Методическое объединение музыкальных руководителей Вязниковского района «Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
материал

Хохлова Татьяна Александровна

Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

В.А.Сухомлинский

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением в условиях реализации ФГОС, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

 

Семья. Общество. Государство – вызовы времени.

 

И чтобы принять эти вызовы хорошо мотивированный и компетентный педагог, который совершенствует своё педагогическое мастерство в использовании интерактивных форм в своей работе - обязательно должен повышать уровень психолого-педагогических компетенций у родителей своих воспитанников по вопросам музыкального развития детей в рамках ФГОС.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое объединение

музыкальных руководителей ДОУ

Вязниковского района

        Сообщение на тему:

      «Инновационные аспекты  взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

C:\Users\Admin\Desktop\нотки1.png

Подготовила:

Татьяна Александровна Хохлова,

музыкальный руководитель

 МБДОУ «Детский сад  №16»

Март 2018 г.

Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

В.А.Сухомлинский

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением в условиях реализации ФГОС, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Семья. Общество. Государство – вызовы времени.

И чтобы принять эти вызовы хорошо мотивированный и компетентный педагог, который совершенствует своё педагогическое мастерство в использовании интерактивных форм в своей работе - обязательно должен повышать уровень психолого-педагогических компетенций у родителей своих воспитанников по вопросам музыкального развития детей в рамках ФГОС.

Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время.

Целью этой работы является поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями. Акцентирование внимания на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах  к  решению задач музыкального образования детей.

Задачи:

-Развивать музыкально-художественную деятельность родителей и приобщать их к музыкальному искусству.

-Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

-Разнообразить формы дифференцированной работы с родителями, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении.

-Учить родителей совместной музыкальной, творческой и игровой деятельности со своими детьми.

Основные принципы новой системы инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьей по музыкальному развитию:

- открытость детского сада для семьи (каждый родитель имеет возможность знать и видеть, как развивается его ребенок, его успехи в музыкальном развитии);

- сотрудничество педагогов и родителей в музыкальном воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых в образовательном процессе по музыкальному воспитанию, на досуговых мероприятиях, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в музыкальном  развитии ребенка.

Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.

Модель взаимодействия родителей, музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и дошкольников осуществляется в реализации плана по взаимодействию музыкального руководителя с родителями и их детьми для достижения поставленной цели.

Я перечислю различные формы взаимодействия с родителями, которые использую в своей педагогической деятельности. Какие-то из них можно назвать традиционными, но это по форме проведения. Каждый раз я ищу новые подходы во взаимодействии. Во-первых, в этих мероприятиях всегда заняты дети, родители и воспитатели, т.е. все участники образовательного процесса. Во-вторых, родители не пассивные участники, а  активно вовлекаются в деятельность на мероприятии, как в группах с родителями, так и в группах с детьми, делятся семейным опытом. При проведении мероприятий используются интерактивные методы.

Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями:

1. Информационно-аналитическое направление:

анкетирование, тестирование

Чтобы глубже понять проблемы в вопросах музыкального развития детей, мы в начале года проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:

  • уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,
  • определить запросы на музыкальное воспитание,
  • готовность родителей к сотрудничеству,
  • провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализирую специфику семьи, музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумываю тактику общения с родителями.

   Я определила для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса (создании музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ и группы).

   Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной музыкально-досуговой деятельности детей и взрослых.

   Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей.

   Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности;

    Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сторонними наблюдателями педпроцесса, не желающие участвовать в каких-либо мероприятиях.

2. Информационно-познавательное направление:

Главной цельюв этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

 Задачи:

1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи.

Для повышения педагогической компетентности родителей я использую активные формы:

- Выступления на родительских собраниях;

- Индивидуальные беседы с  родителями;

- Использование сети Интернет, сотовой связи для обсуждения острых вопросов и распространения информации.

   - Мастер-классы, занятия-практикумы.

Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье проводится с целью музыкального просвещения родителей, по темам:

  • «Музыкальное воспитание в семье»,
  • «Родителям о музыкальном воспитании»,
  • «Советы: музыкальное воспитание»,
  • «Как слушать музыку с ребёнком».

На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываю родителям о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.

Такие темы как: «Правильный подбор репертуара для дошкольника», «Музыкотерапия на все случаи», «Музыка – модель человеческих эмоций», «Играем в музыку» представлены и доступны родителям в буклетах.

(БУКЛЕТЫ НА СТОЛАХ)

Папки – передвижки ( у нас это стенд «Музыкальная капель») более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкальных занятий в детском саду. Там были представлены темы:

  • «Музыкальные игры в детском саду»,
  • «Ваш ребёнок любит петь?»,
  • «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,
  • «10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,
  • «Как в жизнь приходит музыка…»,
  • «Музыка и её влияние на развитие детей» и др.

В процессе данной работы  я  знакомлю родителей:

  • с динамикой развития музыкальных способностей их детей,
  • с достижениями детей в области музыкального развития,
  • с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении .
  • основами знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра).
  • Помогаю родителям приобрести практические навыки музыкального развития детей (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика);
  • обучаю совместномумузицированию с детьми.

Также мы обсуждаем организационные  и технические моменты предстоящих мероприятий.

Предлагаю вам просмотр видеоролика

«Мастер-класс «УЧИМСЯ ПЕТЬ ВМЕСТЕ»»

(Программа мастер-класса на столе перед вами)

Видеоролик ?

Презентация авторской логоритмической игры

«КАК ВО ДВОРИКЕ У НАС»

(Презентация на столе)

3. Музыкально-досуговое направление:

открытые просмотры музыкальной  деятельности, совместные  праздники и развлечения, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты, участие в районных  мероприятиях.

Музыкальные занятия (открытые музыкальные занятия).

Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области: индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; в сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной деятельности в детском саду.

Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные.

С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми в нашем детском саду проводятся праздники:

«День Матери»,

«День защитника Отечества»,

 «Масленица»,

 «8 Марта» и др.

Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;

- Подготовка отдельных номеров;

- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

- Помощь в оформлении помещения;

- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

Это направление самое востребованное, полезное, но и самое трудное.

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с другими детьми,  с родительской общественностью в целом.

Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Видеоролик

Первая музыкальная гостиная «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА»

(Программа гостиной на столе)

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи.

Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных  видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);

Способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Видеоролик

Вторая музыкальная гостиная «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА»

(Программа гостиной на столе)

Данная проблема, хорошо раскрывается в работе О.П.Радыновой, «Музыкальное воспитание в семье», в элективной программе Л.Н. Комиссаровой «Музыкальное воспитание в семье».

Программа знакомит с методами и приёмами организации музыкального воспитания в семье, различными формами работы родителей с детьми, раскрывает роль музыки в гармоничном развитии ребёнка и др.

В рамках нового стандарта изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Для детей – это возможность  приобрести социальный опыт, повысить качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформировать активно-познавательную позицию и школьно-значимые навыки;

Для музыкальных руководителей - оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, сформировать партнерские, доверительные отношения между участниками образовательного процесса; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

Для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы - стать активными участниками и партнерами образовательного процесса, получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка, пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Преимущества новой системы инновационных форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей неоспоримы и многочисленны:

- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем, учитывая  мнения семьи. Педагоги, в свою очередь принимают поддержку  родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых  и осуществляется это взаимодействие;

- это учет индивидуальности ребенка.  Педагог знает особенности и  привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

- это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;

- это возможность реализации единой программы музыкального развития ребенка в ДОУ и семье;

- это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.

 Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

 

При реализации новой системы  взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи традиционным формам работы с семьей.

В результате использованияинновационных  форм взаимодействия музыкального руководителя с родителями наблюдается:

  1. Повышение качества музыкального образования  детей;
  2. Развитие  творческого  потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;
  3. Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они становятся активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ;

      4.  Повышение внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ;

       5.  Родители становятся более компетентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;

       6. Обогащение опыта межличностного взаимодействия детей и родителей.

Опыт показывает, что использование инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт  положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вас на прогулку приглашаем В парк необычный, в музыкальный, В нём что-то новое узнаем Мы променад весенний начинаем !

Слайд 2

Арт – веранда Приятные встречи

Слайд 3

КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ

Слайд 4

Музыкальный павильон Солнечная поляночка

Слайд 5

МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ

Слайд 6

ИНТЕР АКТИВНАЯ ПЛОЩАДКА ИНТЕРЕСНЫЕ НОВИНКИ

Слайд 7

БЕСЕДКА ОТДЫХА ВКУСНОЕ НАСТРОЕНИЕ Отдых нужен – вот беседка К чаю – сладкая конфетка Кекс с изюмом и варенье – Угощенье в настроенье!

Слайд 8

Прогулка наша удалась на славу И в парк вернуться захотим Вас гости наши дорогие От всей души благодарим!



Предварительный просмотр:

Вас на прогулку приглашаем

В парк необычный, в музыкальный,

В нём что-то новое узнаем

Мы променад весенний начинаем!

Вот Арт-веранда распахнула двери

Приятным встречам очень рады

Поют, играют в парке дети

А их таланты – неземные клады!

  1. Арт – веранда «Приятные встречи»
  • Музыкально - игровое приветствие воспитанников групп «Капельки» и «Звоночки» с участием гостей

- игра «Солнечный зайчик» (у кого красное солнышко)

- песня «Солнечный зайчик» (у кого жёлтое солнышко)

А мы прогулку продолжаем

И слово мы предоставляем

По профессии нашей путеводителю

Нашему МО руководителю!

  • Вступительное слово руководителя МО Мусатовой М.С.

На 4х колёсах катают малыша,

Другой на 3х проехал куда-то не спеша,

На 2х несётся третий – малюсенький как гном,

А мы все покатаемся на колесе одном!

Любим он всеми без сомненья

Аттракцион наш в парке «Колесо обозрения»!

  1. Любимый аттракцион «Колесо обозрения»
  • Сообщение Хохловой Т.А., музыкального руководителя МБДОУ №16 «Использование инновационных подходов во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у старших дошкольников с ОНР»
  • Видеоролик «Участие родителей в мероприятиях ДОУ ноябрь-март 2017-2018гг.»
  • Первая муз. гостиная «Песня – душа народа» (гр. «Соловушки»)
  • Вторая муз гостиная «Песня – душа народа» (гр. «Звоночки»)
  • Мастер-класс «Учимся петь вместе» (гр. «Капельки»)
  • Презентация авторской музыкальной логоритмической игры «Как во дворике у нас» (гр. «Родничок»)
  • Про 5е мероприятие озвучить информацию

Давай зайдём, мой друг, сюда,

Здесь сердцу дороги места

Наш музыкальный павильон

Настроит всех на нужный тон.

Споём Фатьянова, друзья,

Без песни ведь никак нельзя!

  1. Музыкальный павильон «Солнечная поляночка», в преддверии празднования 100 юбилея со дня рождения поэта-земляка
  • Исполнение попурри песен на стихи А.Фатьянова

«В городском саду играет»

«На крылечке твоём»

«На Заречной улице»

Всех завертел круговорот

И закружил, и покатил,

И каждый новый поворот

Всех светом знаний озарил.

На «Музыкальной карусели» покататься захотели,

Сели, спели, полетели –

Поучаствовать сумели!

  1. Увлекательный круговорот «Музыкальная карусель»
  • Презентация авторских работ Хохловой Т.А., представленных на областной конкурс «Музыкальная карусель 2018»
  • Авторский сценарий музыкальной сказки «Нет дома без гнома»,
  • Авторский сценарий экологического мероприятия
  • Авторская музыкальная логоритмическая игра «Как во дворике у нас»
  • Авторская методическая разработка по логотерапии

Наш «Весенний променад»

Новинкам разным очень рад -

Сценариям интерактивным

Всегда творческим и креативным!

  1. Интераквтивная площадка «Интересные новинки»
  • Презентации музыкальных руководителей Вязниковского района сценариев интерактивных мероприятий с участием родителей, детей и педагогов.

Прогулка наша удалась на славу

И в парк вернуться захотим

Вас гости наши дорогие

От всей души благодарим!

Отдых нужен – вот беседка

К чаю – сладкая конфетка

Кекс с изюмом и варенье –

Угощенье в настроенье!

  1. Беседка отдыха «Вкусное настроение»
  • Подведение итогов МО
  • Заключительное слово руководителя МО Мусатовой М.С.
  • Чай-пауза


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

В статье подробно рассматриваются функции воспитателя и музыкального руководителя в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

Целевые ориентиры музыкального развития дошкольников в соответствии с ФГОС.

В статье раскрыты общие принципы ,цели,задачи и целевые ориентиры музыкального развития и  музыкального воспитания  дошкольников в контексте ФГОС ДО.Сформулированы современные задачи музыкал...

«Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

laquo;Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».В...

Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г. Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохранение психофизического и социального здоровья детей с ТНР»

Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г.Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохра...

Выступление в рамках городского методического объединения «Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС»

Выступление по теме "Детское игровое эксперементирование - средство интелектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС"...