«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с компонентами неживой природы посредством проектной деятельности».
рабочая программа на тему

Бакшаева Татьяна Юрьевна

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

           Отчет по самообразованию на 2015-2016 год в старшей группе

Тема: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с компонентами неживой природы посредством проектной деятельности».

Актуальность

Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты  составляют основу всякого знания.

Экспериментирование в дошкольном возрасте является методом обучения, который позволяет моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствует умение анализировать, осуществлять поиск решения проблемы.

Цель работы по самообразованию:

Расширение общепедагогических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня.

Задачи:

Формировать интеллектуальные способности дошкольников.

Продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию.

Придерживаться простоты и ясности изложения предложенного детям материала.

Подобрать соответствие содержания деятельности возрасту детей.

Содержание :

Детское экспериментирование должно строиться самим ребенком, оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий , что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Детское экспериментирование является одним из действенных способов активации активности и самостоятельности ребенка. Педагоги стоят у истоков становления личности ребенка, они должны обеспечить самоопределение личности, создать условия для ее самореализации. Саморазвитие человека возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу. Необходимо направлять дошкольников на осмысленную деятельность, в процессе которой, они сами бы могли все новые и новые свойства предметов, отличать их свойства и различия, чтобы росло желание  у детей приобретать знания самостоятельно. Это возможно в детской деятельности-экспериментировании. Необходимо создать условия для исследовательской деятельности детей, где ребенок чувствует себя ученым исследователем, а взрослый является равным партнером данной деятельности.

В нашей группе есть уголок экспериментирования, который постоянно обновляется новыми материалами.

Дети сами выбирают инструменты приборы, сосуды которые необходимы им при исследовании того или иного предмета или явления. Дети моей группы любят работать больше всего с увеличительным стеклом (лупой) и интересуются микроскопом .

Мною подбираются методики для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования. Мы с детьми с удовольствием посещаем НЛО (научную лабораторию открытий), оборудованную и оснащенную различными приборами, наглядными материалами, дид.играми.

Стараюсь систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствует росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечается стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей. В структуру экспериментирования входят.

  1. Постановка проблемы, которую следует решить.
  2. Цель и задачи, направленные на решение проблемы.
  3. Выдвижение гипотез (поиск всевозможных путей решения).
  4. Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
  5. Формулировка выводов.

Мною было разработано перспективное планирование на основе которого мы работали весь год.

                    ВЫЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВ ВОДЫ

       Цель

     Содержание

        Вывод

           1

               2

               3

  1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной
  1. Во время мытья  рук изменить температуру воды
  2. Взять три чайника с водой разной температуры.

Предложить определить, какая вода в чайнике.  Налить воду в разные тазики и на ощупь проверить, какая вода (она не должна быть слишком горячей)

Вода может быть холодной, теплой, горячей.

  1. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачна.

Взять 2 стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана опустить монетку или камушек.

В стакане с водой камушек виден -вода прозрачная. В стакане с молоком камушка не видно – молоко не прозрачное.

  1. Повести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.
  1. Сравнить на вкус воду, молоко, сок.
  2. Взять два стакана с водой. Затем положить в один стакан сахарный песок, в другой соль.

Вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – соленая.

  1. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха

Сравнить запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов.

Вода не имеет запаха.

  1. Повести детей к пониманию того, что вода жидкая, может течь.

Взять разные сосуды, переливать воду из одного в другой. В один из сосудов положить твердый предмет (кубик), переместить предмет из одного сосуда в другой.

Вода жидкая – течет.

  1. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет.

Взять 2 стакана с водой. В один положить положить обычный песок, а в другой – сахарный. Размешать. (Можно использовать соль, шипучие таблетки – витамины, твердые предметы, акварельные краски)

Сахарного песка не видно – растворился в воде, речной песок опустился на дно стакана – не растворился.

  1. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
  1. Взять деревянный кубик, определить форму, меняя место его расположения (на руке, в стакане, на тарелке)
  2. Налить воду в сосуды разной формы.

Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Жидкая вода не имеет формы.

  1. Подвести детей к пониманию трех состояний воды.

Взять три колбочки с водой : одну поместить в морозильную камеру или вынести на мороз, вторую оставить в группе, третью подержать над спиртовкой.

В первой – лед, во второй – вода, в третьей – пар.

  1. Подвести детей  к тому, что вода испаряется.
  1. Налить в неглубокую мисочку воды (лучше подкрашенной) и оставить на несколько дней. Следы краски останутся на стенках посуды и будут указывать на изменение уровня воды.
  2. Поставить мисочку с одинаковым количеством воды в разных местах теплом и холодном.
  3. Взять одну большую  и одну маленькую мисочку с водой, поставить их в одинаковых условиях.
  4. Растворить в стакане с водой соль и сахар и оставить на некоторое время.
  5. Накрыть большой лист растения полиэтиленовым пакетом так, чтобы в него не проникал воздух.

  1. Вода испаряется постепенно.
  2. Вода в теплом месте испаряется быстрее, чем в холодном.
  3. Вода  испарится быстрее из мелкой мисочки.
  4. Вода  испарится, на дне стакана останутся следы соли и сахара.
  5. На стенках пакета появятся капельки воды. Вода испаряется с поверхности листа растения.

               Выявление свойств снега и льда

  1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда.

Принести снег и лед в помещение.

 Снег и лед превращается в воду в теплом помещении.

  1. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.

Взять горсть снега и положить на ладонь, затем на ладонь в варежке.

Снег растает.

  1. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.

В морозный день предложить детям слепить снежки.

Лепится влажный снег. Влажным снег бывает при слабом морозе.

  1. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега.

В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.

Вода замерзла в бутылке, лежавшей в снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба, и не замерзла на дне сугроба. Снег защищает растения от холода.

  1. Дать детям понятие о загрязнении снега и воды.

Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр, которым покрыт стакан.

На бумажном фильтре останутся следы, снег грязный.

Неотъемлемой частью методической работы является тесное взаимодействие с родителями воспитанников,  вовлечение их в дела детского сада и в работу, которую проводят их дети. Для этого я провожу беседы с родителями по теме «Детское экспериментирование».

Мной изучена и проанализирована литература.

1.Балакина Т.А Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира. Владимир: ВОНУУ, 2001.

2. Прохорова Л.Н Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание, 1996.

3.Прохорова Л,Н Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Москва : Аркти, 2003.

4.Иванова И.А Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва. ТЦ «Сфера», 2003.

В своей дальнейшей деятельности я планирую продолжить проводить экспериментальную деятельность с детьми, организуя данную работу в различных режимных моментах. Что интересно ребенку, то интересно мне, а мои дети проявляют неподдельный интерес к  различного вида экспериментированию. Главное вовремя обратить внимание, казалось бы, на простые вопросы ребенка, которые таят в себе много интересного. Мои маленькие исследователи  интересуются буквально всем,  им интересно все, поэтому на основе детских вопросов возникло еще много тем для экспериментальной проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...

отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками...

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС посредством проектов"

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе...

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС посредством проектов"

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе...