статья "Использование ИКТ-технологий в деятельности педагога ДОУ"
статья на тему

Шомоева Айгюль Эсеновна

область применения ИКТ-технологий в ДОУ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ технологий для организации деятельности педагога ДОУ»

В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагогов ДОУ без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Что же такое ИКТ? Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1. Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.

Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

Сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сообщества педагогов в интернет-сети позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Также это возможно с помощью дистанционных технологий (курсов). При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.

Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.

Как уже было сказано, использование ИКТ технологий важно и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

Главным принципом при организации деятельности детей дошкольного возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время образовательной деятельности и совместной игровой деятельности с детьми. Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным, тем более что все необходимое можно найти в интерент-ресурсах.

Выделяют 3 вида НОД с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для НОД. Чаще всего для объяснения темы презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.

Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать НОД эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Также можно проводить физминутки.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации при проведении НОД зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций имеет следующие достоинства:

-Осуществление полисенсорного восприятия материала;

-Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде, а также реальные изображения (фото, а не картинки);

-Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности НОД. Можно показать то, что в реальности ребенок не может увидеть (животные Африки, подводный мир и т.д.)

2. НОД с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.

Для проведения таких НОД необходимы специальные условия. В нашем саду, да и не только в нашем, пока таких условий нет. В принципе нет пока и достаточного количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей дошкольного возраста. В общих чертах характеризовать такой вид НОД: используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку по данной теме.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

исследовательский характер,

легкость для самостоятельных занятий ребенка,

развитие широкого спектра навыков и представлений,

высокий технический уровень,

возрастное соответствие,

занимательность.

Такие обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

При организации занятий такого типа необходимо иметь соответствующие условия, а именно стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.

Хотя многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:

-методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;

-систематизация компьютерных развивающих программ;

-единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.

На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

3. Диагностическое занятие.

Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики. В процессе проведения традиционных диагностических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком по определенным показателям. Использование специальным компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно), но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.

И все-таки признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Также хочу отметить, что ИКТ – компетентность педагога заключается в том, что педагог не только должен знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet. Если педагогу удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в деятельности педагога-психолога.

Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА ДОУ

      Метод проектной деятельности способствует приобретению детьми навыков активного,  творческого и  коллективного взаимодействия.  Использование ИКТ в совместно...

Алгоритм применения здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-психолога

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образо...

Презентация (из опыта работы) "Физкультурно-оздоровительные технологии в деятельности педагога доу".

Презентация подготовлена как приложение к оздоровительному проекту за 2014 - 2015 учебный год....

Здоровьесберегающие технологии в деятельности педагога. Современные представления о здоровье и здоровом образе жизни

Проблема здоровья студентов сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного студента больше, чем врач...