КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Денегина Юлия Викторовна

Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odezhda_donskih_kazakov.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 занятия по развитию речи в старшей группе.

ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»

        

        

Составила:

воспитатель

Денегина Юлия Викторовна

Волгоград 2012

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: "Национальная одежда донского казака и казачки "

Цели и задачи:

- Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.

- Развивать интерес у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде.  

- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.

Методические приемы:

  1. наглядный
  2. словесный
  3. практический

Материалы: разрезные картинки, карточки с нарисованными куклами в казачьих костюмах, детские казачьи костюмы, узоры орнаментов, фонограмма песни «Эх, донские казаки».

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение «Весна в степи на Дону»

Тихий Дон разливается тихо.

И ничем по весне не сдержать.

По-казачьи, задорно и лихо

Предъявляя могучую стать.

Берега, что в верховьях крутые,

Заросли вековым камышом.

Пейзажи донские родные

Входят в душу прекрасным стихом.

Растянулись вдоль Дона станицы,

Белизною блестят курени.

Чернобровы донские девицы,

И отважны донцы-молодцы.

Воспитатель: Ребята, о ком написано это стихотворение?

Дети: О казаках.

Воспитатель: Правильно. А вы знаете что-нибудь о казаках?

Дети: Они очень смелые, сильные.

Воспитатель: А где они живут?

Дети: На Дону.

Звучит фонограмма песни «Эх, донские казаки». Двое детей – мальчик и девочка, одетые в костюмы донских казаков заходят в группу.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости,  заходите, присаживайтесь.

Гости здороваются с детьми и садятся.

Воспитатель: Ребята, я пригласила наших гостей и попросила, чтобы они пришли в  костюмах донских казаков, для того, чтобы вы увидели, как одевались раньше казаки. Рассмотрите внимательно костюм казака и скажите, из чего он состоит?

Дети: На казаке широкие штаны.

Воспитатель: Правильно, эти штаны еще называют шаровары. Как вы думаете, для чего им широкие шаровары?

Дети: Чтобы удобнее было садиться на коня.

Воспитатель: Верно, в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета.

Воспитатель: А из каких материалов шили одежду казаки?

Дети: Из атласа и бархата.

Игра «Чего не хватает»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картинку, чего не хватает в костюме этого казака?

Дети: На голове казаки носили шапку. На ногах у казака должны быть сапоги. Кинжал и сабля вешались к поясу казака.

Воспитатель: Что-то вы еще пропустили.

Дети: Капюшон.

Воспитатель: Да, его называют бешмет. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

Игра «разрезные картинки»

А сейчас, ребята я хочу проверить, как вы знаете части костюма казака.

Берите по карточке (на карточках нарисованы куклы в казачьих костюмах). Кто из вас назовет больше деталей одежды, тот и выиграет.

Воспитатель: А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.

Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?

Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.

Воспитатель: Какие детали украшали одежду?

Дети: Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными.

Воспитатель: Как украшали кофты, блузки?

Дети: Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.

Воспитатель: Как в праздники одевались казачки?

Дети: На праздники казачки надевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата. На голову они надевали красивые платки, а на ноги надевали полусапожки. Шею украшали бусами и монистами, украшениями из янтаря.

Воспитатель: Какую прическу носили казачки?

Дети: Молодые девушки носили  косу и вплетали в неё разноцветные ленты.

Женщины заплетали волосы вокруг головы.

Воспитатель: Как украшались рукава рубах?

Дети: Рукава украшались кубанским орнаментом, вышивкой.

Игра «Выбери узор»

Воспитатель: Здесь на столе разложены картинки с орнаментами. Покажите, какие рисунки вышивали.

Дети выбирают рисунки с геометрическим и растительным орнаментом.

Воспитатель: Правильно, ребята. А ещё все женщины носили кружевные платки, без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки. Как проводили праздники кубанские женщины?

Дети: Женщины надевали самые нарядные свои одежды, украшения, пели песни, частушки, водили хороводы.

Воспитатель: В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками.

Вспоминает казак о крае родном

Сидя на резвом коне вороном,

О белой хате, о черной земле

Мечтает он, сидя в твердом седле.

О стройных березках и тополях,

О златых колосьях в широких полях,

О речке родной, что Доном зовется,

О синей воде, что блестит серебром.

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.

Список используемой литературы:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.  Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». М., 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Осенние одежда, обувь, головные уборы».

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: "Осенние одежда, обувь, головные уборы".Задачи:Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначе...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема «Одежда».

Воспитатель:  Сасакина Л.Н.г. Кстово, 2015г.Программное содержание: Учить правильно называть и описывать предметы одежды, знать их назначение.Упражнять в образовании относительных при...

КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Национальная одежда кубанского казака и казачки. Казачий фольклор»

Развитие интереса у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту, кубанскому фольклору; Воспитание любви и уважения к традициям родного края. ...

Конспект занятия в старшей группе. Тема: "Национальная одежда хакасов"

Цель: Создание условий для развития познавательной активности           посредством ознакомления с украшением хакасского платья. Задачи: - с...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...