Влияние сюжетно-ролевой игры на речевое развитие детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи (подготовительная группа)

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА

Влияние сюжетно-ролевой игры на речевое развитие детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сюжетно-ролевой игры на речевое развитие детей дошкольного возраста.

Развитие речи является одной из самых важных задач современного дошкольного образования. Исследования показывают, что современные дети  говорят неправильно, у них скудный словарный запас. При этом педагоги и психологи утверждают, что речь – это важный инструмент мышления, сознания, интеллекта. Речевое развитие ребёнка непосредственно влияет на формирование интеллекта ребёнка его характера, эмоций, да и вообще личности в целом. В науке психологии основной деятельностью называется та, при которой наблюдаются положительные изменения в психике детей дошкольного возраста. Основная деятельность оказывает центральное влияние на образование и развитие основных психических процессов и свойств личности, на появление психических новообразований, характерных именно для данного дошкольного возраста. Основой сюжетно – ролевой игры как основного вида деятельности заключается в том, что дети реализуют в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности . Очень важно, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение и для речевого развития ребенка. Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка. Судя по недавно проведённым исследованиям, уровень речевого развития большей массы детей находится на неудовлетворительном уровне развития . В наше время проблема речевого развития приобретает особую актуальность, так как формирование речевого развития имеет важнейшее значение в системе дошкольного образования. Социальные проблемы общества не позволяют часто родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Телевидение, игрушки и компьютеры заменили собой живое речевое общение. Всего эти проблемы связывают с тем, что детям все меньше времени отводят на чтение художественной литературы, и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютеров. К сожалению, «технологизация» приводит к тому, что зачастую дети успешно взаимодействуют с телефоном, планшетом и тому подобными гаджетами, но при этом оказывается совершенно неподготовленным к социальному взаимодействию, испытают трудности при общении со сверстниками и взрослыми. Предотвратить подобные явления,  поможет сюжетно-ролевая игра.  В связи с этим выявляется необходимость подбора комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на решение указанных проблем речевого развития у дошкольников. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Особенностью игры являются  быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект, и столь же быстрое приспособление объекта к новой ситуации. В структуру игры детей входят:                                              ∙ роли, взятые на себя играющими;                                                                                                                                           ∙ игровые действия, как средство реализации этих ролей;                                                                                                   ∙ игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми, условными;         ∙ реальные отношения между играющими.                                                                                                   Роль это основной фактор объединяющий всех кто вовлечён в процесс игры. Сюжет игры называется копируемая в игре часть реальности; наполнением является то, что копируется детьми как основной момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой  и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Основой любой игры является поставленная педагогом игровая цель реализуемая детьми во время игровой деятельности.  Прямая постановка дидактической задачи ребёнку мало эффективна так как не вызывает у него интереса, гораздо эффективнее внедрять её через игровую задачу в этом случае она становиться задачей самого ребёнка, пробуждает желание и необходимость решить её, формирует действия в игре. Дидактическая задача в игре определяет её обучающий характер направленность на познавательную деятельность детей дошкольного возраста. Изюминкой игры является то, что она развивает ребёнка в направлении драматического искусства элементы которого сохраняются в любой игре:                                                                                              ∙ ребёнок в игре для решения определённых задач производит определённые действия;                             ∙ определённые моменты носят вымышленный характер что позволяет ребёнку отвлечься от реальной ситуации.                                                                                                                                                  Игра сопровождает дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры. Дети самостоятельно участвуют в создании игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, совместно с воспитателем изготавливают игрушки-самоделки и предметы-заместители для игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»

      Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не маловажную роль в развитии речи, пополнен...

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на речевое  развитие детей дошкольного возраста»...

Обобщение опыта работы Тема: Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития детей дошкольного возраста

Обобщение опыта работыТема:  Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастикакак средство развития детей дошкольного возраста...

Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Как влияют сюжетно-ролевые игры на социально-личностное развитие детей в зависимости от возраста...

Влияние сюжетно-ролевой игры на речевое развитие детей дошкольного возраста

Развитие речи является одной из самых важных задач современного дошкольного образования....

Консультация для педагогов "Влияние игры на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...