Главные вкладки

    Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни
    материал на тему

    Киселева Марина Алексеевна

    выступление на педсовете

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_pedsovet.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование у дошкольников
    основ безопасности жизнедеятельности
    и здорового образа жизни»

    (выступление на педсовете)

              Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача взрослых – научить ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамичном мире.

              Безопасное поведение в городе формируется у детей через понимание необходимости соблюдения определенных правил поведения в разных областях жизни. Дошкольника опекают родители и персонал детского сада, получивший же свободу школьник оказывается совершенно неподготовленным к ответственности за собственную и чужую жизнь. Попадая в непривычную ситуацию, дети теряются, не могут определить степень ее опасности, часто вообще не связывают происходящее с полученной ранее информацией и не могут адекватно действовать.

              Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. В научной литературе понятие “безопасность” трактуется как предотвращение угрожающих жизни человека влияний внешних и внутренних факторов среды. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.

              В ДОУ педагогам необходимо:

    • Создавать условия для формирования естественности посильности движений, добровольности и желания их выполнять (физическое здоровье).
    • Обеспечить ребёнку чувства психической защищённости, доверия к миру, радости (психическое здоровье).
    • Формировать начало личности, развивать индивидуальность, базис личностной культуры (социальное здоровье).

    Это основные составляющие ОБЖ.

    Задачи Безопасности Жизнедеятельности:

    • идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
    • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
    • защита от опасности;
    • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
    • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

    Т. о., формула безопасности гласит:

    • предвидеть опасность;
    • при возможности избегать;
    • при необходимости действовать.

    Цель здоровьесберегающей технологии –

    обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитания у него культуры здоровья и культуры безопасного поведения в быту.

    «Формирование основ безопасного поведения

    в быту, социуме, природе»

    Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

    Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования.

    Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

    Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства  ИКТ. Инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи:

    • Воспитательные
    • Развивающие
    • Обучающие

    Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста, выделен ряд моментов, которые важно учитывать при решении данных задач:

    * Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов.
    * Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.
    * Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода.
    * В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».

    Выработаны  следующие принципы работы с детьми по данному направлению.

    К ним относятся:

    • не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения  на улицах;
    • чаще использовать наблюдения в реальной обстановке;

    -применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать кружковую и театральную деятельность применение методов проекта;

    - работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка.

    Не мало важное значение имеют и условия для ознакомления детей с  основами безопасности жизнедеятельности:

    • Микроклимат в ДОУ
    • Пространственно - предметное окружение
    • Игровая среда (ППР среда)

    Формы организации  деятельности детей дошкольного возраста:

    • Организованная деятельность детей
    • Совместную деятельность взрослых и детей
    • Свободная самостоятельная деятельность

    Для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:

    • беседы,

     • эксперименты,

     • тренинги,

     • наглядность,

     • сюжеты из жизни,

     • художественные произведения,

     • игры,

     • рисование на различные темы.

    Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    • Первый этап -  это диагностика уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, природе.,  есть ли у них личный опыт на который в дальнейшем может опереться воспитатель.
    • Второй этап - это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний.
    • Третий этап - закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе.
    • Четвертый этап- формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
    • Пятый этап - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при  обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

    В основе организации образовательного процесса  по разделу формирование основ безопасности в быту, социуме, природе находится программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина), разработанная на  основе проекта Государственных стандартов дошкольного образования.

    В соответствии с программным содержанием реализуются

    шесть основных направлений программы:

    1. Ребенок и другие люди
    2. Ребенок и природа
    3. Ребенок дома
    4. Здоровье ребенка
    5. Эмоциональное благополучие ребенка
    6. Ребенок на улице

    Деятельность особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

    Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом - семьей, Полицией (инспекторами ДПС) и МЧС России (ПЧ).

    Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...

    Педсовет. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

    Слайд 1. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни».Слайд 2. Педсовет я хочу начать с игры.Уважаемые коллеги, я прошу всех встать в одну линию, рассчит...

    Педсовет «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

    Слайд 1. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни».Слайд 2. Педсовет я хочу начать с игры.Уважаемые коллеги, я прошу всех встать в одну лини...

    СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШАЯ 2014-2105

    Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также  предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)....

    ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подготовительная группа 2015-2016

    Создание безопасных условий при организации образовательного процесса...

    Интегрированное открытое занятие по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Игра – викторина «Что? Где? Когда?»

    Цели: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей  представления  о сохранении здоровья и безопасности жизнедеятельности....