Главные вкладки

    Свет и тень
    опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

    Ходякова Ольга Валерьевна

    Познакомить детей с понятием свет и тень.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл svet_i_ten.docx17.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель:

    Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.

    Задачи:

    ·       Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.

    • Формировать навыки исследовательской деятельности.
    • Активизировать словарь детей(эксперимент, опыт)
    • Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы.
    • Способствовать  развитию у детей познавательной активности, любознательности ;развивать мыслительные операции
    • Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
    • Воспитывать доброжелательное отношение, умение работать в паре, развивать коммуникативные навыки,взаимопомощи

    Оборудование и материалы:

     

    Ход деятельности:

    Мотивационно - ориентировочный этап

    Игра – приветствие «Круг друзей» 

    Воспитатель:     Поздоровались с гостями,

                                  Улыбнулись всем вокруг,

                                  Руку дайте другу слева

                                  И скорей вставайте в круг.

                                  В круг широкий, вижу я,

                                  Встали все мои друзья.

                                 Мы сейчас пойдем направо,

                                 А теперь пойдем налево,

                                 В центре круга соберемся,

                                 И на место все вернемся.

                                 Улыбнемся, подмигнем,

                                 Заниматься мы начнем.

    (Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

    Воспитатель:  Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и просто обожаете экспериментировать, так ли это?

    Дети:  Да.

    Воспитатель:  Сегодня, я предлагаю вам поэкспериментировать

      Воспитатель. Скажите, а какое сейчас время суток (день), а в какое время суток вы приходите из дома в детский  садик? А что вы делаете ночью? Чем занимаетесь днем?

    Воспитатель показывает части суток и просит их назвать.(слайд части суток)

    - Как вы думаете почему день сменяется ночью? (Солнце прячется и наступает ночь)

                                                               

    Практический этап 

    Воспитатель:  Ребята, покажите, где находится солнце? (Дети показывают). Солнце излучает свет. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света?

    Дети рассуждают, делают выводы (наша планета третья по счету от солнца и получает достаточное количество солнечного света, в отличии от других планет, которые дальше удалены от солнца; те планеты, которые расположены очень близко к солнцу, получают много солнечного света и на них очень жарко и можно сгореть).

    Воспитатель: Наша планета имеет самые оптимальные условия для жизни человека. Солнце – это естественный источник света на Земле. Оно светит всегда и никогда не гаснет. А давайте представим, что будет, если солнце престанет светить?

    Дети:  Будет холодно, темно, нам придется одеть скафандр.

    Воспитатель: Ребята, свет бывает разный  свет от солнца является  естественным - он создан самой природой.  Свет от луны, звезд, молнии тоже является естественным. Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования.  Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться?

    Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички.

    Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный».

    (Детям предлагается набор картинок: луна, звезда, молния, фара машины, экран телевизора, свечка, фонарик, лампочка, спичка, костер, северное сияние, светлячок, огонь в камине, извергающийся вулкан, факел).(разложить на 2 группы естественный и искусственные)

    В конце игры дети называют то, что изображено на их картинках.

    Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами  в настоящую лабораторию, где изучают свет. Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:

    1.     Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

    2.     Внимательно слушать научного руководителя.

    3.     Приступать к выполнению опыта только после моего указания.

    4.     После каждого опыта делать - вывод.

    Воспитатель:  Ребята,  свет - это форма энергии, которая с нами повсюду, она невидима для человеческого глаза

    Воспитатель. Ребята, а вы замечали, что образуется на небе, горизонте когда идет дождь и светит солнце(радуга)

     •На минуту в землю врос
    Разноцветный чудо-мост.
    Чудо-мастер смастерил
    Мост высокий без перил. 
    (Радуга)

    Сейчас мы с вами сделаем радугу.(проведём эксперимент)

    - Возьмите  диск, и посветите на него фонариком. Что вы увидели?(радугу)

    Из каких цветов состоит радуга(7)

    Когда вы светили фонариком на диск ,каким цветом светил фонарик(белый,желтый)

    Дети: Белого, желтого...

    Воспитатель: На самом деле его можно разложить на семь разных оттенков

    Воспитатель: Ребята, ну а так как мы с вами находимся в лаборатории, мы с вами можем увидеть все цвета света.

    Давайте раскрасим свет в разные цвета.(опыт 2)"Семь оттенков света".

    Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?

    Дети: Можно сделать вывод: свет имеет семь оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый голубой, синий, фиолетовый.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что на свете всех быстрее? 

    Дети: Самые быстрые - машина, самолет, ракета.

    Воспитатель: Всех быстрее свет. Луч света имеет очень большую скорость и считается наибыстрейшим объектом во вселенной. Даже есть такое выражение «Движется со скоростью света», значит движется очень - очень быстро.

    Воспитатель: Свет имеет еще одно свойство - проникать через некоторые предметы, а через другие - не проникать.

    Педагог просит детей взять с  подносов прозрачную пленку и деревянные брусочки.

    - Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?

    Дети высказывают свои предположения.

    Воспитатель: Ну что ж, давайте проверим: 

    - Возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света?

    - А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?

         Дети проводят опыт "Способность света проникать или не проникать через предметы"

    Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?

    Дети: Можно сделать вывод: свет проникает только через прозрачные предметы.

    Воспитатель: Если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, то появляется тень от такого предмета.

    - Возьмите деревянный брусочек и посветите на него так, чтобы тень "падала" на стол.

    Положите на стол лист бумаги. Карандашом  нарисуйте на листе крестик-это место для фигурки, поставьте дерево на крестик. Посветите фонариком на дерево сверху и отметьте длину линии на листе. А теперь опустите фонарик чтобы он располагался ближе к листу и отметьте новую границу тени. Уберите дерево и сравните две полученные линии.

    Линии оказались разной длины.(длина тени зависит от направления и угла распространения светового луча)

    Физкультминутка

    Быстро встаньте, улыбнитесь,

    Выше, выше потянитесь.

    Ну-ка плечи распрямите.

    Поднимите, опустите.

    Влево, вправо повернулись,

     Руками коленей коснулись.

    Сели – встали, сели – встали

    И на месте побежали.

    Воспитатель: Вот на таком свойстве игры света - тени,  люди придумали Теневой театр.

     

    Рефлексивно-оценочный этап 

    Воспитатель: Молодцы, ребята, вы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня изучали?

    Дети: Мы узнали как влияет свет на жизнь растений, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные, как появляется тень. Увидели какого цвета свет.

    Воспитатель:   Правильно. Мы с вами познакомились с естественными и искусственными источниками света, некоторыми свойствами света. А что вам сегодня больше всего понравилось? Какие эксперименты?

    Дети отвечают, высказывают свое мнение.

    Воспитатель: Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете продолжать экспериментировать и изучать окружающий мир.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Использование света и тени в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста"

    В статье отражён опыт практической деятельности в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста. Также рассказывается о современном подходе к проектированию образовательного ...

    презентация Свет и тень

    Экспериментирования проходят в рамках совместной деятельности детей и взрослых (родителей и педагогов) на основе проекта «Школа маленького исследователя».  Это  способ взаимодействия с окруж...

    План – конспект прогулки в летний период для детей 5-6 лет. Тема: «Свет и тень».

    данный методический материал будет полезен родителям и воспитателям детских садов....

    Проектно - исследовательская деятельность на тему: "Свет и тень".

    фотрмирование познавательных действий ребёнка через его включение в проектно - исследовательскую деятельность...

    Конспект занятия познавательско-исследовательской деятельности «Свет и тень»

    Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...

    Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»

    Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...