди"

: Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости....

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием элементов теневого театра в группе раннего возраста «Заюшкина избушка»

Знакомство с русской народной сказкой, постараться понять смысл произведения Формирование умения отвечать на вопросы воспитателя. Развивать речи, память, внимание, мышление. Развитие творческих с...

Конспект детского досуга в старшей группе по развитию эмоционального интеллекта с использованием элементов теневого театра «Зажгите звездочку добра»

Вызвать интерес к театральной деятельности; создать теплую, доброжелательную атмосферу; испытать радость от общения со сверстниками, чувство единения и доверия друг к другу; развитие эмоциональн...