Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни
материал на тему

Киселева Марина Алексеевна

выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_pedsovet.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у дошкольников
основ безопасности жизнедеятельности
и здорового образа жизни»

(выступление на педсовете)

          Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача взрослых – научить ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамичном мире.

          Безопасное поведение в городе формируется у детей через понимание необходимости соблюдения определенных правил поведения в разных областях жизни. Дошкольника опекают родители и персонал детского сада, получивший же свободу школьник оказывается совершенно неподготовленным к ответственности за собственную и чужую жизнь. Попадая в непривычную ситуацию, дети теряются, не могут определить степень ее опасности, часто вообще не связывают происходящее с полученной ранее информацией и не могут адекватно действовать.

          Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. В научной литературе понятие “безопасность” трактуется как предотвращение угрожающих жизни человека влияний внешних и внутренних факторов среды. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.

          В ДОУ педагогам необходимо:

  • Создавать условия для формирования естественности посильности движений, добровольности и желания их выполнять (физическое здоровье).
  • Обеспечить ребёнку чувства психической защищённости, доверия к миру, радости (психическое здоровье).
  • Формировать начало личности, развивать индивидуальность, базис личностной культуры (социальное здоровье).

Это основные составляющие ОБЖ.

Задачи Безопасности Жизнедеятельности:

  • идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
  • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
  • защита от опасности;
  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Т. о., формула безопасности гласит:

  • предвидеть опасность;
  • при возможности избегать;
  • при необходимости действовать.

Цель здоровьесберегающей технологии –

обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитания у него культуры здоровья и культуры безопасного поведения в быту.

«Формирование основ безопасного поведения

в быту, социуме, природе»

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства  ИКТ. Инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи:

  • Воспитательные
  • Развивающие
  • Обучающие

Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста, выделен ряд моментов, которые важно учитывать при решении данных задач:

* Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов.
* Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.
* Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода.
* В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».

Выработаны  следующие принципы работы с детьми по данному направлению.

К ним относятся:

  • не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения  на улицах;
  • чаще использовать наблюдения в реальной обстановке;

-применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать кружковую и театральную деятельность применение методов проекта;

- работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка.

Не мало важное значение имеют и условия для ознакомления детей с  основами безопасности жизнедеятельности:

  • Микроклимат в ДОУ
  • Пространственно - предметное окружение
  • Игровая среда (ППР среда)

Формы организации  деятельности детей дошкольного возраста:

  • Организованная деятельность детей
  • Совместную деятельность взрослых и детей
  • Свободная самостоятельная деятельность

Для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:

  • беседы,

 • эксперименты,

 • тренинги,

 • наглядность,

 • сюжеты из жизни,

 • художественные произведения,

 • игры,

 • рисование на различные темы.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

  • Первый этап -  это диагностика уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, природе.,  есть ли у них личный опыт на который в дальнейшем может опереться воспитатель.
  • Второй этап - это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний.
  • Третий этап - закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе.
  • Четвертый этап- формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
  • Пятый этап - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при  обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

В основе организации образовательного процесса  по разделу формирование основ безопасности в быту, социуме, природе находится программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина), разработанная на  основе проекта Государственных стандартов дошкольного образования.

В соответствии с программным содержанием реализуются

шесть основных направлений программы:

  1. Ребенок и другие люди
  2. Ребенок и природа
  3. Ребенок дома
  4. Здоровье ребенка
  5. Эмоциональное благополучие ребенка
  6. Ребенок на улице

Деятельность особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом - семьей, Полицией (инспекторами ДПС) и МЧС России (ПЧ).

Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное открытое занятие по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Игра – викторина «Что? Где? Когда?»

Цели: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей  представления  о сохранении здоровья и безопасности жизнедеятельности....

Календарно – тематическое планирование по формированию основ безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни в старшей группе

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь имен...

Содержание деятельности по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Мы предлагаем рекомендации по проведению "Занимательной деятельности" с детьми в условиях семьи, игры по познавательному, речевому развитию детей дошкольного возраста, краеведческие игры, ви...

« Содержание деятельности по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

laquo; Содержание деятельности по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного  возраста»...

Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей...