Методическая разработка "Песенное творчество Донских казаков"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Елена Васильевна Галактионова

Тема: «Песенное творчество Донских казаков»

(старший возраст) (доминантное занятие по пению)

Разработала музыкальный руководитель: Галактионова Е. В.

 

Музыкальный репертуар: грамзапись песни «Дон Иванович»(фестиваль «Лазоревый цвет», казачья народная песня «Утушка - луговая»,

«У ворот сосна зеленая» казачья народная песня, «Ай, на горе калина» казачья народная песня.

Цель: Приобщение детей к истокам казачьей музыкальной культуры, традициям исполнения казачьих песен, игр,переплясов и хороводов.

Задачи: 1. Формировать у детей интерес к донским песням, вызвать положительный эмоциональный отклик.

2. Развивать звуковысотный слух, музыкально-творческие способности в ходе знакомства с Донскими народными песнями. Слышать и правильно интонировать в пределах квинты.

3. Воспитывать любовь к песенному творчеству Донских казаков.

Оборудование: иллюстрации, слайды, видео - к Донским песням; головной убор для девочки-венок из цветов, пень с зеленой веткой, украшенной цветными лентами, плетень, лошадка; шумовой оркестр.

Предварительная работа: Организовать экскурсию в степь. Беседа о Донских народных инструментах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiedonskie_pesni5.05.23.docx327.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Песенное творчество Донских казаков»

(старший возраст) (доминантное занятие по пению)

Разработала музыкальный руководитель: Галактионова Е. В.

Музыкальный репертуар: грамзапись песни «Дон Иванович»(фестиваль «Лазоревый цвет», казачья народная песня «Утушка - луговая»,

«У ворот сосна зеленая» казачья народная песня, «Ай, на горе калина» казачья народная песня.

Цель: Приобщение детей к истокам казачьей музыкальной культуры, традициям исполнения казачьих песен, игр,переплясов и хороводов.

Задачи: 1. Формировать у детей интерес к донским песням, вызвать положительный эмоциональный отклик.

2. Развивать звуковысотный слух, музыкально-творческие способности в ходе знакомства с Донскими народными песнями. Слышать и правильно интонировать в пределах квинты.

3. Воспитывать любовь к песенному творчеству Донских казаков.

Оборудование: иллюстрации, слайды, видео - к Донским песням; головной убор для девочки-венок из цветов, пень с зеленой веткой, украшенной цветными лентами, плетень, лошадка; шумовой оркестр.

Предварительная работа: Организовать экскурсию в степь. Беседа о Донских народных инструментах.

Ход занятия:

Педагог: Ребята! В этом году вы многое узнали о природе Донского края

(беседа о впечатлениях после экскурсии, дети могут прочитать стихи о природе Дона).

В казачьих песнях воспевается любовь к природе, ко всему живому.

Звучит мелодия песни «Утушка луговая» Как вы думаете, дети! Какое движение нам подсказывает такая музыка? (ответы детей).

Педагог: На Дону любили водить хороводы. Сейчас я вам хочу предложить выполнить несколько движений, распространенных в донских хороводах.(педагог обращает внимание детей на то, что движение с началом второго куплета меняется: правая рука идет назад, а левая – вперед (вначале движение исполняется стоя на месте, затем двигаясь по кругу пружинным шагом).

Воспитатель: Заплетись, заплетись, плетень!

Завяжись, завяжись, узел!

Молодая утушка

Собирала детушек!

(с началом музыки дети двигаютсятся по кругу пружинным шагом; с началом второй части заранее назначенные ведущие заводят маленькие кружочки, затем снова перестраиваются в большой круг.)

Педагог: Ребята! В Донских песнях очень часто рассказывается о красоте и величии Дона-реки. Сегодня мы послушаем одну из таких песен (по ходу слушания песни дети просматривают слайды с видами реки Дон)

Ой, ты, батюшка наш, Дон Иванович,

Про тебя лежит слава добрая

Слава добрая, речь хорошая»

(беседа о характере музыки: звучит широко, протяжно, напевно)

Педагог: Дон какой? (Тихий, Родимый, Батюшка)

Народные казачьи песни часто звучат без музыкального сопровождения. Давайте и мы с вами распоемся на слово - Дон(5-3-1, (без музыкального сопровождения (распевание по трем типам голосов).)

Звучит вступление знакомой песни «У ворот сонна зеленая»

Педагог: Знакома ли вам эта песня? Как она называется? Какой у нее характер?

(протяжная, напевная, танцевальная).

Чтобы правильно ее исполнить, нужно мягко пропевать все длинные звуки

(индивидуальный показ чисто интонирующего ребенка-исполняется 1 куплет песни)

Педагог: Второй куплет песни исполним без музыкального сопровождения, проследим за правильным дыханием, слушайте себя и друг друга (дети поют 2 куплет песни после тонической настройки, чистоту интонирования проверяем тоническим аккордом).(песня исполняется до конца)

Педагог: Старайтесь петь напевно, протяжно. светлым звуком,не забывая о дыхании (поощряет детей за пение, обращает внимание детей на иллюстрации к Донским песням).

Педагог: какими словами моржно определить характер тех Донских песен, которые вы знаете? Одинаковы ли они по характеру? (ответы детей: широкие, протяжные, веселые, задорные). Из этих иллюстраций выберите картинку к песне веселого, задорного характера (ребенок выбирает иллюстрацию).

Как называется эта песня (ответы детей: «Ай- на, горе калина»(подгруппа детей исполняет песню)

Педагог: Прослушав эту песню, какую вы заметили особенность? (ответы детей)

Педагог: В песне очень часто распеваются гласные и слоги:

«А- а-й, на г-о-о-ре ка-ли-на…»

С такого распева начинается эта песня (показ движения мелодии рукой).

Звучит «Ай-на, горе калина» (песня исполняется детьми с учетом трех типов голоса)

"Ай. на горе КАЛИНА"(казачья народная песня)

1. Ай. на горе калина - 2 раза

Удаль,моя, жаля моя калина,жалюшенька – жаля,моя, калина

2. Там девчонка ходила -2 раза

Удаль моя, жаля моя ходила, жалюшенька – жаля, моя, ходила

3. Каблучками топала…

Удаль моя,жаля моя топала, жалюшенька – жаля,моя, топала

Калинушку ломала…

Удаль моя, жаля моя ломала,жалюшенька – жаля, моя, ломала

Во пучочки вязала….

Удаль моя, жаля моя вязала, жалюшенька - жаля,моя, вязала

Ехал казак во поход ….

Удаль моя, жаля моя, во поход,жалюшенька – жаля моя, во поход

*Ты,казачек молодой, ты возьми меня с собой!*

Удаль моя, жаля моя, да с собой,жалюшенька –жаля моя, да с собой!

Педагог: Какая еще одна особенность донской песни?

Дети: В припеве мы слышим такие короткие, интересные слова: «Удаль моя, жаля моя», «Жалюшенька-жаля моя,.»

Педагог: В сопровождении каких музыкальных мнструментов звучали Донские песни?

Дети: Бубен, трензели (треугольник, барабан, литавры, тарелки, гармонь. (мальчики по желанию выбирают музыкальные инструменты)

Исполняется песня «Ай-на,горе калина»(дети ритмично подыгрывают на музыкальных инструментах, педагог поощряет импровизационное творчество детей)

(педагог обращает внимание на следующую иллюстрацию)

В саду девочки гуляли,

Красавицы цветы рвали,

Цветы рвали, сорывали

Венки вили, совивали

(обыгрывается знакомый детям хоровод "Как у нас было на Дону», педагог приглашает девочек, дает венок кому-то из детей, дети передают венок за спиной, поют песню «Как у нас было на Дону, по окончании песни произносят слова).

«Как у нас было на Дону»(

Как у нас было на Дону-2раза

На Дону, на Дону, на Дону,-2раза

Во Черкасском городу, Во Черкасском городу,

Городу, городу, городу-2

Соезжались гостюшки, Соезжались гостюшки,

Гости, да гости, да гости мои-2

Повторить 1куплет песни

Дети: « В хоровод, на полянушку, выходи, Татьянушка!»

(В круг выходит девочка, у которой в руках остался венок; одев веночек, девочка идет в центр круга, и, двигаясь вокруг пенечка идет противоходом, в заключении она передает венок одной из играющих со словами: «Веночек, венок, спрячься в теремок», а сама садится на пенек и делает вид, что засыпает. Найти венок дети помогают ей словами: «Холодно, тепло, горячо».

Найдя венок, солистка встает в круг, а ребенок, в руках которого был венок, придумывает свободный перепляс под любую казачью песню).

Педагог:(хвалит детей за красивое пение и импровизацию в пляске.)

Одна девка весела, в хоровод плясать пошла

Она пляшет, рукой машет казака к себе манит

И опять над рекой песня зазвенела

Будем петь и плясать, вот какое дело (свободный казачий перепляс)

Звучит мелодия песни "Пчелочка златая"Педагог: Дети! Вам понравилась сегодняшняя встреча с музыкой Родного края?

В следующий раз хотите отправимся в гости в Казачью станицу к деду Щукарю (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»

Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. ...

Конспект занятия "Донские казаки"

Формирование представлений детей об истории возникновения донского казачества, знакомство с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепление знания о других народностях....

План : "По развитию духовно - нравственных качеств личности на основе культурных традиций донских казаков"

Открывать детям путь к нарвственной стороне познания окружающего мира,воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране, уважение и бережное отношение к природе...

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")

Главное назначение проекта "Покров на Дону"  - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...

Сценарий драматизации сказки «Поречни и жемчуг» - сказки о донских казаках и о том времени, когда в Дону жили поречни и находили жемчуг.

   Цель: создание условий для пробуждения у дошкольников патриотических чувств и интереса к познанию родного края в дошкольном возрасте.     Задачи:1. Формирование у ре...