Программа кружка "Учимся играя"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Силина Мария Викторовна

Рабочая программа кружка «Учимся играя» построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера.Мной разработана программа кружка  курс развития интеллектуально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, по которой осуществляются дополнительные образовательные услуги. Особенность программы заключается в том, что вся деятельность факультатива проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_uchimsya_igraya_2018-2019_g.docx49.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана  «Детский сад комбинированного вида № 117 «Рябинка»»

                           Утверждаю

                                         Заведующий МБДОУ

                                          «Детский сад № 117»

                                                     С.М.Исаханова___________

                                                  «       »___________2018г.

Программа

кружка дополнительного образования

«Учимся играя»

на 2018 – 2019 учебный год

 

                                 

                                                        Автор программы: воспитатель

высшей  категории

Силина М.В.

Личная подпись_______________

 

     

                                           

        

г. Курган

Кружок дополнительного образования

«Учимся играя»

на 2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Учимся играя» построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.

Актуальность. Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.

Я.А.Коменский считал, что игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи. Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – прежнему остаётся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника  играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему  новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего                                                                                                           

дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера.

Использование развивающих игр Воскобовича  позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.

Одним из необходимых условий создания для ребёнка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное эмоционально окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое,

красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным.

Мной разработана программа кружка  курс развития интеллектуально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, по которой осуществляются дополнительные образовательные услуги. Программа разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.

Особенность программы заключается в том, что вся деятельность факультатива проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность.

Цель программы –  всестороннее развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, развитие его интеллектуально – творческих способностей через развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера.

Основные задачи:

Общеобразовательные:

    Ознакомление  детей старшего дошкольного возраста с  развивающими играми  Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера  для развития логико-математических способностей, мелкой моторики рук, сенсорной культуры, знаковой культуры речи.

    Уточнять и закреплять знания детей о цвете, форме, величине предмета, пространственных отношениях.

Воспитательные:

   Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;

Развивающие:

    Создавать благоприятные условия для развития познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения

Развивать творческие способности, способности к моделированию и конструированию, желание узнать новое

Реализуемые познавательные области:

  • Физическое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Речевое развитие

Виды деятельности:

  • Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
  • Самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
  • Практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков с использованием для этого дидактических игр и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Кружок  проводится в доступной и стимулирующей  развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность.

Основные направления деятельности:

Создание условий; работа с детьми; работа с родителями.

Ресурсное обеспечение кружковой работы:

  • игры на развитие сенсорных способностей («Геоконт»/конструктор/,  «Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо-головоломки», «Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки»)
  • игры на внимание  («Прозрачный квадрат», « Прозрачная цифра». «Блоки Дьенеша»)
  • игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик «брызг-брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Змейка»)
  • игры на развитие творческого мышления («Квадрат Воскобовича (четырёхцветный)», «Чудо- крестики», «Чудо- соты»,)
  • игры на развитие речи («Шнур- затейник», «Геоконт», «Лабиринты букв», «Прозрачный квадрат»)

Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми:

  • В обучении – практический;
  • Наглядный;
  • Словесный;
  • В воспитании  – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример);
  • Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.

Организация образовательного процесса:

Программа рассчитана на один год.

Кружок  проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей  и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

25 минут – старшая группа (5-6 лет);

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Место проведения: группа, музыкальный зал.

Руководитель факультатива: воспитатель   высшей  квалификационной категории Силина М.В.

Перспективное планирование в старшей группе

Перспективное планирование на учебный год

Месяц

Неделя

Задачи

Тема

Совместная деятельность воспитателя и детей

Сентябрь

I

Выявление уровня знаний детей по речевому  и математическому развитию

Диагностика

Беседа.

Игры.

II

Продолжать знакомить детей с игрой, сказкой;  Развивать умение плести из паутинок разные геометрические фигуры и называть их.

«Геоконт»

Беседа. Рассматривание геоконта.

Организация д/игры

«Угадай фигуру»

III

Развивать конструктивные способности детей.

Упражнять в умении воссоздавать модель по образцу, пространственное воображение, умение составлять задачи на преобразование.

1.«Квадрат Воскобовича»

 (двухцветный, четырехцветный).

2. «Геоконт».

Беседа. Рассматривание квадрата Воскобовича.

Организация д/игры

«Как мы путешествовали»

IV

 Знакомить с игрой.

Развивать умение ориентироваться на игровизоре, развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти; тренировка мелкой моторики рук.

1.«Игровизор»

2. «Чудо-крестики 1,2».

Беседа.

Работа с дид. материалом. дидактического материала.

Графический диктант.

Октябрь

I

 Развивать способности конструирования фигур с опорой на схемы.

 1 «Геоконт».

2. «Шнур-затейник».

3. «Конструктор букв».

Беседа.

Работа с пособием.

II

 Продолжать знакомить детей с игрой. Помочь детям освоить приёмы сложения предметов из частей по образцу, развивать умение самостоятельно создавать образцы предметов и называть их.

1.«Чудо - соты»

2.«Чудо-крестики-1,2»

.

 

Беседа.

Рассматривание дидактического материала.

Организация д/игры «Человечки»

III

Продолжать знакомство с игрой, со свойствами прозрачного квадрата (гибкость, цвет, форма).

Развивать умение сортировать пластины по группам: треугольники, четырёхугольники, многоугольники и называют их количество.

1. «Ларчик» 2.«Прозрачный квадрат»

Наг. материал: «Забавные цифры» Беседа «Чем отличаются обыкновенные льдинки от «нетающих»?

Организация д/игры  ««Поможем малышу Гео»».

IV

Развивать ориентировку в пространстве и на плоскости, творческое воображение, мелкую моторику.

Развивать умение складывать многоугольники по схемам, сложение квадратов одноцветных, двухцветных, трёхцветных.

1.«Геоконт»

2. «Четырёхцветный квадрат»

Чтение «Геометрия или сказка об удивительном геоконте» (Глава 11),рассматривание дидактического материала

Организация д/игры «Линии»,«Квадратные забавы»

Ноябрь

I

Развивать умение детей решать логические задачи с буквами, составлять слоги и слова.

1.«Ларчик»

2.«Игровизор»

3. «Снеговик»

Беседа. Д/и: «Башмачки Фифы», «Тепло-холодно» «Лабиринты букв»

(Гласные) 

II

 Познакомить детей с игрой.

Учить сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению закрашенных полосок.

Упражнять детей конструировать цифры, сначала разноцветные, а затем одноцветные.

1.«Ларчик»

2.«Прозрачная цифра»

Беседа.

Организация д/игры

«Как мы путешествовали»,

III

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер) и элементарных математических представлений.

Знакомство с приёмом отгибания шнуром «кнопки»,  закручивания вокруг «кнопки» и сквозь «кнопку»  Работа со схемами «Шнура-затейника». 

1.«Ларчик»

2.«Шнур - затейник»

Беседа. Игра «Кто спрятался?» (на закрепление цвета)

Организация игры «Создай букву»

IV

Закрепить цвет, форму, размер, порядковый счёт; развивать логическое мышление.

Учить читать карточки-схемы и по ним находить нужные блоки.

1.«Блоки Дьёнеша»

2.«Геоконт»

Игры «Цепочка», «Раздели фигуры». Чтение «Геометрия или сказка об удивительном геоконте» (Глава 12) Беседа.

Организация д/игры «На что похожа фигура».

 

Декабрь

I

Развивать умение детей решать логические задачи с буквами, составлять слоги и слова.

1.«Ларчик»

2.«Игровизор»

Наг. Маериал: «»Беседа. Рассматривание дидактического материала. Работа с «Лабиринтами букв» (Согласные)

II

Закрепить цвет, форму, размер, порядковый счёт.

Развивать логическое мышление.

«Блоки Дьенеша»

Беседа.

Рассматривание дидактического материала.

Организация д/игры «Логические фигуры»

III

Продолжать развитие умений наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать простейшие обобщения.

«Геоконт»

Чтение «Геометрия или сказка об удивительном геоконте» (Глава 13,14) Беседа. Организация д/игры «Какой бывает угол»

IV

Развивать сенсорные способности: восприятие цвета, формы, величины.

Разгадывание загадок Краб Крабыча.

Упражнять в умении находить все не треугольные или не красные детали.

1.«Ларчик»

2.«Чудо-крестики»

Беседа.

Загадывание загадок.

Организация д/игры «Кто быстрее»

Январь

I

Развивать умение складывает графические образы различных букв, превращая их из одной в другую.

Расширять словарный запас.

1. «Конструктор букв»

2.        «Читайка 1»

Беседа.

Рассматривание дидактического материала.

Организация д/игры  «Квадратные забавы»

II

Закрепление цвета, количественный и порядковый счёт; условную мерку. Развивать умение задавать вопросы.

«Палочки Кюизенера»

 Беседа.

Организация работы с «Палочками Кюизенера»

III

Продолжать работать по схемам «шнура-затейника.

Развивать умение детей решать логические задачи с буквами, составлять слоги и слова.

1.«Шнур-затейник»

2. «Игровизор»

3. «Ромашка»

Беседа. Прокладывают «стёжки-дорожки», плетут узоры из двух-трёх шнурков. Работа  с «Лабиринтами букв».

Отгадывание загадок.

Февраль

I

Развивать воображение, творческих и сенсорных способностей. Освоение количественного счёта, пространственных отношений.

1.«Ларчик»

2.«Чудо-головоломки»

«Буквоцирк».

·  Цель: знакомство с гласными буквами; развитие внимания, произвольной памяти. Беседа. Организация д/игры: «Собери фигуру по заданной теме».

II

Продолжаем выполнять задания Паука Юка:

Выложить на «Геоконте» прямоугольник и разделить его сначала на четыре равные,  а затем неравные части. Развивать умение конструировать различные предметные фигуры по образцу взрослого по картинке, по заданной теме, по собственному замыслу.

1«Геоконт»

2.«Шнур - затейник» 

Чтение «Геометрия или сказка об удивительном геоконте» (Глава 15) Беседа. Организация игры: «На какие геометрические фигуры разделили фигуру?» ), Прокладывают «стёжки-дорожки» (рис.13-24), плетут узоры из двух-трёх шнурков.

III

Продолжать развивать умение детей решать логические задачи с буквами, составлять слоги и слова.

1.«Игровизор»

2. «Яблонька»

Беседа. Рассматривание дидактического материала. Работа  с «Лабиринтами букв» (Согласные)

IV

Тренировать память и внимание, учится анализировать и сравнивать, знакомится с пространственным конструированием.

Закрепить понятия: длина, ширина, величина, высота. Помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания.

1.«Змейка» 2.«Палочки Кюизенера»

Беседа. Занимательная головоломка. Работа с палочками: «На золотом крыльце сидели».

Март

    I

Развивать умение складывание из маленьких

треугольников или других геометрических фигур цветной льдинки.

1.«Прозрачный квадрат»

2. «Шнур - затейник»

Беседа. Организация д/р игры: «Кто быстрее?»

 

II

Развивать умение находить и выделять «вершки-корешки» круга и квадрата.

1.«Ларчик»

2.«Логический логоконструктор»

Беседа. Организация игры: «Цифроцирк» ,«Найди «вершок и корешок» фигуры»

III

Формировать умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать.

«Геоконт»

 Чтение « Геометрия или сказка об удивительном геоконте» (Глава 16) Беседа. Организация игры: «Какая фигура следующая?», «Путаница»

IV

Упражнять в умении состовлять цифры.

 Развивать логическое мышление.

1.«Волшебная восьмёрка»

2. «Ларчик»

Беседа. Организация д/игры: «Что за цифра?»

Набор цифр и знаков.

Апрель

    I

Формировать умение складывать из пластинок любую сюжетную картинку, перерисовать её на лист

бумаги и придумать рассказ. Развивать умение рисовать фигуры.

1.«Прозрачный квадрат»

2. «Игровизор»

Беседа. Организация игры: «Составь рассказ».Работа с «Лабиринтами букв»

II

Продолжать развивать умение придумывать детьми разных фигур из деталей головоломки на какую-то тему: «транспорт», «мебель» и т. д. Упражнять  в составлении описательного рассказа. 

Расширять словарный запас.

1.«Чудо-соты»

2. «Читайка»

Беседа. Организация игр: «Чудо – соты», «Читайка»

III

Продолжать развивать умение детей решать логические задачи с буквами, составлять слоги и слова.

Закрепить ориентировку в пространстве.

1.«Игровизор»

2. «Палочки Кюизенера»

Беседа. Работа с «Лабиринтами букв» (Согласные)

Пособие «На золотом крыльце сидели».

IV

Упражнять в умении конструировать цифры и геометрические фигуры, предметные фигуры и выполнять более сложные развивающие игровые задания.

1.«Волшебная восьмёрка»

2.«Геоконт»

Чтение «Геометрия или сказка об удивительном геоконте» (Глава 17) Организация д/игры: «Закончи фигуру», «Дай названия фигурам».

 

Май

    I

Закрепить состав числа. Помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания. Обучение делению целого на части.

1.«Палочки Кюизенера»

2.«Ларчик»

Беседа. Организация игры с одним и двумя обручами: «Найди блоки».

Набор цифр и знаков.

II

Закрепить все знания и умения. Развивать умение решать логические задачи. Выполнять графический диктант.

«Игровизор»

Беседа. Решение логических задач. Графический диктант: «Угадай, кто это?»

Ожидаемые результаты дополнительного образования:

Дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь - доказательство, речевое общение;

Умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения,  выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца.       

Тестовый материал:

  1. Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет.
  2. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. 29
  3. Гризик Т.И. Занимательная грамматика.
  4. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе?

      5.   Безруких Т.М. Познаём мир. (серия картинок)

      6.   Картина « В уголке природы» (№ 25)

      7.   Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» (предметные картинки )

      8    Гризик Т.Н.  «Учимся играя»  

      9.   Нищева Н.В. «Играйка №1»(8 игр для развития речи дошкольников)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "ПОЕМ, ИГРАЯ"

Рабочаяобразовательная программа«Поем, играя»рассчитана на 2 года обучениядля детей от 5 до 7 лет....

Программа кружка «Играем с радугой» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития на 2013-2014 учебный год.

Настоящая программа описывает курс подготовки по аппликации детей дошкольного возраста, подготовительной группы....

Программа Роль игры в интеллектуальном развитии ребенка

Роль игры в интеллектуальном развитии ребенка...

Программа "ИГРАЛОЧКА". Игра как средство развития логического мышления

Использование педагогических ресурсов детской игры в качестве средства развития логического мышления. Полезность игры известна  не одно столетие. Игра формирует познавательную активность и развив...

Образовательная программа "Развивающие игры для малышей".

План -- программа  по развивающим играм с сентября по май. Младшая группа....

Образовательная программа «Развивающие игры для малышей» 2-ой год обучения

план-программа по развивающим играм с сентября по май для средней группы...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...