Статьи
статья на тему

Павлова Юлия Сергеевна

Если Вас заинтересует тема в мои статья, я буду очень рада

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №187»

«Развитие личностных ресурсов в рамках здровьесбережения»

 (Здоровый образ жизни педагогов доу и его влияние  на здоровье детей)

Подготовил: ст. воспитатель Павлова Ю.С.

Воронеж 2018

Преобразования в педагогическом пространстве и обществе, обусловили появление ряда проблем в сфере дошкольного образования. Образовательные учреждения и педагоги работающие в них, должны обеспечивать доступность качественного образования в условиях гарантирующих психологическую и физическую безопасность воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей ДОУ в вопросах здоровьесбережения. Проблема здоровья населения страны стала в настоящее время одной из приоритетных. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье, как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Профессия воспитателя требует постоянного расходования огромных душевных сил. Один из главных показателей деятельности педагога, от которого зависят его профессиональные успехи и психологическое здоровье – это умение владеть собой, держать себя в руках. Профессиональная деятельность педагога ДОУ характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего времени протекает в напряженной обстановке: постоянная концентрация внимания, эмоционально насыщенная деятельность, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Такие факторы оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие. Это проявляется в нервозности, раздражительности, усталости, недомоганиях.

Здоровье педагога – многоаспектная и деликатная проблема. Профессиональное здоровье педагога является основой эффективной работы современных ДОУ. Оно определяется как способностьорганизма сохранятьи активизировать защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность и эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Современному педагогу необходимо самому быть здоровым, сохранять высокую работоспособность и творческое долголетие, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Напряжённая работа педагога с детьми, хроническая усталость, стрессы, неумение активно отдыхать, радоваться жизни и бороться с огорчениями, постоянное нервное напряжение – всё это подрывает его собственное здоровье. Поэтому проблема здоровьесбережения педагогов стоит очень остро. Только сформированная, здоровая личность, способная адекватно воспринимать самого себя  и окружающих, личность с развитой системой ценностей, которая умеет сознательно руководить своими действиями и поступками, имеет право обучать других. Только деятельность здорового педагога, который постоянно стремится к развитию, росту, профессиональной самореализации, будет эффективной.

Макланова А.Г. рассматривает профессиональное здоровье, как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

В настоящее время очень широкое распространение получил термин «здоровьесбережение». Под здоровьесбережением принято понимать систему мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса (как воспитанников, так и педагогов).

Реализация важнейших положений концепций, связанных с укреплением и охраной здоровья детей, способствовала активизации поиска новых эффективных здоровьесберегающих технологий, которые используются в дошкольных учреждениях в настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые как, Л.Н. Волошина, Т.И. Алиева, В.Г. Алямовская, Л.А. Парамонова и многие другие.

Здоровьесберегающиетехнологии в ДОУ – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребёнку, является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи формирования здорового образа жизни и безопасного поведения. Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов дошкольного учреждения и валеологическому просвещению родителей.

Такие понятия как,  «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в работе участников образовательного процесса любого ДОУ. Но практически все здоровьесберегающие технологии направлены в основном на детей, а осуществляются они педагогами. А как же педагоги могут применять технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если они сами не используют эти технологии в своей жизнедеятельности, да ещё и имеют большие проблемы со здоровьем.

Существует множество примеров, когда дети, которых воспитывают бабушки, в своем словарном запасе имеют огромное множество названий болезней. А ведь если малыша с ранних лет окружает такая атмосфера, то он быстро привыкает к мысли что он не здоров.

Как раз в это время и приходят на помощь взрослые, если они, конечно же,  сами здоровы, т.к. комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек в детстве, при правильном сочетании режима дня, условий здорового быта и учебы, надлежащего воспитания вырабатывается легко и прочно закрепляется, поэтому семье и ближайшему окружению ребёнка принадлежит серьезная роль в формировании навыков здорового образа жизни. А так как ребенок – дошкольник много времени проводит в детском саду, то и люди его окружающие должны демонстрировать здоровый образ жизни, чтобы прививать его детям. В ДОУ, с детьми, в различных видах деятельностипедагоги формируют представления о здоровом образе жизни, но когда дети не видят пример взрослого человека, у них не закрепляется правильный образ мышления, не вырабатывается навык противостоять вредным привычкам.Для того чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью педагоги должны сами четко понимать, что же такое здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни, по мнению О.Н. Московченко – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

В соответствии с современными представлениями, понятие здорового образа жизни включает в себя:

  • Оптимальный двигательный режим. Жизнь современного человека характеризуется гиподинамией, недостаточной двигательной активностью. Особенно страдают от гиподинамии дошкольники и школьники.
  • Рациональное питание. Правильное рациональное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, и сохранение здоровья.  
  • Закаливание. Разумное, рациональное использование естественных сил природы приводит к тому, что человек делается закаленным, может успешно противостоять неблагоприятным факторам внешней среды.
  • Личная гигиена.
  • Положительные эмоции. Они являются составной частью здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.

Таким образом, эффективность успешной реализацииздоровьесберегающих технологий в ДОУ, очень во многом зависит от уровня компетентности педагогических кадров в вопросах здоровьесбережения, способности педагогов применять этитехнологии, наличии желания самим соблюдать здоровый образ жизни и быть примером для детей. Именно педагоги, исходя из собственного опыта и желания демонстрировать здоровый образ жизни, могут привить его детям.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей – дошкольников. Это в большей степенисвязано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально – экономическими условиями, экологическим неблагополучием, массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании  и т.п. Проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни является очень актуальной в современном обществе,потому что от уровня физического и психического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку и т. п).

Дошкольный возраст является так называемым критическим периодом в жизни ребёнка. В этот период происходит нарастание подвижностии силы нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Часто эмоциональное перенапряжение связано с ростом частотыпограничных состояний и невротических реакций.Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как повышенная раздражительность,психомоторная возбудимость, смена настроения, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. А ведь  даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребёнка формируется на протяжении всей его жизни. Отношение ребенка к своему здоровью зависит от сформированности в его сознании этого понятия. А вот насколько это понятие сформировано,уже напрямую зависит от педагогов ДОУ, так как ребенок дошкольного возраста очень много времени проводит в стенах детского сада.

По результатам исследований можно сделать вывод, что у большинства  педагогов удовлетворительное отношение к здоровому образу жизни, они не задумываются об этом и не применяют в повседневной жизни никаких методов оздоровления. Некоторые педагоги считают, что отсутствуют благоприятные условия для ведения здорового образа жизни: нехватка времени, средств и собственных сил организма. Таким образом, можно выявить причины нарушения здоровья. Это внешние факторы (неблагоприятная экологическая обстановка,нехватка времени и т.п.)и внутренние (отсутствие интереса к регулярным занятиям физической культурой, несоблюдение питания, режима дня и правил личной гигиены, курение и т.п.).

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что здоровье воспитателей, это важная проблема, но, к сожалению, на нее очень мало обращают внимание. А ведь от решения такой проблемы зависит здоровье наших детей. Эта проблема очень актуальна. Только здоровый и духовно развитый человек, компетентный в вопросах здоровьесбережения счастлив – он отлично себя чувствует,получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Именно такой человек может воспитать здорового ребёнка на своем личном примере.Педагоги только тогда смогут добиться более высоких результатов в физическом и психическом развитии детей и воспитать в них желание вести здоровый образ жизни, когда  сами будут регулярно заниматься физической культурой и спортом, соблюдать режим, правила гигиены и закаливания, вести здоровый образ жизни.

Таким образом, полноценное физическое и психическое здоровье педагога – это залог успешного воспитания здорового ребенка, а это основа формирования личности. Нам этого так нехватает,а ведь здоровье нации передается из поколения в поколение.

В дошкольном образовательном учреждении, как и в любом другом, необходимо создание условий для здоровьесбережения педагогов в профессиональной деятельности.

Существует ряд причин  создания условий здоровьесбережения педагогов в ДОУ:

  • Состояние здоровья большинства педагогов нуждается в улучшении;
  • Здоровых детей может воспитать только тот педагог, который владеет здоровьесберегающими технологиями, сам занимается сохранением и укреплением собственного здоровья;
  • Многие педагоги не готовы принять ответственность за собственное здоровье на себя, соблюдать правила здорового образа жизни.

В дошкольном учреждении необходимо создать достаточные условия не только для улучшения состояния здоровья педагогов, но и осознания  ценности,  значимости здоровья, осознания личной ответственности за свое здоровье.

Можно выделить два направления работы по укреплению здоровья педагогов:

  • профилактика эмоционального выгорания
  • укрепление физического здоровья

Движение и спорт закаляют тело, предохраняя его от заболеваний и замедляя процесс старения. С помощью чередования работы и отдыха можно победить свои слабости и изменить свою натуру.

Физиолог  Н.Е. Введенский считал, что: «Устают не от того, что много работают, а оттого что работают неправильно». Поэтому причину повышенной утомляемости следует искать в нерациональной организации труда и отдыха, и недостаточно активном отдыхе.

Какие же существуют способы укрепления здоровья педагогов?

  1. Способ саморегуляции своего эмоционального  состояния, под руководством педагога – психолога. Он может помочь снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать развитию эмоциональной гибкости и устойчивости. Одним из способов саморегуляции является самовнушение.
  2. Осуществление гигиенических и профилактических мер, направленных на избежание патологий позвоночника и венозных сосудов. Эти меры включают в себя: оптимизацию статической рабочей позы при сидении и в положении стоя; разгрузку мышц спины и шеи, в ходе ОД,и после окончания рабочего дня; освоение техники самомассажа спины и шеи; укрепление мышечного каркаса позвоночника.
  3. Использование дыхательной гимнастики и массажа активных точек по системе Уманской.
  4. Чайная терапия – какметод поддержания и сохранения здоровья, под руководством медицинской сестры. Принимая ежедневно витаминный чай, повышается устойчивость организма к болезням и неблагоприятному условию окружающей среды, укрепляется иммунитет.

Таким образом, в ДОУ необходимо создавать условия, способствующие улучшению состояния здоровья педагогов и помогать им в осознании ценности собственного здоровья. Целенаправленная работа по здоровьесбережению педагогов будет способствовать не только эффективности профессиональной деятельности воспитателя, но и позволит укрепить и сохранить здоровье детей – дошкольников, чем и обуславливается актуальность проблемы здорового образа жизни в дошкольных учреждениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ахаев, А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом.// А.В. Ахаев. - Издательство ВКГУ имени С. Амонжолова, 2010.
  2. Волошина, Л.А. Организация здоровьесберегающего пространства // Л.А. Волошина. - Дошкольное воспитание. – 2004.
  3. Апанасенко, Г.А. Здоровый образ жизни.// Г.А.  Апанасенко. -  Л, 2012.
  4. Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога.// Л.М. Митина. – Издательство Академия, 2010.
  5. Шингарев, С.М. Профессиональное здоровье педагогов.// С.М. Шингарев.  – https://sites.google.com/site/zdoroviepedagoga.
  6. Павлова, М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. М.А. Павлова, Волгоград:Учитель.2009.
  7. Алямовская, В.Г. Профилактика психологического напряжения средствами физического воспитания. В.Г.  Алямовская,– Н. Новгород. 2010.


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ЗДОРОВЫЕ ДОШКОЛЯТА», КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в деятельности дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Возникает необходимость в комплексном подходе в организации физкультурно – оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей, как посещающих так и не посещающих  детские сады. Исследования показывают, что количество  частоболеющих детей увеличилось за последние 10 лет, а детей, не имеющих отклонений в здоровье снизилось в три раза.

Анализ физического развития дошкольников выявил тенденцию снижения гармонично развитых детей и увеличения числа детей с дисгармоничным развитием. Таким образом, только комплекс  оздоровительных мероприятий может решить проблемы оздоровления детей.

Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Управление должно строиться с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать как медико – социальные, так и психолого – педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля. Первичным элементом управления оптимизацией оздоровительной деятельности является программа медико – психолого – педагогического плана. Это есть комплексно - целевая оздоровительная программа, которая не является общепринятым набором лечебно – профилактических  или физкультурных мероприятий. Она представляет собой систему мер, направленных на управление  развития оздоровительной деятельности, на преодоление стратегической неопределённости, в условиях которой происходит реализация оздоровительных технологий. Кроме этого комплексно - целевая программа позволяет выделить приоритетные цели оздоровительной деятельности в соответствии со спецификой состояния  здоровья и физического развития детей.

В МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №187»  в 2016 году, инициативной группой педагогов  был разработан проект  комплексно – целевая  программа по оздоровлению «Здоровые малыши».

Перед нами встала необходимость активизации методической работы по данному направлению, в разработке программы " Здоровые  малыши", которая бы отражала систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей, эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении.

Концептуальной основой деятельности МБДОУ 187  является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учетом его здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития.

Цель данной программы – это формирование двигательной сферы и создание психолого – педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Задачи программы:

1.Посредством конкретной практической деятельности педагогов создать условия для развития у детей системного мировоззрения.

2. Определить модель двигательного режима детей в ДОУ, комплексно подходить к отбору программного содержания и методики проведения занятий по физической культуре, также приёмов руководства организованной и самостоятельной деятельностью детей.

3. Организовать профилактическую, оздоровительную и лечебную работу, обеспечить рациональное питание.

4. Воспитать устойчивый интерес детей к спорту и физической культуре. Расширить творческий потенциал родителей в процессе совместной работы педагогами ДОУ.

На основе программы «Здоровые малыши» в МБДОУ №187 был разработан проект «Здоровые дошколята»,  для старших дошкольников 5-7 лет. Данный проект является одним  из компонентов комплексно – целевой оздоровительной программы. В нашем дошкольном учреждении проект «Здоровые дошколята» реализуется  в старшей и подготовительной к школе группе. Он является одним из средств оптимизации оздоровительной деятельности ДОУ.

Проект актуален в наше время, т.к. в сейчас остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, а также недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме физического воспитания и оздоровления детей.

Проект является смешанным, долгосрочным, срок реализации 1 год. Его цель - выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Задачи данного проекта:

Оздоровительные задачи: 

  1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания.

Образовательные задачи: 

  1. формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  2. создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  3. выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

Воспитательные задачи: 

  1. воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  2. вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
  3. воспитывать положительные черты характера.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы в МБДОУ №187.

С детьми – в различных видах деятельности.

С педагогами – в условиях проведения методической работы.

С родителями – в совместной деятельности.

Методами оздоровительного проекта являются: занятия по физической культуре; подвижные игры; спортивные досуги; спортивные праздники; подвижные игры; кружковая работа; походы; экскурсии;  индивидуальная работа.

Проект «Здоровые дошколята» состоит из двух этапов: подготовительного и основного.

Подготовительный этап включает в себя: создание условий для реализации проекта; изготовление нестандартного оборудования с помощью родителей и педагогов ДОУ.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определённые условия:

  • Оборудован спортивный зал для физкультурных занятий.
  • Стремясь повысить интерес детей к движениям, прежде всего мы пополняем набор оборудования, стараемся его разнообразить.
  • Для того, чтобы дети могли пользоваться физкультурным оборудованием не только  в спортзале мы пересмотрели содержание спортивных уголков в каждой группе.
  • На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий», гимнастическими стенками, футбольными воротами.
  • В ДОУ  имеется физиотерапевтический кабинет со следующими аппаратами: УВЧ, ингаляторы.

Основной этап состоит из пяти составляющих:

  1. Организация двигательного режима в ДОУ. Сюда входят следующие направления и мероприятия:

- утренняя гимнастика продолжительностью 8 – 10 минут;

-  занятия по физкультуре по сетке занятий в течение года. В нашем ДОУ введено 1 дополнительное занятие ежедневно в виде подвижных игр на прогулке.

- Двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

- Подвижные игры, физические упражнения на прогулке и самостоятельная двигательная активность детей;

- самостоятельные игры в помещении с элементами двигательной активности. Использование пособий физкультурного уголка.

- физкультурные досуги;

- соревнования и эстафеты по плану во время занятий в течение года;

- спортивные праздники, проводимые 3 раза в год;

-  походы и экскурсии;

- современная физкультурно- оздоровительная работа детского сада и семьи: Неделя здоровья;

- индивидуальная работа по развитию движений, проводимая ежедневно в течение года;

- посещение спортивного зала, в соответствии с графиком.

  1. Коррекционная работа проводится в тесной взаимосвязи со специалистами ДОУ.

Эта работа включает в себя:

- корректирующие упражнения для профилактики плоскостопия;

- упражнения на формирование правильной осанки;

- наличие паспорта закрепления мебели в соответствии с ростовыми данными детей  и маркировка согласно ГОСТ.

  1. Оздоровительная работа с детьми. Сюда входят следующие направления и мероприятия:

Закаливающие:

- Приём детей на улице в зависимости от погоды в течение года;

- проветривание помещений по графику;

- ходьба по мокрым дорожкам перед сном ежедневно;

- ходьба босиком перед сном ежедневно;

- сухое обтирание тела перед сном ежедневно;

- гимнастика после сна после сна ежедневно;

- воздушные ванны после сна ежедневно;

- обширное умывание после сна ежедневно;

- сон без маек ежедневно;

- оздоровительный бег во время прогулки ежедневно.

Профилактические:

- самомассаж по системе А.А. Уманской после сна ежедневно;

- массаж ушных раковин после сна ежедневно;

- массаж стоп ежедневно после сна;

Эти мероприятия проводятся в чередовании.

- полоскание рта после приёма пищи ежедневно;

- фитотерапия по рекомендациям врача ежедневно;

- кислородный коктейль ежемесячно в течение года;

- сухие бассейны для рук постоянно в течение года;

- ароматерапия постоянно в течение года.

Просветительская работа:

Уголки здоровья в группах; выставки детских рисунков и семейных работ, посвященных здоровому образу жизни.

  1. Создание условий для формирования навыков здорового образа жизни. В этой работе используются такие направления и мероприятия, как:
  • Формирование навыков личной гигиены:

- наличие индивидуальных и общих туалетных принадлежностей;

- демонстрация различных схем, моделей, правил, способствующих выполнению самостоятельных действий;

- беседы о пользе, целесообразности и необходимости выполнения правил личной гигиены;

- демонстрация информативного материала на тему: «Я и моё здоровье».

  • Формирование навыков культуры питания:

- сервировка стола;

- эстетика подачи блюд;

      - этикет приёма пищи.

  • Диагностика здоровья.
  • Диагностика физического воспитания.
  • Оздоровительные занятия для сотрудников ДОУ.
  1. Последняя составляющая основного этапа проекта «Здоровые дошколята» - это работа с родителями.

Сюда входят следующие формы работы:

- Анкетирование родителей.

- Консультации для родителей.

- Семейный клуб «Здоровый ребёнок».

- Спортивные досуги;

- Спортивный праздник: «Мама, папа я – спортивная семья».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.  Антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века». «Аркти». М.,2001г.

2.   Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка» М., 1993г.

3.   Алямовская В.Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания». Н.Новгород, 1990\9г.

4.   Глазырина «Физическая культура – дошкольникам». «Владос» М.2001г.

5.   Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных и образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы всероссийского совещания. М. 2002г.

6.    Алямовская В.Г. «Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении». Н.Новгород 2002г.



Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОУ И СЕМЬИ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Сохранение здоровья населения является ключевой задачей, которая стоит перед современным обществом. Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, от привычек, способа организации свободного времени, основы которых  закладываются ещё в дошкольном детстве. Проблема здоровья уже давно перестала восприниматься только как проблема чисто медицинского характера. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье занимает одно из ведущих мест среди значимых для человека ценностей. Особенно проблема сохранения здоровья будущего поколения.

Исследования последних лет показали, что у дошкольников отмечается тенденция снижения функциональных возможностей организма, увеличивается число часто болеющих детей.

Эксперты ВОЗ считают, что если принять уровень здоровья за 100%, то лишь на 10% состояние здоровья зависит от деятельности системы здравоохранения, 20% - имеет наследственность, 20%  - состояние окружающей среды. А вот остальные 50% зависят от самого человека, от образа жизни, который он ведет. А здесь, как раз, играет огромную роль фактор семьи и фактор образовательного учреждения – насколько они с самого раненого возраста способны создавать ребёнку общий совместный положительный фон психического состояния, обеспечивать развитие деятельной личности.

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на родителей особую ответственность. Очень часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. А ведь именно в семье, в результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово, как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьесбережения. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, "что такое хорошо, а что такое плохо". Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том как сделать так, чтобы дети вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за этим стоит, в том числе, и здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Поэтому дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создании традиций семейного физического воспитания. А детский сад должен выступать в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры здоровья семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.

Только эффективно организованное сотрудничество с семьями воспитанников позволяет достичь необходимых результатов в физическом  воспитании и развитии детей. Лишь  при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Для успешной и продуктивной работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни педагогам необходимо направлять деятельность родителей и в этом направлении обеспечивать взаимосвязь в работе с родителями воспитанников. Поэтому необходимо, чтобы каждый педагогический сотрудник дошкольного учреждения был грамотен в вопросах сохранения здоровья. Педагоги, которые работают с дошкольниками, должны иметь специальные знания, касающиеся здоровья детей  и практические навыки здорового образа жизни.

Степень грамотности педагога в вопросах оздоровления определяет уровень воспитанности детей, умении адаптироваться к условиям жизни, их стремлении познать самих себя.

Несмотря на то, что в последнее время наметились новые формы сотрудничества педагогов и семьи по вопросам здоровьесбережения, которые предполагают подключение родителей к активному участию в оздоровительном  процессе детей. Однако  работа с родителями ведется только в одном направлении педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. При этом обычно обратная связь с родителями не устанавливается, а возможности семейного воспитания в области здоровья не используются в полной мере.

В результате этого, в наше время очень актуально изменение принципов и методов взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в вопросах формирования основ культуры здоровья.

Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей основ культуры здоровья рассматривается как организованное, целенаправленное взаимодействие родителей и педагогов, которое сочетает в себе получение  фундаментальных знаний из области физического развития и здоровья, развитие мотивационно – потребностной сферы, овладение адекватными методами организации образовательного пространства «родители – дети – педагоги».

Социальное партнерство ДОУ и семьи может обеспечить эффективное формирование основ физической культуры и здоровья детей при наличии условий, которые способствуют включению родителей в единое воспитательно – образовательное пространство. Этими условиями являются:

  • Ориентирование на потребности семьи и запросы родителей по укреплению здоровья детей и формированию физической культуры;
  • Формирование целостного представления о единстве целей и задач физического развития в условиях ДОУ и семьи (повышение уровня знаний в области физической культуры и здоровья, знаний о возрастных особенностях психофизического развития детей, способах и методах укрепления их здоровья и т.п; благодаря транслирующей функции педагогов, специалистов и медицинских работников ДОУ);
  • Включение родителей в совместный процесс физического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения в качестве активных участников;
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий в родительскую среду (рекомендации специалистов, подбор соответствующей литературы, видеоматериалов, проведение деловых игр, тренингов и т.д.);
  • Предоставление родителям выбора форм взаимодействия с педагогами ДОУ по вопросам формирования основ физической культуры и здоровья (Клуб здоровья, консультации и беседы, совместные спортивные развлечения и праздники, дни открытых дверей и т.п. наглядно – информационные методы: сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты и т.д.);
  • Приобретение родителями опыта, социальной активности, реализация совместных проектов, участие в круглых столах и семинарах, конференциях.

Социальное партнерство предполагает равное участие в  физическом воспитании ребенка, как дошкольного учреждения, так и семьи. Человеку нравится делать то, в чем он заинтересован. Следовательно, педагогам необходимо заинтересовать родителей оздоровительной работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

Совместная работа дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровьесбережения,  строится на следующих принципах организации  взаимодействия с родителями:

  1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  2. Системность и последовательность работы.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
  4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия ДОУ и семьи. Современная модель социального партнерства дошкольного учреждения с семьями понимается, как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в физическом развитии детей. Такая модель состоит из следующих компонентов:

  • мотивационная готовность – осознанное отношение родителей, детей и педагогов к вопросам формирования основ физической культуры  и культуры здоровья;
  • физическая готовность – повышение уровня физической подготовленности родителей, детей и педагогов мотивирует к активной двигательной  деятельности;
  • педагогическая готовность – создание воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги" на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка;
  • социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения - установление доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами в вопросах формирования основ культуры здоровья  детей  и совместно их решать. Поэтому необходимо создать в дошкольном учреждении единое образовательное пространство, которое будет способствовать тесному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников.

Можно выделить направления, в которых строится система мероприятий по созданию единого образовательного пространства:

  • Повышение педагогической культуры родителей  (изучение закономерностей и особенностей физического и психического развития детей на разных возрастных этапах, знакомство с современным опытом семейного воспитания и др.);
  • Повышение правовой культуры родителей (углубленное знаний нормативно – правовой базы об ответственности за сохранение и укрепление здоровья ребенка и формирование у него основ физической культуры);
  • Пропаганда здорового образа жизни (активная позиция в приобщении детей к культурным и духовным ценностям физической культуры в условиях семьи и детского сада, совместные занятия родителей и детей по формированию двигательной культуры);
  • Социализация приобретенного опыта в образовательном пространстве «родители – дети  - педагоги» (распространение опыта педагогического воздействия на ребёнка с целью формирования основ физической культуры).

При взаимодействии педагогов ДОУ с родителями в рамках единого образовательного пространства, необходимо использовать различные творческие и неформальные  формы работы с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но и практические навыки. Поэтому целесообразно использовать такие формы, основанные на сотрудничестве и взаимодействии родителей и педагогов, где они смогут приобрести определённый педагогический опыт.

Какие же существуют инновационные формы взаимодействия воспитателей с родителями в настоящее время?

Коллективные

Семейный клуб (с приглашением интересных и известных людей);

В отличии от родительских собраний, в основе которых лежит назидательно – поучительная форма общения, клуб строится на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных способов помощи ребёнку.

На заседаниях семейного клуба можно использовать разнообразные формы взаимодействия родителей и педагогических сотрудников в вопросах повышения педагогической культуры и культуры здоровья. Это может быть круглый стол; родительские конференции; мини – собрания; вечера «вопросов и ответов»; коммуникативные игры; деловые игры; устные справочники; родительские тренинги;  выставки и презентации по узким направлениям и т.п.

На современных встречах в семейном клубе, за «круглым столом», во время дискуссии по вопросам здоровьесбережения, родители имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Такая форма организации взаимодействия педагогов с родителями в вопросах воспитания культуры здоровья,  позволяет каждому из участников высказать своё мнение и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.

Одной из форм повышения педагогической культуры является родительская конференция, ценность которой заключается в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На таких конференциях выступают педагоги, работники образования, учителя, педагоги – психологи и т.д. Происходит большой обмен семейного опыта в вопросах здорового образа жизни и физического развития ребёнка.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт физического воспитания. Далее она приглашает к себе две - три семьи, которые разделяют ее позицию в вопросах здоровьесбережения. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. В процессе изучается и передается опыт семейного воспитания.

Родительские тренинги, (тренинговые игровые упражнения и задания), помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные,  конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов — вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои знания о здоровом образе жизни, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный спортивный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками.

Для повышения активности родителей должны применяться методы и приёмы, которые активизируют внимание родителей, облегчают запоминание сути бесед и создают доброжелательный настрой, позволяющие вовлечь их в откровенный разговор и обмен мнениями.

Индивидуальные

Это могут быть индивидуальные консультации по вопросам здоровья, «Почтовый ящик» - специальный банк вопросов о проблемах физического  развития, телефон доверия, беседы по вопросам здорового образа жизни, консультации по здоровьесбережению, поручения родителям и др. Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье,  дать родителям конкретными советы.

Индивидуальной, нетрадиционной формой взаимодействия является приобщение родителей к жизни детского сада: дни открытых дверей, участие родителей в продуктивных видах деятельности в процессе НОД, совместно с детьми.

Использование видеозаписи – имеется в виду распространение видеоматериалов педагогической копилки воспитателей среди родителей. Воспитатели отдают видеоматериал и те в свободное и удобное для этого время  в домашних условиях просматривают материал.

Привлечение родителей к участию в педагогических советах и  семинарах ДОУ – родители имеют полное право участвовать в жизни детского сада, вносить свои предложения, планировать совместную работу.

Совместное оформление альбомов, игр, пособий.

Наглядно информационные

К наглядно – информационным формам работы относятся: сайт ДОУ,  информационные проспекты для родителей;  организация открытых просмотров НОД и других видов деятельности; выпуск газет, организация мини - библиотек по данной теме и др.

Эти формы организации взаимодействия педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами физического развития детей в условиях ДОУ. Они позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы воспитания культуры здоровья в семье, объективнее увидеть деятельность воспитателя в данном направлении.

Семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку свой социальный опыт, но только при непосредственном взаимодействии они создают оптимальные условия для физического развития и развития  культуры здоровья ребенка. Такое взаимодействие редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Для достижения успехов в воспитании здорового образа жизни необходимо тесное сотрудничество семьи и ДОУ. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.

Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволит сформировать основы физической культуры и культуры
здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2010.
  3. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание.- 2004. - №1.
  4. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №11.
  5. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья: Методика работы с родителями». Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика - Синтез, 2012.
  6. Лебедева С.С., Маневцева Л.М. «Проблемы управления инновационным дошкольным учреждением в условиях социального партнерства». - СПб.: "Детство - Пресс", 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...