Доклад Музейная педагогика в ДОУ в социальнозкоммуникативном развити детей
материал (младшая группа) на тему

Рыкушина Елизавета Михайловна

Федеральный государственный стандарт определяет социально-коммуникативное развитие дошкольников как усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 Мини-музей в детском саду – это лучшее средство реализации социально-коммуникативного развития дошкольников.  В первую очередь, это благотворная предметно-развивающая среда, попадая в которую ребенок узнает о родном городе, жизни предков не со слов педагогов и воспитателей, а на наглядном примере. Он может потрогать экспонаты и удовлетворить свое любопытство, задавая вопросы экскурсоводу, которым может быть и воспитатель, и его сверстник. Ребенок учится видеть прекрасное вокруг себя: в деятельности человека, и, как следствие, в продуктах этой деятельности (картины, декоративно-прикладное искусство, предметы быта и т.д.), в природе (сначала это природа родного края, а затем и красота всей России), в отношениях между людьми (ребенок и взрослый, ребенок и сверстники).

Приобщение к окружающему миру начинается с семьи, детского сада, друзей во дворе. Задача педагога дошкольного образования – создать условия, в которых ребенок сможет максимально реализовать себя и свои отношения с обществом, с историей и культурой этого общества. Именно музей является хранилищем накопленного опыта предыдущих поколений и проводником в мир культуры, истории родного народа.

Музейная педагогика со своими методами и средствами помогает воздействовать на дошкольника. Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, и является инновационной педагогической технологией. Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, но дать представление детям о том, что такое музей, заинтересовать их – это в наших силах.

Назначение мини-музеев в детском саду – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Музей приобщает дошкольника к миру общечеловеческих ценностей, способствует развитию у детей познавательной и исследовательской деятельности.

Задачи музейной педагогики:

- формирование навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитие речи на основе знакомства с музейными экспонатами;

- формирование навыков визуальной культуры;

- развитие навыков познавательной деятельности;

- развитию творческих способностей через овладение навыками художественной деятельности.

Цели и задачи мини-музея:

- реализация направления музейной педагогики;

- обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;

- формирование навыков коммуникации;

- обогащение познавательного процесса;

- формирование у дошкольников представлений о музее;

- расширение кругозора;

- развитие познавательных способностей;

- формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

- развитие воображения, творческого и логического мышления.

Формы работы в мини-музее:

- экскурсии;

- беседы;

- продуктивная деятельность;

- экспериментирование;

- развлечения, досуги.

В музее есть экспонаты и экспозиции. Что это?

Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее. Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую-либо тему и выставленных по определенной системе.

Экспонатами в детском саду могут быть творческие работы детей, поделки, фотографии мероприятий и праздников, игрушки. Экспонаты мини-музеев постоянно пополняются и используются в работе с дошкольниками. Детей необходимо учить бережному отношению и к музейным экспонатам, и природе, и к игрушке, и к человеку (взрослые и сверстники). Экспозиция подчиняется логической цепочке: восприятие - понимание - осмысление - закрепление - применение. При проведении экскурсий с дошкольниками нужно не забывать, что информация должна быть доступной и научной, игры – связаны по смыслу с темой. Познавательная информация усваивается в начале экскурсии, а далее идет закрепление в игровой форме. Длительность экскурсии должна соответствовать образовательной программе детского сада и нормам СанПина (для детей 5-го года жизни экскурсия длится 15–20 минут; 6-го – 20–25 минут; 7-го – 25–30 минут).

Создание мини-музея не состоится без помощи родителей, это также является новой формы работы с родителями. Мини-музей инновационная форма общения между детьми, родителями, воспитателями. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Сент-Экзюпери А. Реализовать общение в мини-музее можно на интересном материале и для дошкольников, и для родителей. Здесь происходит развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.    Князева О.П., Махнаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.

2.    Маслова Е.Н. Музейная педагогика в детском саду – СПб., 2007.

3. Музейно-педагогическая программа “Здравствуй, музей!”. Концепция, структура, содержание / Столяров Б.А., БойкоА .Г.,  Ештокина И.П. - СПб., 2005.

4. Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М., 2000.

5. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини – музеи в детском саду – М., 2008.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_muzeynaya_pedagogika.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральный государственный стандарт определяет социально-коммуникативное развитие дошкольников как усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 Мини-музей в детском саду – это лучшее средство реализации социально-коммуникативного развития дошкольников.  В первую очередь, это благотворная предметно-развивающая среда, попадая в которую ребенок узнает о родном городе, жизни предков не со слов педагогов и воспитателей, а на наглядном примере. Он может потрогать экспонаты и удовлетворить свое любопытство, задавая вопросы экскурсоводу, которым может быть и воспитатель, и его сверстник. Ребенок учится видеть прекрасное вокруг себя: в деятельности человека, и, как следствие, в продуктах этой деятельности (картины, декоративно-прикладное искусство, предметы быта и т.д.), в природе (сначала это природа родного края, а затем и красота всей России), в отношениях между людьми (ребенок и взрослый, ребенок и сверстники).

Приобщение к окружающему миру начинается с семьи, детского сада, друзей во дворе. Задача педагога дошкольного образования – создать условия, в которых ребенок сможет максимально реализовать себя и свои отношения с обществом, с историей и культурой этого общества. Именно музей является хранилищем накопленного опыта предыдущих поколений и проводником в мир культуры, истории родного народа.

Музейная педагогика со своими методами и средствами помогает воздействовать на дошкольника. Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, и является инновационной педагогической технологией. Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, но дать представление детям о том, что такое музей, заинтересовать их – это в наших силах.

Назначение мини-музеев в детском саду – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Музей приобщает дошкольника к миру общечеловеческих ценностей, способствует развитию у детей познавательной и исследовательской деятельности.

Задачи музейной педагогики:

- формирование навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитие речи на основе знакомства с музейными экспонатами;

- формирование навыков визуальной культуры;

- развитие навыков познавательной деятельности;

- развитию творческих способностей через овладение навыками художественной деятельности.

Цели и задачи мини-музея:

- реализация направления музейной педагогики;

- обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;

- формирование навыков коммуникации;

- обогащение познавательного процесса;

- формирование у дошкольников представлений о музее;

- расширение кругозора;

- развитие познавательных способностей;

- формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

- развитие воображения, творческого и логического мышления.

Формы работы в мини-музее:

- экскурсии;

- беседы;

- продуктивная деятельность;

- экспериментирование;

- развлечения, досуги.

В музее есть экспонаты и экспозиции. Что это?

Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее. Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую-либо тему и выставленных по определенной системе.

Экспонатами в детском саду могут быть творческие работы детей, поделки, фотографии мероприятий и праздников, игрушки. Экспонаты мини-музеев постоянно пополняются и используются в работе с дошкольниками. Детей необходимо учить бережному отношению и к музейным экспонатам, и природе, и к игрушке, и к человеку (взрослые и сверстники). Экспозиция подчиняется логической цепочке: восприятие - понимание - осмысление - закрепление - применение. При проведении экскурсий с дошкольниками нужно не забывать, что информация должна быть доступной и научной, игры – связаны по смыслу с темой. Познавательная информация усваивается в начале экскурсии, а далее идет закрепление в игровой форме. Длительность экскурсии должна соответствовать образовательной программе детского сада и нормам СанПина (для детей 5-го года жизни экскурсия длится 15–20 минут; 6-го – 20–25 минут; 7-го – 25–30 минут).

Создание мини-музея не состоится без помощи родителей, это также является новой формы работы с родителями. Мини-музей инновационная форма общения между детьми, родителями, воспитателями. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Сент-Экзюпери А. Реализовать общение в мини-музее можно на интересном материале и для дошкольников, и для родителей. Здесь происходит развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Список литературы:

1.        Князева О.П., Махнаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.

2.        Маслова Е.Н. Музейная педагогика в детском саду – СПб., 2007.

3. Музейно-педагогическая программа “Здравствуй, музей!”. Концепция, структура, содержание / Столяров Б.А., БойкоА .Г.,  Ештокина И.П. - СПб., 2005.

4. Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М., 2000.

5. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини – музеи в детском саду – М., 2008.

Музейная педагогика в ДОУ в

социально-коммуникативном

развитии детей

Подготовила

Рыкушина Е.М.

2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы системы развивающей педагогики оздоровления и физического развития детей первой младшей группы

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра....

Музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста...

Проект "Матрешка"по объединению усилий детского сада и семьи и приобщение к народной культуре средствами народной педагогики в группе адаптации и развития детей младшего возраста

Ни для кого не секрет, что этап адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, особенно раннего возраста – это зачастую большой стресс для него, да и для семьи в целом. Вс...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...