Загадочный и удивительный мир космоса
проект на тему

Бирюкова Мария Валерьевна

Еще в недалеком прошлом, большинство мальчиков мечтало стать космонавтами, покорять пространство и время на больших космических кораблях. Дети стремились узнать что - то новое, заглянуть в глубину мироздания и разгадать тайны вселенной, а сейчас максимум, что делают наши дети – это смотрят мультфильмы про космос и порой, искренне верят, что он именно такой как изображено там, даже не пытаясь узнать больше, об этом удивительном и загадочном…космосе.

Однако старших дошкольников все же привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию, заставляя обращаться ко взрослым с интересующими их вопросами.

Мы считаем, что наша проектная деятельность, поможет не только поддержать познавательный интерес старших дошкольников, но и направить их на самостоятельную поисковую деятельность, что поможет развивать логическое, образное мышление, творческую и физическую активность, а так же возможно поможет определиться с решением посещать спортивные школы, и центры дополнительного образования по направлению «Робототехника», для того чтобы углубить знания и усовершенствовать полученные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»

                                                                                        К. Циолковский

Новизна проекта:

Реализуя данный проект, мы формируем новый тип взаимодействия детского сада и семьи. Расширяя знания детей о космосе, используя не только традиционные методы, но и самостоятельную поисковую деятельность, где взаимодействуют родитель и ребенок, мы помогаем корректно влиять на воспитательные  позиции семьи и более глубокие доверительные взаимоотношения.

Проблема

В наше время любимыми героями мультфильмов у  детей становятся космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа, которые, к сожалению, формируют у наших детей не правильное представление о космическом пространстве, солнечной системе, других планетах и т.д.

Как возбудить, а главное, как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов и средств можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космическом пространстве? Этими вопросами мы задались, работая над проектом.

Актуальность

Еще в недалеком прошлом, большинство мальчиков мечтало стать космонавтами, покорять пространство и время на больших космических кораблях. Дети стремились узнать что - то новое, заглянуть в глубину мироздания и разгадать тайны вселенной, а сейчас максимум, что делают наши дети – это смотрят мультфильмы про космос и порой, искренне верят, что он именно такой как изображено там, даже не пытаясь узнать больше, об этом удивительном и загадочном…космосе.

Однако старших дошкольников все же привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию, заставляя обращаться ко взрослым с интересующими их вопросами.

Мы считаем, что наша проектная деятельность, поможет не только поддержать познавательный интерес старших дошкольников, но и направить их на самостоятельную поисковую деятельность, что поможет развивать логическое, образное мышление, творческую и физическую активность, а так же возможно поможет определиться с решением посещать спортивные школы, и центры дополнительного образования по направлению «Робототехника», для того чтобы углубить знания и усовершенствовать полученные навыки.

        Гипотеза

        Чем более широко сформировано мировоззрение ребенка, тем наиболее полно формируется активная творческая личность, которая способна получать представления об окружающем мире, о космосе, как с помощью воспитателя, родителей, так и самостоятельно, используя наблюдения и делая логические выводы.

Ключевая идея

Работа над реализацией проекта носит комплексный характер, обучение, развитие и воспитание детей проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях, пронизывает все виды деятельности и создает благоприятную среду для лучшего усвоения нового материалы.

        Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В рамках проекта дети получают знания и Солнечной системе, о Юрие Гагарине – первом космонавте, систематизируют знания полученные ранее, а главное обучаются применять их в различных видах деятельности, проект помогает детям раскрыть творческие способности.

Цель проекта: Формировать у детей представление о космосе, космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи (для работы с детьми):

Образовательные:

Продолжать формировать представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях связанных, как с космическим пространством, так и с его освоением;

Познакомить с первым летчиком – космонавтом Ю.Гагариным;

Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать;

Привлечь родителей к совместной деятельности.

Развивающие:

Активизировать познавательную активность детей и творческую инициативу;

Развивать игровой замысел, выносливость, подвижность, внимательность;

Развивать физические качества личности: быстроту, ловкость

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать в детях желание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи для педагогов:

Создавать условия для развития детского воображения, как предпосылки к формированию и совершенствованию связной речи, развитию способности к словотворчеству;

Создавать предметно – развивающую среду;

Сплотить коллектив детей, родителей и педагогов в работе над общим проектом.

Задачи для родителей:

Побуждать родителей оказывать помощь в организации развивающих мероприятий и активно включаться в образовательный процесс;

Привлекать к активному участию в конкурсах, детских праздниках, к оформлению группы.

Образовательные направления  развития:

Познавательное развитие:

Побуждать детей к совместной поисковой деятельности и умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет;

Формировать у детей представление, что наша Земля - это огромный шар, большая часть которого покрыта водой, рассказать детям, что на планете так же есть материки и все они отличаются друг от друга. Объяснить детям уникальность нашей планеты и подвести к выводу, что только на Земле есть жизнь;

Социально – коммуникативное развитие:

Формировать трудовые навыки и умения. Воспитывать уважение к труду взрослых, сверстников и своему труду;

Формировать ответственное отношение к порученному заданию;

Приобщать детей к культуре общения друг с другом и со взрослыми;

Физическое развитие:

Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни, пользе физической культуры, спорта, о пользе витаминов, содержащихся в овощах и фруктах для детского организма.

Художественно – эстетическое развитие:

Совершенствовать изобразительные навыки детей, формировать художественно – творческие способности;

Продолжить обучать детей модульному конструированию и использованию бросового материала для создания построек;

Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.

Речевое развитие:

Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря в процессе работы над проектом (понятия связанные с космосом);

Развивать связную речь детей, умение составлять описательный рассказ используя как наглядный материал, так и знания, полученные ранее в процессе обучения;

Продолжить развивать интерес к художественной и познавательной литературе посвященной изучению космического пространства;

Обучать внимательно, слушать рассказы, отгадывать и самостоятельно придумывать загадки на заданную тематику (космос);

Продолжить формировать интерес к произведениям фольклорного жанра (пословицы, поговорки, загадки) о космосе;

Безопасность:

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения;

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Вид проекта: Познавательно – исследовательский, долгосрочный.

Методы исследования:

Метод одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск средств выразительности);

Метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, видеоматериалов, презентаций, анкетирование);

Словесный метод (беседа, использование художественного слова, пояснение);

Практический метод (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);

Предметно – мотивационный метод;

Наблюдение;

Творческая деятельность.

Образовательные области развития проекта:

«Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Социально – коммуникативная», «Художественно – эстетическая», «Трудовая».

Виды деятельности:

Продуктивная, игровая, коммуникативная, поисково – исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.

Развитие интегративных качеств:

 Развитие любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; овладение необходимыми умениями и навыками; способен решать интеллектуальные и личностные задачи

Участники проекта: дети старшей группы (возраст детей 5 – 6 лет), педагоги, родители.

Время реализации проекта:   01.10.2017 – 24.04.2018 г.

Предполагаемые результаты:

В процессе работы дети обучаются не только внимательно слушать, но и активно участвовать в обсуждении поставленной проблемы;

Узнают и называют знакомые планеты, созвездия, делают выводы.

Детям становятся понятны понятия Солнечная система, Млечный путь, спутник, звезды и созвездия, воспитатель, введя в активный словарь детей данные понятия обучает использовать их на занятиях и при работе с дидактическим материалом.

Налаживание совместной деятельности с родителями. Создание макетов, поделок на тему космоса.

Формирование у детей более точных представлений о космосе и Вселенной.

Развитие творческой активности у детей и их родителей.

Значимость предложенного инновационного проекта для развития учреждения:

Активное использование в практике педагогической деятельности технологий, активизирующих самостоятельную продуктивную деятельность детей;

Преемственность между поколениями детского сада (после того, как уйдут в школу дети, участвующие в реализации проекта, придет новое поколение, чтобы продолжать начатую нами работу);

Повышение престижа дошкольного образования в глазах родительской общественности;

Популяризация новых образовательных технологий.

Этапы работы над проектом:

Этап – подготовительный:

1. Анализ и подготовка предметно развивающей среды, для постановки проблемной ситуации совместно с детьми.

Сбор информации, литературы и дополнительных материалов (после постановки проблематики дети совместно с родителями подбирают художественную и научную литературу, воспитатель – научно – исследовательскую с целью проведения наиболее грамотно проведения бесед и НОД);

Изготовление дидактических игр и пособий (совместно с детьми и родителями)

Изготовление атрибутов необходимых для проведения занятий, разработка анкет – опросников для родителей, с целью выявления интересов детей и родителей.

Информирование родителей о предстоящем проекте.

Подбор методической, справочной и художественной литературы, пословиц и поговорок связанных с космосом

Разработка конспектов занятий, подготовка детей к проведению этих занятий.

Обустройство «Космического уголка» в группе для свободного доступа детей и поисково – исследовательской деятельности.

Изготовление летбука: «Этот загадочный мир космоса».

Этап – перспективное планирование работы (план мероприятий с детьми и родителями в реализации проекта)

Этап – заключительный.

Подведение итогов: выявление уровня сформированности знаний детей по теме «Космос».

Изготовление объемных макетов ракет и создание групповой выставки.

Полученные результаты:

Мы отметили, что благодаря проекту дети получили новые знания, систематизировали уже имеющиеся о Солнечной системе, о планетах, спутниках, первых космонавтах.

Дети с огромным удовольствием принимали участие в реализации проекта: принимали активное участие в обсуждении проблемных ситуаций, в проведении опытов, в свободной игровой деятельности стали чаще использовать дидактические игры и заинтересовались наглядными пособиями, связанными с космосом.

У детей значительно расширился активный словарный запас, так как при общении друг с другом в обсуждениях и играх они научились пользоваться терминологией связанной с космосом.

Родители отметили, что дети с удовольствием делятся с ними полученными в детском саду знаниями и своими вопросами мотивируют их на чтение специальной литературы на данную тематику.

Были установлены партнерские взаимоотношения родителей и педагогов в совместной организации и реализации проекта.

Дети заинтересовались направлением «Робототехника» и большинство из них стало посещать центры дополнительного образования по направлению «Техническое моделирование»

Перспективы дальнейшей реализации проекта.

        По результатам проведенной нами работы, мы отметили, что данная тема интересна как воспитанникам, так и родителям, в связи с этим, мы решили возобновить работу над проектом в подготовительной группе. Для чего нам нужно расширить круг поставленных задач, обновить материально техническую базу, увеличить объем художественной и научно – публицистической литературы с учетом возрастных особенностей детей.

 

Приложение 1.

                                             Анкета для родителей

                           «Техническое конструирование в жизни ребенка»

Уважаемые родители!

В рамках проекта «Этот удивительный мир космоса», цель которого, познакомить детей с удивительным, и мало изведанным миром космоса, дать первичные представления и систематизировать полученные знания, мы проводим анкетирование с целью узнать: интересно ли вам и вашим детям делать различные поделки из бросового материала и бумаги.

        

Будем очень признательны, если вы ответите на следующие вопросы:

Считаете ли вы что очень важно выполнять совместные работы с детьми?____________________________________________________

С какого возраста, как вы считаете, ребенок может заниматься конструированием?__________________________________________

Кто, по вашему мнению, должен знакомить ребенка с техническим моделированием?___________________________________________

Родители

Бабушки, дедушки

Воспитатели

Братья, сестры

Другие (укажите кто)______________________________________

Любят ли в Вашей семье делать поделки?_______________________

Как вы считаете, есть ли польза от технического моделирования для вашего ребенка?

Если да, то какая:

Развитие творческого воображения

Развитие познавательных способностей

Развитие исследовательских навыков

Формирование и развитие у детей тонкой моторики рук

Другое______________________________________________

Хотели бы вы, чтобы воспитатели и дальше продолжали техническое моделирование с детьми?_____________________________________

Готовы ли Вы оказывать помощь своему ребенку в реализации его творческих идей и участии в различных конкурсах и мероприятиях?______________________________________________

Считаете ли вы нужным и важным организацию конкурсов для детей и привлечение вас  к ним?_______________________________

Спасибо за участие в анкетировании!

                      Анализ анкетирования.

«Техническое конструирование в жизни ребенка»

На момент анкетирования  старшей группы «Звездочка»,  дошкольное учреждение посещало 16 детей.

Родители с пониманием отнеслись к анкетированию, а реализация проекта вызвала у них большую заинтересованность.

На первый вопрос о том, важно ли выполнять совместные работы с детьми 100% (16 семей) ответили утвердительно.

На вопрос, с какого возраста, по их мнению, ребенок может заниматься конструированием, мы получили следующие результаты:

Возраст ребенка

Количество семей

Процентное соотношение

       С 2-х лет

                   2

               12%

       С 3-х лет

                   6

               38%

       С 4-х лет

                   5

               31,8%          

       С 6-ти лет

                   2

               12%

       Не известно

                   1

               6,2%

        По мнению родителей, знакомить с конструированием, должны:

Знакомство с конструированием проводится

Количество семей

Процентное соотношение

Всеми членами семьи и воспитателями ДОУ

          14

          88%

В рамках кружковой деятельности

           2

          12%

 

В большинстве семей: 68,7% (11 семей) любят делать поделки совместно с детьми, и 31,3% (5 семей) предпочитают другую совместную деятельность.

Единогласно 100% родителей считают, что польза от конструирования, и проявляется в:

Количество утвердительных ответов

Развитие творческого воображения

                                  15

Развитие познавательных способностей

                                  13

Формирование и развитие мелкой моторики рук

                                  14

Формирование и развитие исследовательских навыков и знаний

                                   7

        Единогласно 100% (16 семей) выразили желание, чтобы воспитатели продолжали заниматься техническим конструированием с детьми и готов оказывать посильную помощь детям, в реализации их идей и для участия в различных мероприятиях и конкурсах.

Проект  старшей группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной деятельности "Этот удивительный мир космоса"

Коспект предназначен для работы с детьми 6-7 лет, с целью расширить представления детей о космосе....

Конспект НОД "Удивительный мир космоса"

Занятие для страшей группы...

" УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КОСМОСА . "

"  УДИВИТЕЛЬНЫЙ  МИР  КОСМОСА . "Познавательная игра для дошкольников.12 апреля в День космонавтики со старшими дошкольниками провели познавательную игру по теме : Космос, космонавтика....

"Удивительный мир космоса"

Не только умение читать, считать и писать определяет общий уровень интеллектуального развития ребенка. Внимание, память, кругозор - эти составляющие ничуть не менее важны, и для их совершенствования с...

Проект "Загадочный и удивительный мир кошек"

Проект "Загадочный и удивительный мир кошек" был реализован с воспитанниками старшей группы и направлен на создание условий для формирования основ общей экологической культуры ребенка-дошкольника, при...

Проект по окружающему миру в старшей группе «Загадочный и удивительный мир кошек»

Краткосрочный проект в старшей группе детского сада "Загадочный и удивительный мир кошек"...

Проект во второй младшей группе «ЗАГАДОЧНЫЙ И УДИВИТЕЛЬНЫЙ КОСМОС»

Формирование представлений о космическом пространстве и о роли человека в изучении и освоении космоса....