Семейный экологический проект "Опавшие листья"
проект (средняя группа) на тему

Кирюхина Лариса Валентиновна

Совместная деятельность детей и родителей в проекте "Опавшие листья" объединила всех участников. Экспериментируя, дети узнали много интересного об обыкновенном листочке с дерева.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon listya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный экологический проект «Опавшие листья»

Номинация «Экология семьи»

 

Введение

Идея создания проекта «Опавшие листья» Родилась во время осенних наблюдений  Как ответ на детский вопрос «Куда же деваются опавшие листья!» Осенние листья предохраняют почву от замерзания, согревая ее зимой. Большое значение опавшие листья имеют и в жизни животных. Мы решили узнать для чего нужны листья, как они используются в природе , поэтому выбрали тему: «Опавшие листья»

Цель работы: 

Показать на  доступном для дошкольника уровне круговорот веществ в природе, о связи растений и почвы, как образуется почва. Какую роль в ее образовании играют осенние листья. Познакомить с теплым одеялом из опавших листьев.

Задачи:

- Формировать умение выяснять связь растений и почвы.

 Формировать умение устанавливать   причинно - следственную связь.

 -    Способствовать развитию взаимодействия человека с природой. Определять, как предохранить почву от вымерзания.

 -  Формировать умение творчески фантазировать в процессе художественной деятельности детей.

- Учить детей соотносить описание природы с определенным временем года.

 - Активизировать познавательную деятельность, развивать речь детей. Узнать о пользе опавших листьев.

-  Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологического воспитания детей.

-  Включить детей и родителей в творческий процесс. Обьеденить детей и взрослых к общению и взаимодействию, а также открыть пути для взаимодействия в будущем.        

Гипотеза: если каждый человек будет знать о пользе опавших листьев, то почва  будет плодороднее и будет защищена от вымерзания.

Объект исследования: Опавшие листья.

Предмет исследования: Опавшие осенние листья ( эксперименты).

Приблизительная продолжительность проекта:   1 -2 месяца

 Оборудование:

1. Телефон - фотоаппарат; 2. Компьютер; 3. Интернет; 4. Принтер; 5. Видеокамера; 6.  магнитофон для прослушивания музыки ; 7.Листья для  организации игр .

Методы:

Художественное слово.

чтение книг,

поиск информации в Интернете,

наблюдение,

эксперимент.

Актуальность

Осенние листья - золотые, пурпурные, рыжие. Такие яркие цвета в осеннюю пору приобретает листва у деревьев.

Летом у деревьев: берёзы, рябины, осины, клёна – у всех у них листья почти одинакового, зелёного цвета. Осенью желтеет листва у берёз, краснеет листва у рябины, черемухи…

Деревья – чувствуют малейшие изменения в природе. Стало  холоднее, световой день укоротился. Деревья реагируют незамедлительно – в их листьях начинают происходить изменения. Красные и жёлтые пигменты, присутствующие в листьях всегда, становятся заметными именно в осенний период. Именно листья делают осень привлекательной.  Так и хочется сказать: «Красавцы-листья, задержитесь подольше на ветках…».

Проблема экологического воспитания в наше время стала актуальна.

 Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами листьев, а так же почему они опадают  и для чего. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в природе,  прививать необходимость бережного отношения к природе .  Развивает наблюдательность, творческие способности. Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника. Наш проект мы назвали «Опавшие листья». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы в жизни. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе, дома. Почему была выбрана тема «Опавшие листья»? Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка. Листья  нужны всему живому на Земле.

Участники проекта: Дети старшей группы их родители и педагоги. Педагоги проводят с детьми целевую образовательную деятельность, родители под руководством педагогов выполняют различные домашние задания.

Подготовительный этап.

Подборка материала, пособий, литературы по теме.

Проведение беседы с ребёнком : «Польза опавших листьев», «почему листья опадают»

Чтение стихотворения об осеннем листике: Б. Заходер   «Падают ,падают листья».

Просматривание мультфильма «Листопад».

Презентация «Уж небо осенью дышало»

        На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

 Сбор листьев разной формы и окраски. Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».

 Беседы об осени; Чтение художественных произведений: «Листопадничек», И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина.

 Разучивание стихов и поговорок об осени; Пение песен об осени и слушание музыки; Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы.

 Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев.

 Поделки из природного материала; 

Исследовательский этап.

В течение проекта ребёнок вместе с взрослым:

Наблюдает за листьями, как они теряют цвет. (Начало- конец осени)

Проводят выборочные проверки : Что замерзает под листиком.

Беседует: «Жизнь без листьев», «Почему листья падают».

Знакомится со свойствами осенних листьев.

Раздел: «Одеяло из листьев»

В разделе представлены сделанные детьми совместно со взрослыми макеты. Макеты связаны с осенними явлениями в природе. В их нижней части  лежит толстый слой листьев.     Снизу разложены маленькие фигурки насекомых. Дети заглядывают под одеяло из листьев и находят всех, кто прячется под ним. О значении опавших листьев в жизни животных напоминают и другие макеты, также сделанные детьми  - среди опавших листьев спрятались уж и еж.

Раздел: «Волшебное превращение листьев»

В этом разделе родители с детьми представляют образцы листьев начиная с зеленого и заканчивая темным., почти разложившимся, который похож на сеточку.Промежуточные между ними занимают желтые, коричневые, желто- коричневые …Листья клена, вяза, осины.

Раздел: «Кому и для чего нужны опавшие листья»

В этом  разделе, помимо разных листьев ,макетов, представлены рисунки ,фотографии разных животных, которые так или иначе, используют листья. Например птицы делают гнездо, животные утепляют нору…некоторые народы делают дома из такого материала.

Раздел: «Листья вкусная еда»

Представлен иллюстрациями, мелкими игрушками, разными листьями. Его материалы напоминают о том, что листья – это корм для самых разных животных: от гусеницы до слона. Человек тоже употребляет в пищу листья некоторых растений (Капуста, салат , лавровый лист) Опавшие листья едят дождевые черви.(Наблюдения детей)

 Раздел «Листья лечат»

Небольшой стенд, сделанный вместе с детьми и взрослыми. На нем расположены коробочки с лекарственными растениями: крапивы, шалфея, брусники. Раздел рассказывает о лечебных свойствах некоторых листьев. Листики для фито чая.

Раздел: «Листья и почва»

Здесь находится модель почвы в стеклянной емкости. На дне емкости  находятся камушки сверху поочередно размещен слой глины и песка. В верхней части емкости находится слой плодородной почвы с корешками и сухими листьями. Этот раздел дополняют образцы разных почв в которых добавлены сухие листья. Ребята делают его вместе со взрослыми

Раздел: «Дерево загадок»

Дерево сделано из сухих веток. На них прикреплены бумажные листочки с загадками. Дети останавливаются возле дерева и отгадывают загадки. Этот раздел способствует семейному общению; дети вместе с родителями с удовольствием отгадывают загадки перед уходом из детского сада.

Уголок самостоятельной деятельности.

«Лиственная игротека»

Здесь ребенок самостоятельно или с родителями может выполнить ряд заданий. Например, собрать пару «плод- лист», подобрать к дереву соответствующий лист, узнать лист по его тени, выложить на фланелеграфе узор из листьев или какую - нибудь фигуру.

«Разложи листья в нужном порядке». На отдельном подносе лежит лупа, одноразовые тарелочки дети отсыпают немного однородной почвы и рассматривают, исследуют ,из чего она состоит, находят кусочки сухих листьев, корешки.

На другом подносе находятся сухие листья, песок, глина, камушки, По желанию дети самостоятельно могут сделать почву.

Заключительный этап

Художественно - творческая работа детей и родителей.

Аппликация: «Падают , падают листья…» (Итоговая совместная работа: ребенка, родителя и педагога .Лес остался без листьев. Что делать. Дети совместно с родителями укрывают насекомых ,животных под листьями ,чтобы они укрылись от мороза холодной длинной зимой.)

Задачи:

Закрепить знания о жизнененном цикле листа. Учить детей анализировать рассуждать, самостоятельно делать выводы.

Итоги проекта:

 1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.

2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством  . Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

3. Реализация данного проекта научила детей  с огромным желанием участвовать в экспериментальной деятельности.

Дети обогатили активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему.

Они расширили свой кругозор и закрепили знания о листьях, их строении и внешнем виде.

Закрепили информацию о пользе листьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах.

Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с деревьями и пользе опавших листьев. А так же объединил детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное экологическое воспитание.

Проблема,которую я затронула в своей статье очень актуальна.Современные дети совсем не те,что были раньше.Они жестокие,не берегут окружающую среду,а это ведет к полной дисгармонии в окружающей нас при...

Семейный экологический проект, номинация "А у нас во дворе"

Краевой конкурс "Семейные экологические проекты" сподвиг мою семью к нетрадиционному подходу к вопосу об охране природы. Материал может бять использован на занятиях по окружающему миру и развитию речи...

семейный экологическо-исследовательский проект "Здравствуй, дерево!"

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных работы дошкольного учреждения. Только совместными усилиями мы можем решить важную задачу- воспитание экологиче...

Семейный экологический проект, номиниция "Вода в доме"

Краевой конкурс « Семейные экологические проекты»номинация « Вода в доме» Работа по теме:«Вода в жизни нашей семьи»...

Семейно-экологическая лаборатория «Формы и методы работы с родителями по формированию природолюбия в семье: «Семейное счастье» на окошке взращу - к себе его в дом навсегда поселю!»

Настоящей работой я  хочу обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детей и родителей.Немало...

Проект по экологическому воспитанию "ЛИСТ-ПАРАШЮТИСТ"

Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универс...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СЕМЕЙНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения подготовки и проведения семейного экологического праздника в форме игры по станциям, направленного на формирование экологической кул...