Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
статья на тему

Гришкова Светлана Вячеславовна

Развитие познавательной активности  детей

                           старшего дошкольного возраста

                     через экспериментальную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx73.37 КБ

Предварительный просмотр:

             

              «Развитие познавательной активности  детей

                           старшего дошкольного возраста

                     через экспериментальную деятельность»

                                                                                       

   

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира .Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими  культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»

                                                                                                  ( Р.Эмерсон).

 Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ,  классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества.

 Это объясняется тем, что старшим дошкольникам  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  Таким образом, в  дошкольном возрасте он является ведущим.

 

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на  возросших требованиях  к универсальности знаний.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью моей работы было: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели я определила ряд  задач:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
  • выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм,  звук, температура, состояние веществ,);
  • развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);       
  1. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  2. Развитие у детей познавательных способностей:

- мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

  • способов познания путем сенсорного анализа.
  1. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
  • развитие коммуникативности;
  • совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
  • развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

 5.Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

Свою работу по развитию  экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны погибли. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале провели цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости  от измерения температуры.
  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).
  • В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные  опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?

 - человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.) .  Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различ-

-ные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).

  1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

 3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.   В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты.

 Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В -  третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

  • Постановка проблемы;
  • Поиск путей решения проблемы;
  • Проверка гипотез, предположений;
  • Обсуждение увиденных полученных результатов;
  • Формулировка выводов;

 Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную   деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

  Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Обосновала содержание уголка экспериментирования.

 Где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности  детей.

В центре имеется   разнообразное оборудование.  Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.    

     

Опытно – экспериментальная  деятельность — это интегрирующийся с другими видами детской деятельности вид деятельности.  Наблюдение является  одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако,  само наблюдение может происходить и без эксперимента.

Интеграция  между экспериментом и трудом на первый взгляд, как будто не видна: труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек», «Свет»,  и другие.

Словесные игры:  "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", и др. развивают у детей внимание,    воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови  глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей.

 Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.  

Возможны следующие сочетания:  чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно  опыты и  эксперименты;

 Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение     имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

 Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Связь детского экспериментирования с художественным творчеством  двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.                       

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте.

 

Блок организованного обучения в форме НОД.

Программа  детского экспериментирования  предполагает перспективное планирование НОД  1 раз в неделю, с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой природы. Во время НОД проводится 3- 4  эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования в «Детской лаборатории» обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т.д.

Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.

В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала цель и таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению хода .В процессе работы я  поощряла  детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала   из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме,  а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

  • дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом при-

обретают новые знания;

  • дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они

мыслили.

 Дети работают самостоятельно, я  по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь   результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

После эксперимента не упускаю   воспитательные моменты -  дети

самостоятельно наводят   порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Совместная деятельность взрослого с детьми.

 Совместная  деятельность взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно - экспериментальных  навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты.. Именно совместная  содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

 Самостоятельная деятельность детей

 Планирование этой работы предполагает  в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организован уголок экспериментирования  с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды   имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.        

  • Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

- Например, после ознакомления со  свойствами  воды, чтения рассказ «Умная галка» в уголке помещали такие алгоритмы (показ).

- Какую задачу мы  решали?

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

- Какой вывод должны сделать дети? (Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность).

  • Проблемная ситуация;

- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли  скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

  • «Чудесная коробка» с  предметами;
  • Совместное начинание

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной  деятельности.

  Методы и приемы  работы 

В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

 - Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  я  использовала наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

-  Словесные   (беседы, чтение   художественной   литературы, использование фольклорных материалов).        

-  Практические  методы. Большое значение придавалось ведущей форме  деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

  • Использование  инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.  
  • Намного интереснее не просто послушать  рассказ  воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает  маленький естествоиспытатель.

Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети  в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

 Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию для детей стали открытием, они  их ждут с нетерпением.

  Воспитатель и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно – экспериментальной активности детей я провела анкетирование родителей.

По результатам анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: была  оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала

раздаточный материал  в виде памяток и рекомендаций, обмен опытом.

Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны  картины, иллюстрации, познавательные игры.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», я пришла к выводу, что опыт  работы в данном направлении  эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной  деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой. Отмечается положительная динамика по всем критериям  овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

Дети научились  фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента.

Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности.

В заключении хочу отметить, что положительные результаты проведенной данной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности моей работы.

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Процесс познания, освоение новых представлений очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

Убеждена, что в опытно – экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Воспитателям детского сада представила  Проект "Лаборатория неживой природы"  «Хлеб- всему голова».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В буклете рассматривается работа с детьми в детском саду по экспериментальной деятельности....

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

laquo;Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»....

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

 Понятие «познавательная активность» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности.  Федеральный госуда...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

 Понятие «познавательная активность» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности.  Федеральный ...

Мастер-класс «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности  детей  дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

На сегодняшний день развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи &nda...