Главные вкладки

    Семинар "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
    материал по теме

    Экен Надежда Ивановна

    "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument.docx18.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

    К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья населения России, в том числе и детей дошкольного возраста. В тоже время общество нуждается в выпускнике дошкольного образовательного учреждения, который физически подготовлен, устойчив к неблагоприятным внешним факторам, осознанно и бережно относится к своему здоровью. Поэтому проблема формирования основ здорового образа жизни так актуальна в современном дошкольном образовании.

    Дошкольный возраст – это, наилучшее время, когда дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически, выполнять их правильно и быстро. Они учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком и др. Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности.

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до семи лет идёт интенсивное развитие организма. В становление функциональных систем организма закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей знания и практические навыки здорового образа жизни. Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также устои и потребности в регулярных занятиях. Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умение я напрягаться без ущерба здоровью, элементарно корректировать своё эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности , в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребёнка.


            Здоровье – это не только отсутствие болезненного состояния, оптимальной работоспособности, эмоционального тонуса, но и фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду, являются формирования у них представлений о здоровье - одной из главных ценностей жизни. Педагоги и родители должны научить ребёнка правильному выбору в любой ситуации. Только полезному для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Эти задачи должны решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

    Чтобы ребёнок овладел даже самыми элементарными знаниями и умениями сохранения и укрепления своего здоровья надо, чтобы он имел определённые знания о строении своего организма, о функциях и значимости для жизни его частей и органов. От знаний о себе, о значении тех или иных органов для жизни, ребенок переходит к знаниям и умениям сохранять и укреплять здоровье этих органов, а значит, и организма в целом. Цель работы воспитателя и инструктора по физической культуры: формировать основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через знакомство с организмом человека.

     Задачи:
    1. Формировать у детей первоначальные основы знаний из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии.
    2. Формировать систему знаний о здоровье, факторах, влияющих на укрепление и сохранение здоровья.
    3. Воспитать у детей бережное и заботливое отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.

    Система физкультурно-оздоровительной работы – это создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий; соблюдение правил санитарии и гигиены; организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей); поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С). Обязательны физминутки, физпаузы, подвижные игры, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, выполнение режима дня, организация правильного и рационального питания, закаливающие процедуры, различные упражнения на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний и т.д.

     Большое внимание нужно уделять организации развивающей среды в группе: физкультурный уголок; дидактические, настольные игры, альбомы; таблицы, модели на валеологическую тему. Активно работать с родителями: проводить родительские собрания, беседы, консультации, анкетирования, совместные спортивные праздники и развлечения, дни открытых дверей. и др.

    Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», 3. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» и т.д.

    Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
    Двигательная деятельность, прогулки. Рациональное питание, соблюдение правил гигиены. Правильное питание обеспечивает нормальное телосложение и развитие организма. Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. И действительно использование естественных сил природы приводит к тому, что человек делается закалённым, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды.

    Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Ведь первое с чем можно столкнуться  при поступлении детей в детский сад — это слабое физическое развитие детей. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дошкольники имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и вялая мимика, нет гордости в осанке. Именно поэтому следует воспитывать у ребенка: привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку; основы культурно-гигиенических навыков; элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие; умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их. Дети должны научиться: определять свое состояние и ощущения; понимать необходимость и роль движений в физическом развитии; выполнять гигиенические требования к телу, одежде; использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

    Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости. Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего и  утренняя гимнастика.

    Полученные детьми знания должны непременно подкрепляться положительным примером взрослых, окружающих детей, в первую очередь родителей.
    Таким образом, успех деятельности взрослых по укреплению и сохранению здоровья детей во многом зависит от того, насколько сам ребёнок участвует в этой деятельности – владеет приёмами сохранения и укрепления своего здоровья, понимает важность этого. Поэтому можно говорить о необходимости и эффективности знакомства детей с собственным организмом и формирования основ здорового образа жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования

    Детская заболеваемость с каждым годом растет. Уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку и нарушения опорно — двигательного аппа...

    Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования/

    В данной презентации представлена концепция работы детского сада по физическому развитию и формированию правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного ...

    Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....

    Выступление на педагогическом совете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Психогимнастика - здоровьесберегающая технологияв работе с детьми дошкольного возраста»

    Выступление на педагогическом совете«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Психогимнастика - здоровьесберегающая технологияв работе с детьми до...

    Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    Данная статья рассматривает различные аспекты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста с учетом современных требований к дошкольному образованию. Материал может быть полезен педа...

    Буклет: консультация для родителей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Ваш здоровый малыш!»

    Визуальные закладки для родителей «Ваш здоровый малыш!», методическая разработка консультации поможет родителям в воспитании у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Консультац...