Роль сюжетно-ролевой игры в индивидуальном развитии детей дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для ребенка — основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль сюжетно-ролевой игры в индивидуальном развитии детей дошкольного возраста

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.

Игра для ребенка — основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача — создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Дети в дошкольное учреждение приходят молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому перед воспитателем стоит задача - воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и использовать для этих целей сюжетно-ролевые игры.

 Перед воспитателем стоят следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр можно осуществлять в двух направлениях:

1) создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды.

2) непосредственное руководство играми детей.

Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда может быстро привлечь малышей, и они могут разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Можно играть и утром, и после дневного сна. Главное, чтобы малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью можно использовали вопросы, подсказывающие новые действия.

Например, чтобы привлечь внимание детей можно начать играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, нужно обратить внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней.

Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью можно провести, например, дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д.

В результате совместной игровой деятельности, дети научаться переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовать в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться» во время одевания рассмотрим одежду куклы, называем её. Затем последовательно оденем куклу. Дети наблюдают за нашими действиями. Чтобы закрепить навыки нужно повторить действия. Вначале малышам требуется наша помощь, а затем они научаться самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом обратите внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.

В плане воспитательной работы большое внимание нужно уделить формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-отобразительной игры детей с разными игрушками.

При руководстве игрой могут возникнуть некоторые трудности. В группе могут быть дети, которые не играли вообще. Не проявляли интереса ни к играм, ни к игрушкам. При беседе с родителями может выясниться, что дома они играют с одной и той же игрушкой. Таких родителей нужно попросить принести данную игрушку в детский сад. Утром ласково поздороваться с ребенком и его игрушкой и пригласить игрушку в гости к остальным деткам. Так, в течение всего дня необходимо обращаться к этой игрушке как к живому существу. В последующие дни дети принесут уже разные игрушки, и с ними уже можно проиграть игровые действия: кормить, укладывать спать. Таким образом, у таких детей появится интерес к другим игрушкам, станут появляться первые игровые замыслы. Дети будут общительные, весёлые.

Для развития игры необходимо наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство дети могут воспроизводить только предметные действия, многие из них просто манипулируют с игрушками. Наша задача - направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью необходимо проводить наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовать целевые прогулки, на которых нужно обратить внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения нужно обратить внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомить детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто начнут ставить кастрюли на плиту, а «варить» суп, компот и т.д.

В младшей группе детей можно привлечь к изготовлению простейших подделок для игр.

В первое время, когда некоторые дети не знают друг друга, они играют в одиночку и довольно разнообразно. Нужно постараться помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети научатся играть небольшими группами, причём станут проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научаться уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций будет меньше.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. В группе можно оформить стенд «Играют дети», провести ряд консультаций: «Игрушка в жизни ребенка», «Малыши и его игрушки», «Какие игрушки нужны детям». «Играйте вместе с детьми». Вся эта работа способна развить у родителей интерес к игровой деятельности детей. Они правильно воспримут все рекомендации, что очень поможет в работе.

С помощью родителей можно оборудовать игровую среду: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Кафе».

Например, в средней группе у малышей наступит самый расцвет ролевой игры. Дети активно в этом возрасте взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети играют более уверенно, самостоятельно. Наша роль — это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появляются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они научатся улаживать самостоятельно.

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. Именно сюжетно-ролевая игра влияет в духовный мир ребенка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонек пытливости и любознательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевой игры в индивидуальном развитии детей дошкольного возраста.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест....

роль сюжетно-ролевой игры в индивидуальном развитии детей дошкольного возраста

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест....

Познавательно-игровой проект «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития детей дошкольного возраста»

Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития детей дошкольного возраста» ...

Обобщение опыта работы Тема: Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития детей дошкольного возраста

Обобщение опыта работыТема:  Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастикакак средство развития детей дошкольного возраста...

Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Как влияют сюжетно-ролевые игры на социально-личностное развитие детей в зависимости от возраста...

Влияние сюжетно-ролевой игры на речевое развитие детей дошкольного возраста

Развитие речи является одной из самых важных задач современного дошкольного образования....

Влияние сюжетно-ролевой игры на речевое развитие детей дошкольного возраста.

Влияние сюжетно-ролевой игры на речевое развитие детей дошкольного возраста....