Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема «Путешествие в зимний лес» для старшей возрастной группы
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Формирование познавательной активности и творческого воображения у детей, интереса к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_-_puteshestvie_v_zimniy_les.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Тема: «Путешествие в зимний лес»
- Цель: Формирование познавательной активности и творческого воображения у детей, интереса к природе.
- Задачи:
♦Познавательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, ее признаках;
- Закрепить представления о свойстве снега и льда;
♦Обучающие:
- Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования;
- Научить детей рассказывать о снеге с помощью знаков – символов.
♦Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней; Вызвать желание помогать ей;
- Воспитывать аккуратность в работе;
♦Коррекционно – развивающие:
- Развивать диалогическую речь;
- Развивать умение разгадывать загадки;
- Учить поддерживать беседу, отвечать на вопросы, рассуждать, выслушивать своих товарищей;
- Развивать у детей эстетическое восприятие природы через художественное слово и музыку;
-Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух;
- Развивать слуховое восприятие, память, внимание;
- Активизировать словарь по теме;
- Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
- Здоровье сберегающие технологии: физминутка, дыхательная гимнастика.
- Методы и приемы:
Словесные: дидактические игры экологической направленности, загадки, объяснение, вопросы ( основные, вспомогательные, поисковые), пояснения, педагогическая оценка.
Наглядные: показ способа действий, иллюстрации с изображением природных явлений.
Практические: – опыты, эксперименты.
Игровые: игровая ситуация, загадка.
- Предварительная работа:
- Наблюдение за изменениями в природе в зимний период на прогулке;
- Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений;
- Чтение произведений о зиме, знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях, заучивание стихотворений о зиме;
- Беседы о животных, птицах, составление описательных рассказов;
- Материал к занятию:
* Снежинка (на ней письмо);
* звукозапись «вьюга» на магнитофоне;
* волшебный сундучок (в нем снежинки с заданиями);
* имитация зимнего леса в группе – белая вуаль (снег), елочки искусственные, картинки зимнего леса;
* картинки зимние природные явления;
* картинки разрезные зимующих птиц (снегирь, синица, дятел, воробей, клест);
* магнитная доска
* дидактические игры: «чья тень», «правила поведения в лесу»;
* круги к эстафете собери снеговика;
* на каждого ребенка – тарелочки со снегом и льдом, лупы; салфетки;
- Ход непосредственно образовательной деятельности
1.Вводная часть
Организационный момент:
Приветствие друг друга
-Дети, я вас приглашаю на интересное занятие. Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!».
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
-А теперь «выпустим» доброе утро в группу!
«Доброе утро!».
2.Мотивационная часть. Создание проблемной ситуации.
(Читаю стихотворение)
Белые, белые, снежные,
В форточку письма влетают,
Кружатся — тихие, нежные,
И тают, тают, тают…
-Дети посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! (Снимаю с форточки снежинку)
-Она не простая — волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим. От кого эта снежинка? Вам интересно узнать? (отвечают).
-На снежинке написано, хочешь узнать, отгадайте загадку!
Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…( Зима.)
-Правильно ребята! Это же письмо от Зимушки-Зимы. Сейчас я вам его прочту: «Здравствуйте, ребята! Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края и нравится ли вам зимушка-зима. Я вас приглашаю на прогулку в зимний лес.
Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моем волшебном сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок».
- Ну что, ребята, мы принимаем приглашение. Вы видите волшебную дорожку? (отвечают)
-Прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами вспомним чего нельзя делать в лесу, если вы его друзья.
Дидактическая игра «Правила поведения в лесу».
Дети по очереди берут карточки-схемы, отвечают, что нельзя делать в лесу: (нельзя разводить костёр, ломать ветки деревьев, обдирать кору с дерева, нельзя шуметь, обижать птиц, животных, разрушать гнёзда, разорять муравейники)
Путешествие в лес.
-Теперь вы знаете, правила поведения в лесу, и мы можем отправляться в путешествие по зимнему лесу. Одеваемся теплее (дети надевают воображаемую одежду). А путь нам предстоит не близкий, но мы справимся, потому что мы сильные и дружные.
- На чем мы можем отправиться в путешествие? (высказывают свои предположения, выбирают лыжи)
- Да, зима принесла много снеговых туч, засыпала все кругом снегом.
Мы смело можем отправиться на лыжах. Давайте наденем на ноги лыжи. Вы готовы? (отвечают)
(Дети, под музыку «на лыжах» идут в лес)
Во время движения расказываем, какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная);
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа сосны стройные стоят,
Слева елочки на нас глядят,
На деревьях нет листочков
И трава под снегом спит.
- Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Какой свежий,
чистый воздух! А чем пахнет в зимнем лесу? Ребята, давайте подышим лесным воздухом.
(дыхательная гимнастика)
Чистым воздухом подышим.
Мир лесной с вами услышим.
(Стоя прямо, опустить руки, сделать глубокий вдох, притягивая руки ладонями к груди. Затем, медленно выдыхая, вытянуть руки вперед ладонями от себя).
-А сейчас давайте присядем и полюбуемся красотой зимнего леса.
Ой, что это такое под елочкой? Это волшебный сундук Зимушки-Зимы! (сундук, открываем его). Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!
-Зимой происходят разные чудеса! А в сундуке Зимушки-Зимы задание.
1снежинка - задание: Вы должны отгадать загадки о зиме и о зимних явлениях» (На каждую загадку вешаю отгадку на мольберт).
Эту зимнюю хозяйку,
Все боятся, даже зайка.
Не боится лишь апрель,
Снежно — белую… (Метель)
-Кто боится метели?
С неба падают зимою,
И кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)
Почему вы решили, что это снежинки? Опишите их. Какие они?
(Дети по очереди берут снежинку в руки, передавая ее друг другу, описывают).
Красивая, белая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, необыкновенная, хрупкая, загадочная.
Я как песчинка мал,
А землю покрываю.
Я из воды,
А с воздуха летаю.
Как пух лежу я на полях
И как алмаз блещу
При солнечных лучах. (Снег)
С чем сравнивается снег в этой загадке?
А в волшебном сундуке следующее задание от Зимушки-Зимы.
2снежинка- задание: Дидактическая игра: «Собери картинку».
-Ребята, эти картинки рассыпались на части. (Высыпаю на стол частички разрезных картинок).
Давайте соберем их! (Дети делятся на подгруппы).
Собирают зимующих птиц.
Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребенка своя картинка. Под музыку дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.
-Расскажите, что изображено на ваших картинках? Как называют одним словом птиц, которые остаются зимовать? Как живется птицам зимой? Как мы можем им помочь?
-Да ребята птицы - это наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, от вредных насекомых и грызунов. Без птиц нам не обойтись!
- Ой, дети, посмотрите, я вижу тень на снегу? Чья это тень? А вот и следующее задание.
3снежинка - задание: Дидактическая игра «Чья тень»
Найдите, где чья тень и соедините нужные картинки линиями.
- Какие животные живут в наших лесах? -А теперь расскажем как звери приспособились к зиме? – Чем же питаются звери в заснеженном лесу?
(высказывания детей)
-Ребята, вы не замерзли? Тогда идем дальше по волшебной дорожке? (Идем по дорожке).
Физкультминутка: «Я мороза не боюсь».
Я мороза не боюсь, шагаем
С ним я крепко подружусь. хлопаем в ладоши
Подойдет ко мне мороз, присели
Тронет руку, тронет нос показали руку, нос
Значит надо не зевать, хлопаем в ладоши
Прыгать, бегать и шагать. прыжки и шагаем.
-Посмотрите, ребята дорога привела нас сюда, что это (обозначение – картинка знак вопроса + снег лед). Да это же лаборатория зимушки – зимы.
Снежинка – пушинка предлагает вам провести опыты со снегом и льдом.
Давайте вспомним наши правила работы (быть аккуратным, не торопиться во время опытов, быть очень внимательным).
4.Опытно экспериментальная деятельность: «Снег и лед - это вода».
Рассматривание снега
–Посмотрите, какой снег? Верно, снег белый, блестящий, пушистый
– Потрогайте его рукой, какой он? Холодный
- Положите на ладошку немного снега. Почему растаял снег на ладошке? (ладошка теплая) Вытирают руки салфетками
Рассматривание льда
- Посмотрите, что это? (лед) На что похож лед? (ответы детей).
- Как вы думаете, чем отличаются и чем похожи снег и лед? (предположения детей)
-Ребята мы с вами выяснили, что снег- рыхлый пушистый, холодный. Лед – холодный, прозрачный сверкает, как кристалл.
-Давайте возьмем лупы и рассмотрим снег и лед поближе.
Рассматривание, что случилось со снегом и льдом
-Посмотрите что это (Указывая на миски со снегом и льдом)
-Куда делся снег? – Во что превратился снег? Что с ним произошло?
-Снег растаял и превратился в воду. Как вы думаете, почему он растаял? Снег растаял, потому что тепло. То есть можно сказать, что в тепле снег превращается (в воду)
-Мы можем сделать вывод: снег - это вода.
-А что случилось с льдом, он растаял? Полностью или нет?
Вывод: Снег и лед, это – вода.
Посмотрите, какая вода в мисках? Вода грязная, в ней плавает мусор. Ребята, можно ли есть снег? (нет)
В. – Почему? Он грязный и холодный, если его съесть, то могут заболеть живот и горло.
Послушайте, что случилось с вороной, которая ела снег:
Ворона снег поела и ангиной заболела!
Хочет каркнуть, да никак!
Снег не надо есть, вот так!
Что мы можем сделать из снега и оставить в лесу для зимушки - зимы? (снеговиков).
5.(Эстафета «Собери снеговика»)
-Какие веселые снеговики получились. Молодцы! А вы совсем разогрелись, щечки румяные стали!
6.Заключительная часть
(Слышится звук приближающейся вьюги).
-Ребята, что это? сильный ветер, вьюга, начинается метель.
-Что же нам делать? нужно возвращаться назад.
- Снежинка – пушинка передай от нас зимушке – зиме привет и скажи, что нам очень понравилось в зимнем лесу и ее лаборатории.
- Встаем на лыжи, едем в детский сад!
7.Рефлексия.
-Вам понравилось путешествие в зимний лес? Мне с вами очень понравилось.
-Вы возьмете меня в ваше следующее путешествие?
-Ребята, вы сегодня думали - погладьте себя по голове,
-Ваши ручки хорошо трудились, поблагодарите их – погладьте.
-Если вам понравилось путешествие – похлопайте
- Что Вам понравилось? ( Ответы детей)
-Вы были отзывчивыми, добрыми.
-Мы с вами пойдем сейчас на прогулку и покормим птиц, которые прилетают на наши кормушки.
МБДОУ «Детский сад №11 г. Выборга»
Конспект непосредственной образовательной
деятельности
Тема «Путешествие в зимний лес» для старшей
возрастной группы
Разработан: воспитателем
Шутовой Валентиной Анатольевной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация» с применением ИКТ с детьми старшей логопедической группы на тему «Космическое путешествие».
Цель: уточнять и закреплять знания детей по теме «Космос».Задачи:Коррекционно-образовательные задачи:·...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в космос» (старший дошкольный возраст )
Образовательная область «Познавательное развитие»:· Закреплять умение пользоваться картой и схемой,·...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну знаний» подготовительная к школе группа.
Конспект НОД...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема «Путешествие в зимнюю лабораторию» для старшей возрастной группы
Тема: «Путешествие в зимнюю лабораторию».Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда через познавательно – исследовательскую, экспериментальную деятельность.За...
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну звуков» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»Задачи: Закрепить различение гласных и с...