КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odezhda_donskih_kazakov.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
занятия по развитию речи в старшей группе.
ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»
Составила:
воспитатель
Денегина Юлия Викторовна
Волгоград 2012
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: "Национальная одежда донского казака и казачки "
Цели и задачи:
- Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.
- Развивать интерес у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде.
- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.
Методические приемы:
- наглядный
- словесный
- практический
Материалы: разрезные картинки, карточки с нарисованными куклами в казачьих костюмах, детские казачьи костюмы, узоры орнаментов, фонограмма песни «Эх, донские казаки».
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение «Весна в степи на Дону»
Тихий Дон разливается тихо.
И ничем по весне не сдержать.
По-казачьи, задорно и лихо
Предъявляя могучую стать.
Берега, что в верховьях крутые,
Заросли вековым камышом.
Пейзажи донские родные
Входят в душу прекрасным стихом.
Растянулись вдоль Дона станицы,
Белизною блестят курени.
Чернобровы донские девицы,
И отважны донцы-молодцы.
Воспитатель: Ребята, о ком написано это стихотворение?
Дети: О казаках.
Воспитатель: Правильно. А вы знаете что-нибудь о казаках?
Дети: Они очень смелые, сильные.
Воспитатель: А где они живут?
Дети: На Дону.
Звучит фонограмма песни «Эх, донские казаки». Двое детей – мальчик и девочка, одетые в костюмы донских казаков заходят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости, заходите, присаживайтесь.
Гости здороваются с детьми и садятся.
Воспитатель: Ребята, я пригласила наших гостей и попросила, чтобы они пришли в костюмах донских казаков, для того, чтобы вы увидели, как одевались раньше казаки. Рассмотрите внимательно костюм казака и скажите, из чего он состоит?
Дети: На казаке широкие штаны.
Воспитатель: Правильно, эти штаны еще называют шаровары. Как вы думаете, для чего им широкие шаровары?
Дети: Чтобы удобнее было садиться на коня.
Воспитатель: Верно, в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета.
Воспитатель: А из каких материалов шили одежду казаки?
Дети: Из атласа и бархата.
Игра «Чего не хватает»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картинку, чего не хватает в костюме этого казака?
Дети: На голове казаки носили шапку. На ногах у казака должны быть сапоги. Кинжал и сабля вешались к поясу казака.
Воспитатель: Что-то вы еще пропустили.
Дети: Капюшон.
Воспитатель: Да, его называют бешмет. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.
Игра «разрезные картинки»
А сейчас, ребята я хочу проверить, как вы знаете части костюма казака.
Берите по карточке (на карточках нарисованы куклы в казачьих костюмах). Кто из вас назовет больше деталей одежды, тот и выиграет.
Воспитатель: А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.
Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.
Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?
Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.
Воспитатель: Какие детали украшали одежду?
Дети: Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными.
Воспитатель: Как украшали кофты, блузки?
Дети: Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.
Воспитатель: Как в праздники одевались казачки?
Дети: На праздники казачки надевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата. На голову они надевали красивые платки, а на ноги надевали полусапожки. Шею украшали бусами и монистами, украшениями из янтаря.
Воспитатель: Какую прическу носили казачки?
Дети: Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты.
Женщины заплетали волосы вокруг головы.
Воспитатель: Как украшались рукава рубах?
Дети: Рукава украшались кубанским орнаментом, вышивкой.
Игра «Выбери узор»
Воспитатель: Здесь на столе разложены картинки с орнаментами. Покажите, какие рисунки вышивали.
Дети выбирают рисунки с геометрическим и растительным орнаментом.
Воспитатель: Правильно, ребята. А ещё все женщины носили кружевные платки, без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки. Как проводили праздники кубанские женщины?
Дети: Женщины надевали самые нарядные свои одежды, украшения, пели песни, частушки, водили хороводы.
Воспитатель: В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками.
Вспоминает казак о крае родном
Сидя на резвом коне вороном,
О белой хате, о черной земле
Мечтает он, сидя в твердом седле.
О стройных березках и тополях,
О златых колосьях в широких полях,
О речке родной, что Доном зовется,
О синей воде, что блестит серебром.
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.
Список используемой литературы:
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». М., 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Осенние одежда, обувь, головные уборы».
Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: "Осенние одежда, обувь, головные уборы".Задачи:Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначе...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной группе. Тема: «Национальная одежда кубанского казака и казачки»
Образовательнаая область "Музыка"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема «Одежда».
Воспитатель: Сасакина Л.Н.г. Кстово, 2015г.Программное содержание: Учить правильно называть и описывать предметы одежды, знать их назначение.Упражнять в образовании относительных при...
КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Национальная одежда кубанского казака и казачки. Казачий фольклор»
Развитие интереса у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту, кубанскому фольклору; Воспитание любви и уважения к традициям родного края. ...
Конспект занятия в старшей группе. Тема: "Национальная одежда хакасов"
Цель: Создание условий для развития познавательной активности посредством ознакомления с украшением хакасского платья. Задачи: - с...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...