Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Лобацевич Милана Алексеевна

Методическая разработка интеллектуальной игры для подготовительных групп "Умники и умницы".  Может быть использована как итоговое или досуговое мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 Колпинского района Санкт- Петербурга.

Методическая разработка интеллектуальной игры «Умники и умницы»

Для подготовительных групп

Составила и подготовила:

Воспитатель Лобацевич М.А.

2017- 2018

Актуальность: Для того чтобы повысить интерес дошкольника к познавательному процессу, нужно заинтересовать его. В этом могут помочь игры, поскольку они являются одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития. Игра является важнейшим способом накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, в игре проявляются многие качества личности.

Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.

Цель: активизация интеллектуальных способностей детей подготовительной группы.

Задачи:

1. Активизация и расширение знаний.

2. Развитие логического и творческого мышления.

3. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе.

4. Развитие познавательных процессов: мышление, речь, память, воображение, внимание.

5. Воспитание терпимости, уважения друг к другу.


Ход игры:

Ведущий: Рано-рано солнце встало

Доброго утра всем пожелало.

И я вас дети, поздравляю,

Чудесного настроения всем вам желаю

День необычный сегодня у нас, игра позвала – пришел ее час.

1 слайд (название игры)

Ведущий:

Пора поближе нам узнать

Героев дня – интеллектуалов

Представьтесь милые друзья

Нам познакомиться всем надо.

Представление участников игры

- И так, мы познакомились с командой участников, а сейчас мы представляем вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется принимать не простые, очень важные решения.

2 слайд. Отлично! Ваши команды должны пройти 4 тура, которые называются: «Вообразилия», «Размышляйка», «Эрудит» и «Окружайка». Теперь чтобы выбрать кто будет начинать игру проведем жеребьевку.

Разминка «Какая буква заблудилась?» (исправь ошибку)

1. Поэт закончил строку, В конце поставил Бочку

2. На Волке- сметана, Творог, молоко.

И рад бы поесть, Да достать не легко…

3. Подарила мама  Ночке Разноцветные носочки.

Очень рада Точка Маленьким носочкам.

4. Убегая от пчелы, Даша прокричала:

- я боюсь укола пчел, у пчелы есть Сало.

3 слайд. Итак, мы начинаем нашу игру и первый тур называется «Вообразилия».

Первое задание – на команду раздаются сюжетные картинки, ваша задача составить по ней небольшой рассказ. У вас есть три минуты, чтобы подумать.

Молодцы, справились, переходим к следующему заданию.

Второе задание- это викторина, которая называется «Путешествие по сказкам»

1. Назовите летательный аппарат Бабы- Яги?

  • Вертолет
  • Зонтик
  • Пылесос
  • Ступа

2. Что принадлежит фее?

  • Посох
  • Волшебная палочка
  • Помело
  • Шапка- невидимка

3. Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?

  • Козьи
  • Слоновьи
  • Курьи
  • В сапогах

4. Что хранилось в сундуке Кощея

  • Драгоценные камни
  • Смерть
  • Деньги
  • Лекарства

5. С помощью чего мышка разбила яйцо?

  • Топора
  • Иглы
  • Хвоста
  • Курочки- Рябы

6. Из чего Фея сделала карету для Золушки?

  • Огурца
  • Тыквы
  • Топора
  • Железа

7. Чем ловили золотую рыбку?

  • Неводом
  • Удочкой
  • Стихотворением
  • Руками

8. Подруга семи гномов?

  • Золушка
  • Ариэль
  • Белоснежка
  • Рапунцель

Третье задание- называется «Дорисуй фигуры». Перед вами лежит лист бумаги, с изображением геометрических фигур. Я предлагаю оживить фигуры, дорисовав их до изображения какого- либо предмета. Команда 1 будет оживлять круг, а команда соперников- квадрат.

Слайд 4- вот мы и перешли на второй тур нашей игры, который называется «Размышляйка»

Первое задание в этом туре-«Скажи наоборот». Начинаем:

Слова: хорошо, сладкий, холодно, раньше, тихо, веселый, добрый, жадный, вежливый, чистый, мелкий, толстый, молодой, близко, медленно, острый, больной, черный, грустный, умный.

Второе задание – «Реши ребус». Каждой команде предложены по пять ребуов, вам необходимо посовещавшись, решить их. Та команда, что справится с заданием быстрее, получает жетон (командам даются пять карточек, с изображением ребусов).

Третье задание-  перерисуй по точкам. Каждому из вас раздали карточку с заданием, вам предлагается перерисовать фигуру по точкам. Вперед!.

- Молодцы, думаю, все справились с этим непростым заданием.

Слайд 5 - Ребята, вы хорошо поработали над заданиями, и сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Суша- вода». Участники конкурса становятся в одну линию. При слове «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» - назад (ведущий вправе вместо слова «вода» произносить другие слова, например: море, река; вместо «суша» - берег, земля). Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок.

Слова: суша, вода, суша, вода, земля, берег, залив, остров, море, жидкость, лужа, песок, ручей, океан, пляж, материк, вода, почва, побережье, влага, родник, суша.

Слайд 6 - Отлично! А наше путешествие в мир знаний продолжается, и мы уже перешли к третьему туру нашей игры- «Эрудит».

Первое задание – «Цифры- соседи». Перед вами карточки, на которых нужно вписать две цифры – «соседей» того числа, которое находится посередине. Итак, начинаем работу.

Второе задание – Математические задачки в стихах. Каждому из вас по очереди я зачитываю задачку, если участник не справляется, ему помогают другие ребята из его команды.

Три щенка- баловника

Бегают, резвятся,

К шалунишкам два дружка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько же всего друзей? (4)

6 карандашей у Миши,

Карандаш один у Гришы,

Сколько же карандашей

У обоих малышей? (7)

Яблоки в саду поспели

Мы отведать их успели, три румяных, наливных,

Два с кислинкой, сколько их? (5)

Я нашел в дупле у белки

Шесть орешков очень мелких.

Вот еще один лежит, мхом заботливо укрыт.

Ну и белка, вот хозяйка!

Все орешки посчитайка! (7)

Все ли здесь цыплята, дети,

Надо сосчитать наседке.

Шесть на грядке, три во ржи.

Сколько их всего, скажи?(9)

 Семь друзей в футбол играли.

Одного домой позвали,

Смотрит он в окно, считает,

Сколько всех друзей играет? (6)

Шесть ворон на крышу село

И одна к ним прилетела,

Отвечайте быстро, смело

Сколько всех их прилетело? (7)

Сколько маленьких утят

Плавать и нырять хотят?

Три уплыли далеко

Два нырнули глубоко.

Сколько их всего в пруду?

Сосчитать я не могу. (5)

Семь малюсеньких котят,

Что дают им- все едят,

А один сметаны просит.

Сколько же котяток? (8)

В класс вошла Маринка,

 А за ней — Аринка,

А потом пришел Игнат.

Сколько  стало всех  ребят? (3)

Третье задание этого тура- называется «Геометрический диктант». Перед каждым из вас лежит листок, на котором вы будете рисовать карандашом то, о чем я сейчас вас попрошу. Итак, начнем.

«Нарисуй солнце в правом верхнем углу, в нижнем левом углу- деревце, внизу посередине дом, в верхнем левом – тучку, справа от дерева – цветок, в нижнем правом уголке- грибок.»

Слайд 7. Отлично! Вот мы и подошли к четвертому, последнему туру нашей игры. Он называется- «Окружайка».

Задание первое –  на экране сейчас для вас будут показаны вопросы по ПДД. Ваша задача ответить на вопросы быстро и правильно (на экране сменяются слайды с вопросами).

Задание второе- «Назови, что изображено на картинке». Сейчас мы узнаем, как много вы знаете о нашем родном городе и нашей стране (детям показываются картинки с изображениями).

Задание третье- «Вопрос ответ». Сейчас каждой команде необходимо ответить на 11 вопросов. На каждый вопрос отводится 5 секунд.

Вопросы для 1 команды:

  1. Сколько месяцев в году? (12)
  2. Корова в детстве (цыпленок)
  3. Кто всю зиму спит? (медведь)
  4. В какое время года появляются подснежники? (весной)
  5. Что значит «прикусить язык?» (замолчать)
  6. Какой первый день недели? (понедельник)
  7. Пальто, платье, свитер это… (одежда)
  8. Что можно увидеть в теплое время года после дождя? (радуга)
  9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
  10. Что длится дольше год или 12 месяцев? (одинаково)
  11. Какой город называют столицей России? (Москва)

Вопросы для 2 команды:

  1. Сколько дней в неделе? (семь)
  2. Курица в детстве? (цыпленок)
  3. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
  4. Первый месяц года? (январь)
  5. Что значит «бить баклуши»? (бездельничать)
  6. Сапоги, туфли, ботинки это… (обувь)
  7. На какой планете мы живем? (Земля)
  8. Из какой крупы варят плов? (рис)
  9. Сколько человек тянули репку? (трое)
  10. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
  11. В каком месяце дети идут в школу после каникул? (в сентябре)

8 слайд. Игра- разминка. Вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра. Пока жюри подсчитывает баллы, предлагаю прерваться на музыкальную разминку. Вставайте со своих мест и повторяйте за мной. (включается муз. Разминка)

Все задания выполнены, все туры пройдены. Каждый из вас сегодня старался и все достойны победы. И сейчас жюри нам огласит, кто же победил в сегодняшней игре.

Жюри подсчитывает баллы, называет победителей. Идет награждение участников.

                                                             

Список литературы:

  1. Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного и школьного возраста. - М. : Про-Пресс , 2001. - 56 с.
    СОУНБ; Шифр 74.100.57+74.200.544; Инв. номер 2225335-КХ

  1. Гаврюкова Т. А. Играем, путешествуем, развиваемся. практическое пособие профессионального воспитателя детского сада. – Ростов н / Д.: Феникс , 2007. - 250 с.
  2. Кузнецова С. В. Развиваем детскую память. – Ростов н / Д. : Феникс , 2011. – 216 с.
    Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2328819-КХ

  1. Луханин И. И. Интеллектуальная игра как образовательный инструмент // Информатизация образования. - 2008. - N 2. - С. 32-36.

  1. Ганькова Е. Г. Интеллектуальное развитие школьников // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - N 1. - С. 14-15.

  1. Федоровская Е. О. Дар игры. Роль игры в развитии творческого потенциала ребенка // Одаренный ребенок. - 2012. - № 1 (январь-февраль). - С. 20-28.

  1. Кручинина Е. С. Организация интеллектуальной игры "Что? Где? Когда? " // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - № 1. - С. 30-38.
  2. Иванов А. В. Методические рекомендации по организации и проведению игр // Детский досуг. - 2011. - № 4. - С. 46-74.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"

Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...

сценарий Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для детей подготовительной группы

Интеллектуальная игра проводилась в рамках областного семинара "Одаренные дети  - будущее России"...

Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы» с участием родителей в подготовительной группе

Итоговое мероприятие для детей с участием родителей, интеллектуальная игра...

Интеллектуальное занятие в подготовительной группе "Умники и умницы".

В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Имеется отл...

"Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Способствует развитию логического мышления способом моделирования...

Конспект интеллектуальной игры «Умники и Умницы»

Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса. Задачи: 1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений 2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности,...