Методическая разработка "Развитие песенного творчества"
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему

Разработчик Свидинская Татьяна Викторовна

Отправной точкой станов­ления мелодии в творческом пении является  способность человеческо­го голоса к воспроизведению последовательнос­ти звуков разной высоты. Основная линия ус­ложнения к сочи­нению мелодии.

Методика развития певческого творчества де­тей состоит из трёх этапов и подчиняется форме сонатного аллегро: экспозиция - разработка - реприза.

Очень важно включить детей в эмоциональ­но окрашенную воображаемую ситуацию. Заинтересовать детей можно рассказыванием историй, чтением ярких образных стихотворе­ний, показом картинок, беседой и т. д.

По возможности желательно, чтобы дети воображаемый образ принимали на себя и дей­ствовали от его лица. И эти действия должны быть музыкальными и творческими.

Сначала педагог предлагает образец мелодической импровизации - он во­дит голосом вверх-вниз в медленном темпе на слоге «а-а-а», создавая произвольный, ритмичес­ки не организованный плавный мелодический рисунок. Задача - показать детям, как можно про­извольно менять высоту голоса. После показа пе­дагог даёт словесный комментарий: «Послушай­те, как мой голос изменяется: он, как волна, то поднимается вверх, становится тонким, то опус­кается вниз...». Своё пение педагог подкрепляет плавным движением руки. Затем каждый ребёнок по-своему пытается что-то изобразить голосом - сначала общим не­стройным хором, затем под гармонический ак­компанемент и, наконец, индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pesennogo_tvorchestva.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию песенного творчества.

Разработчик Свидинская Татьяна Викторовна

Отправной точкой становления мелодии в творческом пении является  способность человеческого голоса к воспроизведению последовательности звуков разной высоты. Основная линия усложнения к сочинению мелодии.

Методика развития певческого творчества детей состоит из трёх этапов и подчиняется форме сонатного аллегро: экспозиция - разработка - реприза.

Очень важно включить детей в эмоционально окрашенную воображаемую ситуацию. Заинтересовать детей можно рассказыванием историй, чтением ярких образных стихотворений, показом картинок, беседой и т. д.

По возможности желательно, чтобы дети воображаемый образ принимали на себя и действовали от его лица. И эти действия должны быть музыкальными и творческими.

Сначала педагог предлагает образец мелодической импровизации - он водит голосом вверх-вниз в медленном темпе на слоге «а-а-а», создавая произвольный, ритмически не организованный плавный мелодический рисунок. Задача - показать детям, как можно произвольно менять высоту голоса. После показа педагог даёт словесный комментарий: «Послушайте, как мой голос изменяется: он, как волна, то поднимается вверх, становится тонким, то опускается вниз...». Своё пение педагог подкрепляет плавным движением руки. Затем каждый ребёнок по-своему пытается что-то изобразить голосом - сначала общим нестройным хором, затем под гармонический аккомпанемент и, наконец, индивидуально.

- познакомить детей с возможностями творческого преобразования всякой мелодии. приёмы:

  • ритмические организации мелодии ребёнок должен простукивать ритмы
  • пение от лица разных персонажей (тембровые импровизации);
  • фактурные импровизации (например, чередование плавных и отрывистых мелодических построений);
  • пение в разных настроениях;
  • пение в разных жанрах;
  • пение на текст, рифмованный и нерифмованный, свой или чужой;
  • «склеивание» отрывков разных песенок или мелодий.

Эти приёмы оформлены в виде творческих игр и заданий с картинками, стихотворными текстами, яркими шапочками и пр.

Упражнение «Шарик»

Детям показывают картинки с изображением воздушного шарика - грустного и весёлого. Педагог обращается к каждому ребёнку: «Посмотри, как весело летит шарик по небу, улыбается и поёт песенку. Придумай, как поёт шарик».

Аналогично предлагается придумать, как поёт грустный шарик.

Зайчик барабанит

Задачи. Учить импровизировать ритмический рисунок в жанре марша, петь тихо и громко, имитировать игру на барабане. Развивать динамический слух.

Ход игры

Музыкальный руководитель берёт игрушечного зайчика, который «играет на барабане» - громко и тихо. Педагог предлагает детям спеть, как играл зайчик.

Рано утром на поляне Громко зайчик барабанит:

Бам-бам, барабан! Бам-бам, барабан!

Сочинялки

Задачи. Учить создавать творческий продукт (песню или мелодию) по замыслу.

Материал. Карточки-подсказки (цветок, бабочка, солнышко, пиктограммы, снежинка, мяч, сюжетные знакомые картинки и т. д.) - они лежат за ширмой.

Ход игры

Педагог читает стихотворение:

«Можем спеть про всё на свете:

Как резвятся, пляшут дети,

Как зимою снег идёт,

Как в саду цветок растёт,

Как козёл ест лист капустный,

Как нам радостно и грустно,

Спеть про солнышко, и дождик,

И про пуговицу тоже - Мы про всё, что захотим,

Тотчас песню сочиним!»

Проводится беседа (о чём может быть песенка, о чём детям хотелось бы придумать свою песенку). Детям, затрудняющимся в выборе темы, предлагается пройти за ширму и взять карточку- подсказку. К креативным творческим играм на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении можно отнести вокальные упражнения и разминки, нестандартные задания, музыкально-творческие игры и задания, вокально-двигательные игры, творческие познавательные игры, нестандартные образно-речевые игры, специальные игровые задания. Использование креативных творческих игр в работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию их творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал по...

Развитие песенного творчества

Данные упражнения помогут  в игровой форме развить песенное творчество у дошкольников...

Задания на формирование песенного творчества детей

Цель: учить детей сочинять песенки персонажей известной им сказки, перевоплощаясь в их образы....

Методическая разработка перспективного тематического планирования песенного творчества в старшей группе.

Перспективное  тематическое планирование творческих заданий и игр  по песенному творчеству и Приложение -Описание творческих игр и  творческих заданий по песенному творчеству....

Методические рекомендации по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста для музыкальных руководителей и воспитателей.

В материале изложены методические рекомендации по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста, а так же понятие детского песенного творчества детей, источник детского творчества,...

Методическая разработка "Песенное творчество Донских казаков"

Тема: «Песенное творчество Донских казаков»(старший возраст) (доминантное занятие по пению)Разработала музыкальный руководитель: Галактионова Е. В. Музыкальный репертуар: грамзап...