Выступление на городском методическом объединении: «Интеграция и синтез искусств, как средство художественно-эстетического развития дошкольников»
презентация для интерактивной доски по теме

Михайленко Екатерина Валерьевна

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интегрированные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_sintez_iskusstv.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №10 «Незабудка»

 

141730, Московская область,                                               тел./факс  577-05-00

г. Лобня, ул. Некрасова, д.13                         е-mail: DOUNezabudka@yandex.ru

ОГРН 1025003081388; ОКП03527541;         ИНН 5025017703; КПП 502501001

                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                                 Заведующий МБДОУ ЦРР

                                                                                         д/c № 10 «Незабудка»

                                                                             ____________В.А.Канахина                                                                                                                                                                    

                                                                                             14 ноября 2018 г.

Выступление на городском методическом объединении «Интеграция и синтез искусств как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

https://nalkor.ru/media/k2/items/cache/171fc14b49a79ea979710de5b3402b30_L.jpghttps://nalkor.ru/media/k2/items/cache/171fc14b49a79ea979710de5b3402b30_L.jpg                                             

                                                                       Воспитатель: Михайленко Е.В.

2018 год

ИНТЕГРАЦИЯ И СИНТЕЗ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

В. А. Сухомлинский:

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок».

Интеграция – синтез искусств

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интегрированные занятия.

Актуальность интеграции 

  • Использование интегрированного подхода  развивает потенциал воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  • Форма проведения деятельности нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности  поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности.
  • Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

Виды творчества, используемые в моей работе:

  • МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
  • ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Музыкальное движение – наиболее адекватный возрасту и развивающий ребенка-дошкольника вид музыкальной деятельности. Главный компонент творчества – воображение ребенка, как писал Л.С.Выготский, имеет двигательный характер.   Поэтому именно в творческом музыкальном движении эффективно формируются творческие качества личности. Музыкальное движение вызывает у ребенка яркое эмоциональное переживание, состояние творческого подъема. Музыкальная и двигательная сферы тесным образом взаимосвязаны. С одной стороны, настроение музыки, ее характер определяют характер творческих движений, эмоционально окрашивают их. С другой – удачно найденное ребенком выразительное движение  помогает ему более глубоко проникнуть в содержание музыкального образа.

Музыкально-двигательное творчество детей реализуется в творческих образных этюдах, в которых дошкольники отражают тот или иной музыкальный образ в эмоционально окрашенных движениях под музыку.  Например, дети слушают и анализируют «Весну» А.Вивальди, определяют светлое, радостное настроение музыки и ее важнейшие выразительные средства: мелодию с элементами звукоизобразительности,  в которой слышны радостный щебет птиц и журчание весенних ручьев; тембр солирующей скрипки, рисующий весеннюю грозу в средней части; возвращение первоначального настроения в репризе.

Театральное творчество 

         Этот вид детского творчества развивается в театрализованной деятельности детей. Театрализация – сложный  вид деятельности, уникальный по своим развивающим возможностям, интегрирующий  в себе  музыку и художественное слово, пластику и актерское мастерство, декорации и костюмы, и др.  Интегрированный характер театрализованной деятельности  позволяет  во взаимодействии решать целый ряд образовательных задач: эстетического развития, ознакомления с окружающим, развития речи, социального развития и др.  Наиболее эффективно развивается в этом виде деятельности творчество ребенка-дошкольника.

        Театрализации предшествует большая подготовительная работа. С первыми театрализованными действиями дети познакомились в процессе разнообразных игр-забав, хороводов

        При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.

        Использовались разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, на прогулке говорю, увидев воробья: «Посмотрите, какой маленький и любопытный воробей прилетел. Он сидит на ветке и чирикает, это он с вами здоровается. Давайте мы ему улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь предлагаю вам стать в хоровод, покружиться, сказать: «Чик-чирик, чик-чирик и превратиться в воробушков, полетать и почирикать, как они».

        Продолжают знакомиться при просмотре спектаклей кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и наших педагогов; на праздниках, при участии в постановке детей старшего дошкольного возраста.

       При проведении интегрированных занятий использую перчаточные, пальчиковые, настольные театральные игрушки.

       Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное, подводим итоги в виде викторин и игр.

Изобразительное творчество

       Дошкольный возраст – наиболее плодотворный период для развития детского изобразительного творчества, так как именно в этом возрасте дети обладают большим творческим потенциалом. 

Под детским изобразительным творчеством Е.А.Флерина понимала «сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отображении им своих наблюдений, а так же впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее,  но перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому»

         В качестве   методов  и приемов, обеспечивающих развитие изобразительного творчества дошкольников, Т.Г.Казакова выделяет:

 наблюдение за окружающим миром;

  • восприятие  произведений изобразительного искусства разных видов и жанров;
  • синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства);
  •  создание поисковых ситуаций;
  •  использование игровых приемов, диалоговой формы общения;
  • анализ и оценку детских работ.

        Важно отметить, что синтез искусств рассматривается  Т. Г. Казаковой как возможность эмоционального обогащения художественного образа в изобразительном творчестве ребенка.

        Проведенный анализ работы с детьми позволяет сделать вывод, что синтез искусств является безусловным стимулом  различных видов детского творчества, способствующим самостоятельному принятию ребенком оригинальных творческих решений.   Необходимыми условиями становления творчества дошкольников являются также свобода выбора средств воплощения творческого замысла и овладение навыками той или иной художественной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском методическом объединении на тему: "Повышение познавательной активности через художественно- эстетическое творчество".

laquo;От того, как прошло детство,кто вел ребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира –от этого в решающей степени зависит,каким человеком станет сего...

Муниципальный семинар "Интеграция и синтез искусств, как средство художественно-эстетического развития дошкольников".

        Искусство обладает огромным гуманитарным воздействием на личность человека, ее развитие и формирование. Через искусство воспитывается эстетическое отношение человека...

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов. Теневой театр как средство развития речи у дошкольников.

Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно.В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь  детям, ...

Выступление на Городском методическом объединении. «Сенсорная интеграция на разных этапах развития ребенка в норме»

Сенсорная интеграция — это реакция нервной системы на информацию, полученную от органов чувств. Сигналы от систем обоняния, слуха, зрения сообщают человеку о том, что происходит вокруг и формиру...