Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема «Путешествие в зимний лес» для старшей возрастной группы
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Шутова Валентина Анатольевна

Формирование познавательной активности и творческого    воображения у детей, интереса к природе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_-_puteshestvie_v_zimniy_les.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

  • Тема: «Путешествие в зимний лес»
  • Цель:  Формирование познавательной активности и творческого    воображения у детей, интереса к природе.  
  • Задачи:

Познавательные:

- Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, ее признаках;

- Закрепить представления о свойстве снега и льда;

Обучающие:

- Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования;

- Научить детей рассказывать о снеге с помощью знаков – символов.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней;  Вызвать желание помогать ей;

- Воспитывать аккуратность в работе;

Коррекционно – развивающие:

- Развивать диалогическую речь;

- Развивать умение разгадывать загадки;

- Учить поддерживать беседу, отвечать на вопросы, рассуждать, выслушивать своих товарищей;

- Развивать у детей эстетическое восприятие природы через художественное слово и музыку;

-Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух;

- Развивать слуховое восприятие, память, внимание;

- Активизировать словарь по теме;

  • Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
  • Здоровье сберегающие технологии: физминутка, дыхательная гимнастика.
  • Методы и приемы: 

Словесные: дидактические игры экологической направленности, загадки, объяснение, вопросы ( основные, вспомогательные, поисковые), пояснения, педагогическая оценка.

Наглядные: показ способа действий, иллюстрации с изображением природных явлений.

Практические:  – опыты, эксперименты.

Игровые: игровая ситуация, загадка.

  • Предварительная работа:

- Наблюдение за изменениями в природе в зимний период на прогулке;

- Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений;

- Чтение произведений о зиме, знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях, заучивание стихотворений о зиме;

- Беседы о животных, птицах, составление описательных рассказов;

  • Материал к занятию:

* Снежинка (на ней письмо);

* звукозапись «вьюга» на магнитофоне;

* волшебный сундучок (в нем снежинки с заданиями);

* имитация зимнего леса в группе – белая вуаль (снег), елочки искусственные, картинки зимнего леса;

* картинки зимние природные явления;

* картинки разрезные зимующих птиц (снегирь, синица, дятел, воробей, клест);

* магнитная доска

* дидактические игры: «чья тень», «правила поведения в лесу»;

* круги к эстафете собери  снеговика;

* на каждого ребенка – тарелочки со снегом и льдом, лупы; салфетки;

  • Ход непосредственно образовательной деятельности

1.Вводная часть

Организационный момент:

Приветствие друг друга

 -Дети, я вас приглашаю на интересное занятие. Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!».

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

-А теперь «выпустим» доброе  утро в группу!

«Доброе утро!».

2.Мотивационная часть. Создание проблемной ситуации.

 (Читаю стихотворение)

Белые, белые, снежные,

В форточку письма влетают,

Кружатся — тихие, нежные,

И тают, тают, тают…

-Дети посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! (Снимаю с форточки снежинку)

-Она не простая — волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим. От кого эта снежинка? Вам интересно узнать? (отвечают).

-На снежинке написано, хочешь узнать, отгадайте загадку!

Звонкая погода,

Снега кутерьма,

Это время года

Мы зовем…( Зима.)

-Правильно ребята! Это же письмо от Зимушки-Зимы. Сейчас я вам его прочту: «Здравствуйте, ребята! Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края и нравится ли вам зимушка-зима. Я вас приглашаю на прогулку в зимний лес.

Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моем волшебном сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок».

- Ну что, ребята, мы принимаем приглашение. Вы видите волшебную дорожку? (отвечают)

-Прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами вспомним чего нельзя делать в лесу, если вы его друзья.

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу». 

Дети по очереди берут карточки-схемы, отвечают, что нельзя делать в лесу: (нельзя разводить костёр, ломать ветки деревьев, обдирать кору с дерева, нельзя шуметь, обижать птиц, животных, разрушать гнёзда, разорять муравейники)

Путешествие в лес.

 -Теперь вы знаете, правила поведения в лесу, и мы можем отправляться в путешествие по зимнему лесу. Одеваемся теплее (дети надевают воображаемую одежду).  А путь нам предстоит не близкий, но мы справимся, потому что мы сильные и дружные.

- На чем мы можем  отправиться в путешествие? (высказывают свои предположения, выбирают лыжи)

- Да, зима принесла много снеговых туч, засыпала все кругом снегом.

 Мы смело можем отправиться на лыжах. Давайте  наденем на ноги лыжи. Вы готовы? (отвечают)

(Дети, под музыку «на лыжах» идут  в лес)

Во время движения расказываем, какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная); 

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа сосны стройные стоят,

Слева елочки на нас глядят,

На деревьях нет листочков

И трава  под снегом спит.

- Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Какой свежий,

чистый воздух! А чем пахнет в зимнем лесу? Ребята, давайте подышим лесным воздухом.

(дыхательная гимнастика)

Чистым воздухом подышим.

Мир лесной с вами услышим.

(Стоя прямо, опустить руки, сделать глубокий вдох, притягивая руки ладонями к груди. Затем, медленно выдыхая, вытянуть руки вперед ладонями от себя).

-А сейчас давайте присядем и полюбуемся красотой зимнего леса.

Ой, что это такое под елочкой? Это волшебный сундук Зимушки-Зимы! (сундук, открываем его). Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!

 -Зимой происходят разные чудеса! А в сундуке Зимушки-Зимы  задание.

 1снежинка - задание: Вы должны отгадать загадки о зиме и о зимних явлениях» (На каждую загадку вешаю отгадку на мольберт).

Эту зимнюю хозяйку,

Все боятся, даже зайка.

Не боится лишь апрель,

Снежно — белую… (Метель)

-Кто боится метели?

С неба падают зимою,

И кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки,

Белые... (Снежинки)

Почему вы решили, что это снежинки? Опишите их. Какие они?

(Дети по очереди берут снежинку в руки, передавая ее друг другу, описывают).

 Красивая, белая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, необыкновенная, хрупкая, загадочная.

Я как песчинка мал,
А землю покрываю.
Я из воды,
А с воздуха летаю.
Как пух лежу я на полях
И как алмаз блещу
При солнечных лучах. (Снег)

С чем сравнивается снег в этой загадке?

А в волшебном сундуке следующее задание от Зимушки-Зимы.

2снежинка- задание:  Дидактическая игра: «Собери картинку». 

-Ребята, эти картинки рассыпались на части. (Высыпаю на стол частички разрезных картинок).

Давайте соберем их! (Дети делятся на подгруппы).

Собирают зимующих птиц.

Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребенка своя картинка. Под музыку дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.

-Расскажите, что изображено на ваших картинках? Как  называют одним словом птиц, которые остаются зимовать? Как живется птицам зимой? Как мы можем им помочь? 

-Да ребята птицы - это наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, от вредных насекомых и грызунов. Без птиц нам не обойтись!

- Ой, дети, посмотрите, я вижу тень на снегу? Чья это тень? А вот и следующее задание.

3снежинка - задание:  Дидактическая игра «Чья тень»


Найдите, где чья тень и соедините нужные картинки линиями.


-
Какие животные живут в наших лесах? -А  теперь расскажем как звери приспособились к зиме?  – Чем же питаются  звери  в заснеженном лесу?

(высказывания детей) 

-Ребята, вы не замерзли? Тогда идем дальше по волшебной   дорожке? (Идем по дорожке).

 Физкультминутка: «Я мороза не боюсь».

Я мороза не боюсь, шагаем

С ним я крепко подружусь. хлопаем в ладоши

Подойдет ко мне мороз, присели

Тронет руку, тронет нос показали руку, нос

Значит надо не зевать, хлопаем в ладоши

Прыгать, бегать и шагать. прыжки и шагаем.

-Посмотрите, ребята дорога привела нас сюда, что это (обозначение – картинка знак вопроса + снег лед). Да это же лаборатория зимушки – зимы.

Снежинка – пушинка предлагает вам провести опыты со снегом и льдом.

Давайте вспомним наши правила работы (быть аккуратным, не торопиться во время опытов, быть очень внимательным).

   4.Опытно экспериментальная деятельность:  «Снег и лед - это вода».

Рассматривание снега

–Посмотрите, какой снег? Верно, снег белый, блестящий, пушистый

– Потрогайте его рукой, какой он? Холодный

- Положите на ладошку немного снега. Почему растаял снег на ладошке? (ладошка теплая) Вытирают руки салфетками

Рассматривание льда

- Посмотрите, что это? (лед) На что похож лед? (ответы детей).

- Как вы думаете, чем отличаются и чем похожи снег и лед? (предположения детей)

-Ребята мы с вами выяснили, что снег- рыхлый пушистый, холодный. Лед – холодный, прозрачный сверкает, как кристалл.

-Давайте возьмем лупы и рассмотрим снег и лед поближе.

Рассматривание, что случилось со снегом и льдом

-Посмотрите что это (Указывая на миски со снегом и льдом)

-Куда делся снег? – Во что превратился  снег? Что с ним произошло?

-Снег растаял и превратился в воду. Как вы думаете, почему он растаял? Снег растаял, потому что  тепло. То есть можно сказать, что в тепле снег превращается (в воду)

-Мы можем сделать вывод: снег - это вода.

-А что случилось с льдом, он растаял? Полностью или нет?

Вывод: Снег и лед, это – вода.

Посмотрите, какая вода в мисках? Вода грязная, в ней плавает мусор. Ребята, можно ли есть снег? (нет)

В. – Почему? Он грязный и холодный, если его съесть, то могут заболеть живот и горло.

Послушайте, что случилось с вороной, которая ела снег:

Ворона снег поела и ангиной заболела!

Хочет каркнуть, да никак!

Снег не надо есть, вот так!

Что мы можем сделать из снега и оставить в лесу для зимушки - зимы?  (снеговиков).

5.(Эстафета «Собери снеговика»)

-Какие веселые снеговики получились. Молодцы! А вы совсем разогрелись, щечки румяные стали!

6.Заключительная часть

(Слышится звук приближающейся вьюги).

 -Ребята, что это? сильный ветер, вьюга,  начинается метель.

 -Что же нам делать? нужно возвращаться назад.

- Снежинка – пушинка передай от нас зимушке – зиме привет и скажи, что нам очень понравилось в зимнем лесу и ее лаборатории.

- Встаем на лыжи, едем в детский сад!

7.Рефлексия. 

-Вам понравилось путешествие в зимний лес? Мне с вами очень понравилось.

-Вы возьмете меня в ваше следующее путешествие?

-Ребята, вы сегодня думали - погладьте себя по голове,

-Ваши ручки хорошо трудились, поблагодарите их – погладьте.

-Если вам понравилось путешествие – похлопайте

- Что Вам понравилось? ( Ответы детей)

-Вы были отзывчивыми, добрыми.

-Мы с вами пойдем сейчас на прогулку и покормим птиц, которые прилетают на наши кормушки.

МБДОУ «Детский сад №11 г. Выборга»

Конспект непосредственной образовательной

                                          деятельности

Тема «Путешествие в зимний лес» для старшей

возрастной  группы

                                             

                                                 Разработан: воспитателем

                             Шутовой Валентиной  Анатольевной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в космос» (старший дошкольный возраст )

Образовательная область «Познавательное развитие»:·        Закреплять умение пользоваться картой и схемой,·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема «Путешествие в зимнюю лабораторию» для старшей возрастной группы

Тема: «Путешествие в зимнюю лабораторию».Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда через познавательно – исследовательскую, экспериментальную деятельность.За...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну звуков» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»Задачи: Закрепить различение гласных и с...