ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников»
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Цель: познакомить педагогов с использованием регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №23» Изобильненского городского округа Ставропольского края

                       ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников»

                                         Подготовила: Калашникова Светлана

                                                Викторовна - воспитатель

                                                    высшей квалификационной категории

                                                             п. Солнечнодольск

2018 г.

Слайд 1

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Калашникова С. В.

Слайд 2

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников.

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

Слайд 3

  • Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
  • Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в МБДОУ № 23  в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми Ставропольского края.

Слайд 4

  • В соответствии с пунктом 2.6.ФГОС ДО, содержание  образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий,
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • формирование  готовности к совместной деятельности со сверстниками,
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.

Слайд 5

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  • 1. Ознакомление дошкольников  с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
  • 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода  от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  • 3. Деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда  дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
  • 4. Взаимодействие с родителями.
  • 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
  • 6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

Слайд 6

  • В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного посёлка.
  • Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
  • - знакомить детей с особенностями и традициями посёлка Солнечнодольск;
  • - формировать представления о родном посёлке: истории, улицах, профессиях;
  • - знакомить с именами знаменитых земляков;
  • - формировать знания о живой и неживой природе посёлка;
  • -заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Слайд 7

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

   

     Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;

- использование  программ и технологий по  краеведению;

- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

- учет специфики организации и построения педагогического процесса;

- использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Слайд 8

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей,  принятых  в обществе  и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:

  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
  • принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
  • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • принципа учета этнокультурной ситуации развития детей

Слайд 9

Для эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:

  • Создание культурно-развивающей среды в ДОУ
  • Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
  • Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
  • Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
  • Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Слайд 10

Интеграция регионального компонента

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День смеха и др. Приобщаем детей к русской праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы, содействуем созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.

Слайд 11

В соответствии  с одним из принципов ФГОС -  учетом этнокультурной ситуации развития детей переработан и систематизирован   материал  по  нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему «Ознакомление детей с историей и культурой Ставропольского края» (конспекты праздников, развлечений,  образовательных ситуаций, методические рекомендации,  проекты, календарно-тематическое планирование и т. д.).

                               Данный опыт работы позволяет:

  • - развить  у дошкольников интерес к прошлому и настоящему Ставропольского края;    
  • - формировать у них представления о семье, доме, улице, экологической культуре;    
  • -   приобщать к истокам народного творчества;
  • - воспитывать чувство гордости за свою малую Родину

    Осуществляя  работу по региональному компоненту, мы стараемся  больше узнать  о культурных, исторических, природных, этнографических особенностях региона и рассказать  об этом дошкольникам в разных видах образовательной  деятельности, во время прогулок и экскурсий по родному посёлку,  в ходе посещений музея СОШ №16.

Слайд 12

Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в группе широко используем предметно-пространственную развивающую среду.

  • Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  • Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания центра краеведения в группе, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.  
  • В нашей группе оформлен патриотический уголок. Содержание уголка подобрано в соответствии с требованиями ФГОС ДО, региональным компонентом («Ставропольское казачество», «Ставрополь – главный город Ставропольского края», «Наш посёлок», «Памятные места Ставрополя» и др.) и включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы, открыток, фотографии и т. д.

Слайд 13

  • Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним.  
  • При изучении краеведческих традиций Ставропольского края стараемся  эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем; оказываем  практическую помощь родителям в подборе для дошкольников детской художественной литературы ставропольских авторов, знакомим с народными играми т.е. заинтересовываем родителей проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного края, посёлка, показываем им актуальность поднятой проблемы.

Слайд 14

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:

  • Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
  • Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;
  • Определяет свою социальную роль; 
  • Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
  • Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
  • Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;
  • Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;
  • Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

Слайд 15

Вывод: таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:

  • - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Слайд 16

Литература:

  • Гаазов В.Л. Прогулки по Ставропольской возвышенности. – Ставрополь: 2003. – 172 с.
  • Гаазов В.Л., Черная Т.К. Ставропольеведение .1 Часть– М.:Изд. Надыршин, 2010 .– 760 с.
  • Годзевич Б.Л., Охонько Н.А., – Встречи с прошлым и настоящим (путеводитель по археологическому природному музею – заповеднику Татарское городище). – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. – 80с
  • Дронов, А.В. Родные просторы – Ставрополь – 2001 – 64 с .
  • Князев А.И. Разгаданные тайны. – Ставрополь – 1967 г.– 80 с
  • Литвинова Р.М. Региональная культура Ставрополья – Ставрополь: Литера, 2010.– сборник 2 – 248с.
  • Последов Ю.М. Фауна Ставрополья. – Ставрополь,– 2005 – 84 с
  • Савельева В.В. Природное и природно-культурное наследие Ставрополья. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001 – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»

Актуальность  регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых летСодержание  педагогической работы...

Национально-региональный компонент в поликультурном образовании и воспитании дошкольников.

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

Методическая разработка. Региональный компонент. Цикл бесед по патриотическому воспитанию дошкольников.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. Дошкольный возраст: время растить патриотов Человек как личность формируется в младш...

Проект "Региональный компонент в формировании патриотических чувств у дошкольников"

В работе затронута проблема патриотического воспитания дошкольников. Указаны цели, задачи и значимость работы по ознакомлению детей с историей своего города, символикой, архитектурой, климатическими у...

«Игра, как одно из средств социализации детей с ТМНР».

Игра, как одно из средств социализации детей с ТМНР...

Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ (знакомство дошкольников с родным городом)

Любой край, область, даже не­большая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций...