Главные вкладки

    Конспект занятия по изобразительной деятельности "Беседа по искусству"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Невьянцева Александра Александровна

    Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

    Искусство учит «мыслить образами», учит ставить себя на место другого человека, сочувствовать, жалеть, прощать — оно учит пониманию и любви к другому человеку, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания. 

    Знакомство детей дошкольного возраста с произведениями художественного искусства позволяет формировать эстетическое отношение к окружающему миру и элементарные представления о видах искусства.

    Приобщение детей к изобразительному искусству происходит при помощи таких методов и приемов как наглядные, словесные (беседы, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово). Одним из ведущих словесных методов обучения является беседа. Беседа на занятии изобразительного искусства подразумевает стимулирование детской активности. В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определённому руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребёнка это крайне важно. Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней развивает умения детей логически мыслить, рассуждать. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребёнка, так и для воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания.

    Беседа неразрывно связана с наглядным приемом приобщения детей к изобразительному искусству. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

    Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т. е. учатся эстетически осваивать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения — что хорошо и что плохо.

    Для эстетического восприятия характерно заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего в картине.

    Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, — о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. Поэтому на занятии используется такой прием как театрализация сюжета картины.

    Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседа с детьми направлена на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено.

    Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихотворения.

    На становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развернутый план-конспект интегрированного занятия

     «Беседа по искусству»

    для детей старшего дошкольного возраста.

    Тема:«Домашние животные»

    Ведущий вид деятельности: коммуникативная

    Интеграция образовательных областей:речевое развитие,познавательное развитие, художественно-эстетическоеразвитие.

    Цель перспективная:развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства.

    Цель актуальная:Активизация познавательного интереса к искусству

    Познакомить детей с картиной Владимира Гусева «Друзья»

    Задачи:

    обучающие:учить понимать содержание картины, выбирать точные слова для ее описания,видеть художественные средства создания образа, высказываться полным предложением.

    развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность.

    воспитательные:воспитывать эстетическое восприятие, умение работать в коллективе.

    Оборудование к занятию:проектор, экран, ноутбук.

    Материалы и средства: презентация «Посещение музея»

    Зрительный ряд: картины русских художников.

    Литературный ряд: Николай Грахов «Друг»

    Активизация словаря: музей, экскурсия, выставка.

    Методическое обоснование: использование приема «оживи картину»

    Сценарий занятия: Беседа по искусству

    (рассматривание картины В. Гусева «Друзья»)

    Этап занятия: организационный.

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я хочу вам кое - что рассказать. Я слышала, что в нашем музее проходит выставка картин.

    - Вы знаете,  что такое музей?

    Дети: в музее хранятся старинные вещи

    Воспитатель: Правильно, музей это место где собирают и хранят старинные вещи и картины. Еще в музее делают выставки этих вещей, чтобы любой человек мог увидеть эти вещи…

    - Сегодня я приглашаю вас в музей.  Хотите побывать там?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим, что мы нашей дружной компанией отправились на экскурсию.

    Под музыку дети «отправляются»  в музей.

    Воспитатель: Мы пришли в музей, в котором выставлены картины русских художников. Посмотрите, на эти картины.

    Показ презентации «Домашние животные в картинах русских художников»

    Воспитатель: Что общего вы видите на этих картинах?

    Дети: здесь изображены люди и животные

    Воспитатель: Правильно, на этих картинах изображены люди и домашние животные.

    - Посмотрите, на эти картины. Как вы думаете, что чувствуют люди к этим животным?

    Дети: любят, заботятся

    Воспитатель: А сейчас, я предлагаю рассмотреть внимательнее одну из этих картин. Согласны?

    Воспитатель: Послушайте стихотворение, его написал поэт Николай Грахов, называется это стихотворение «Друг»

    Чтение стихотворения «Друг» Н.Грахов

    Этап занятия: Физкультминутка

    Физкультминутка «Мой щенок»

    Этап занятия: основной

    Воспитатель задает вопросы детям по картине:

    Воспитатель: Прислушайтесь к себе, нравится ли вам эта картина?

    Дети: да, нравится

    Воспитатель: Что вы видите на картине?

    Дети: на картине девочки и собака

    Воспитатель: Что вы почувствовали, когда увидели эту картину?

    Дети: нам понравилось.

    Воспитатель: Как вы думаете, художник хотел, чтобы зритель радовался, загрустил или задумался глядя на эту картину?

    Дети:…….

    Воспитатель: А что больше всего привлекло ваше внимание на этой картине? Почему?

    Дети: Нам понравилась собака.

    Воспитатель: Что вы видите на картине, перечислите, кто изображен на картине?

    Дети: девочки и собака

    Воспитатель: Как вы думаете, эти люди знают друг друга?

    Дети: это или сестры, или подружки.

    Воспитатель: Какая история могла произойти с героями?

    Совместно с педагогом дети придумывают историю по картине.

    Воспитатель: Давайте представим, что мы художники и картина нарисована нами. Подумайте, что говорят главные герои. Давайте распределим роли, кто кем хочет быть? От чьего имени вы бы отели говорить.

    Театрализация сюжета картины.

    Воспитатель:  Что могло произойти до того как девочки встретились?

    Воспитатель: Как вам кажется, почему художник использовал эти цвета?

    Дети: от светлых цветов хорошее настроение

    Воспитатель: А если бы художник использовал темные цвета. Чтобы изменилось?

    Дети: если изменить цвета, меняется настроение.

    - Скажите на кого из персонажей вы отели бы быть похожими? Что привлекает вас в героях этой картины?

    - На кого хотел обратить наше внимание автор?

    - Вы хотите оказаться на месте героев картины?

    Может у кого-нибудь была такая история? Может у кого- то есть собака?

    У каждой картины есть название, представьте, что вы художники. Как бы вы назвали эту картину?

    Предполагают, пытаются угадать название…

    Автор назвал эту картину «Друзья», как вы думаете, подходит это название картине?

    Этап занятия: Рефлексия

    Дети высказывают свое мнение.

    Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу. Вам понравилось небольшое путешествие?

    Хотелось бы вам посетить настоящий музей?

    Что вам запомнилось больше всего?

    Аннотация к интегрированному занятию  «Беседа по искусству»

    Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

    Искусство учит «мыслить образами», учит ставить себя на место другого человека, сочувствовать, жалеть, прощать — оно учит пониманию и любви к другому человеку, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания. 

    Знакомство детей дошкольного возраста с произведениями художественного искусства позволяет формировать эстетическое отношение к окружающему миру и элементарные представления о видах искусства.

    Приобщение детей к изобразительному искусству происходит при помощи таких методов и приемов как наглядные, словесные (беседы, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово). Одним из ведущих словесных методов обучения является беседа. Беседа на занятии изобразительного искусства подразумевает стимулирование детской активности. В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определённому руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребёнка это крайне важно. Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней развивает умения детей логически мыслить, рассуждать. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребёнка, так и для воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания.

    Беседа неразрывно связана с наглядным приемом приобщения детей к изобразительному искусству. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

    Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т. е. учатся эстетически осваивать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения — что хорошо и что плохо.

    Для эстетического восприятия характерно заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего в картине.

    Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, — о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. Поэтому на занятии используется такой прием как театрализация сюжета картины.

    Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседа с детьми направлена на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено.

    Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихотворения.

    На становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Домашние животные в картинах русских художников Воспитатель: Невьянцева А.А.

    Слайд 2

    Николай Богданов - Бельский «Новая сказка»

    Слайд 3

    Владимир Маковский «Девочка с гусями»

    Слайд 4

    Владимир Маковский «Пастушки»

    Слайд 5

    Алексей Степанов «Утренний привет»

    Слайд 6

    Илья Ефимович Репин «Лучший друг человека»

    Слайд 7

    Алексей Гаврилович Венецианов «Вот те и батькин обед!»

    Слайд 8

    Евгений Николаевич Широков «Друзья»

    Слайд 9

    Аркадий Александрович Пластов «Саня Маликов»

    Слайд 10

    Ольга Симонова «На, кушай яблочко»

    Слайд 11

    В.А.Тропинин (копия картины Греза) «Девочка с собакой»

    Слайд 12

    Владимир Гусев «Завтрак»

    Слайд 13

    Владимир Гусев «Угощение»

    Слайд 14

    Ф. П. Решетников «Опять двойка»

    Слайд 15

    Владимир Гусев «Друзья»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 3 - х лет, в рамках школы искусств.

    Конспект занятия по созданию одного из любимых героев детских рисунков - божьей коровке. В конспекте предлагается  совместить несколько видов деятельности: рисование, аппликацию и лепку. Занятие ...

    Конспект занятий по изобразительному искусству на тему: Анималистический жанр. Рисование медведя.средняя группа

    Задачи. Учить детей рисовать животных методом тычка. Закрепить умение рисовать кисточкой разными способами. Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения; Умение правильно по...

    Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.

    Конспект занятия по изобразительной  деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.Для детей старшего дошкольного возраста...

    План-конспект занятия по изобразительному искусству "Букет цветов"

    Конспект занятия, на котором дети смогут развивать свой эстетический взгляд на мир, научатся сочетанию цветов и рисованию букета. К тому же закрепят уже имеющиеся знания о рисовании акварелью и кистью...

    Конспект занятия по изобразительному искусству на примере аппликации "Дары осени"

    Развитие у детей мышления, внимания, мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных методов изобразительной деятельности, на примере аппликации....

    Конспект занятия по изобразительному искусству "Красота - это обещание счастья"

    Конспект занятия по изобразительному искусству "Красота - это обещание счастья"...